Государственный бюджет, основные принципы его построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Исходя из цели, можно сформулировать ряд задач:
изучить особенности формирования государственного бюджета;
рассмотреть понятие бюджетного дефицита;
охарактеризовать суть государственного долга;
Проанализировать внешний и внутренний государственный долг РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие государственного бюджета 5
1.1. Общие принципы построения бюджетной системы 5
1.2. Доходы и расходы государственного бюджета 9
1.3. Суть бюджетного дефицита 19
Глава 2. Государственный долг как составная часть государственного бюджета 23
2.1. Экономическая суть понятия государственного долга 23
2.2. Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ 25
2.3. Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ 29
Заключение 32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

Кутырева Татьяна,4812б, Государственный бюджет.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

Вместе с тем в структуре государственного долга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного долга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

Поскольку внешняя задолженность фиксируется, погашается и обслуживается в иностранной валюте, то важным показателем платежеспособности страны наряду с объемом и темпами роста ВВП является экспорт товаров и услуг. Коэффициент "внешний долг/экспорт" является индикатором состояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накопленный объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя. На основе этих критериев страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем внешней задолженности. К первой группе относятся страны, у которых первый показатель выше 80% или превышает 220%. Для второй группы эти показатели колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%. Страны с небольшим объемом задолженности - менее 48 и 132% соответственно.

 

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего СССР, принятые РФ) складывается из:

1. задолженность перед  официальными кредиторами - членами  Парижского клуба;

2. задолженность перед  официальными кредиторами - не  членами Парижского клуба;

3. задолженность перед  официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ;

4. коммерческая задолженность  бывшего СССР;

5. задолженность перед  международными финансовыми организациями;

6. задолженность по  еврооблигационным займам;

7. задолженность по  ОВГВЗ;

8. задолженность по  гарантиям РФ в иностранной  валюте.10

В соответствии с указанным  Заявлением Правительства Российской Федерации, в коммерческую задолженность  бывшего СССР включаются:

1. контракты с рассрочкой  платежа;

2. краткосрочные или  среднесрочные коммерческие кредиты,  подтвержденные траттами и векселями;

3. тратты и векселя  с платежом по предъявлении;

4. отзывные и безотзывные  аккредитивы, включая аккредитивы  с рассрочкой платежа;

5. инкассо;

6. другие коммерческие  обязательства, которые могут  быть отнесены к урегулированию  по решению Правительства Российской Федерации.

К 1 апрелю 2010 года коммерческая задолженность бывшего СССР составлял 813,2 млн. долл.

Задолженность по гарантиям  Российской Федерации в иностранной  валюте на 1 апреля 2010 года составляет 841,0 млн. долл.

В абсолютном выражении  российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний государственный долг составляет 3% от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд., или 2,5% ВВП.

Для сравнения - после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 100,0% от ВВП.

Для сравнения - на начало 1999 года внешний долг России составлял 146,4% от ВВП.

Проблемы внешней задолженности  государства тесно взаимосвязаны  с денежно-кредитной, валютной, финансовой политикой, с платежным балансом, расчетным балансом, развитием экономики, наконец, с процессами, происходящими  на внутренних и мировых рынках ссудного капитала.

Следующая проблема относится  к источникам погашения внешнего долга. Обычно они предусматриваются  в государственном бюджете, для  чего отводится специальная статья. При погашении внешнего государственного долга необходимо соблюдать сроки  платежей, хотя поступление дополнительных доходов может и запаздывать. Поэтому дополнительные доходы не гарантируют погашение внешнего долга в установленный срок, хотя это и важный источник. К тому же у государства есть и другие серьезные потребности: повышение жизненного уровня населения, укрепление безопасности страны в условиях обострения международного положения. Правительство рассчитывает использовать значительную часть дополнительных поступлений для погашения внешней задолженности.

В целом можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:

1. снижается общий  объем;

2. повышается доля  рыночных инструментов (ОВГВЗ);

3. снижается долговая  нагрузка на экономику;

4. из-за благоприятной  внешней конъюнктуры тенденция  уменьшения внешнего долга будет  сохраняться и в дальнейшем.

2.3. Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ

 

Внутренний государственный  долг - финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных  программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

В РФ включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

 

Структура современного внутреннего долга РФ:

1. Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС), с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС):

2. Облигаций федерального  займа с постоянным купонным  доходом (ОФЗ-ПД), с амортизацией  долга (ОФЗ-АД).11

Купонные облигации  могут выпускаться с фиксированной  процентной ставкой, доход по которой  выплачивается постоянно на протяжении всего срока обращения облигации. Установление фиксированной процентной ставки возможно при стабильной экономике, когда колебания цен и процентных ставок весьма незначительны. В условиях высоких и резко изменяющихся процентных ставок установление фиксированной номинальной доходности чревато большим риском для эмитента. При снижении процентных ставок эмитент должен будет выплачивать инвесторам доход по ставке, зафиксированной при эмиссии облигаций.

Облигации федерального займа (ОФЗ) - облигации, выпускаемые  Министерством финансов Российской Федерации. Данные облигации являются купонными, т. е. по ним предусмотрены  процентные выплаты по купонам. По некоторым выпускам ОФЗ в определенные даты предусматривается частичное погашение номинала (амортизация долга). Данные облигации попадают в категорию государственных облигаций.

Срок обращения ОФЗ  устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел от доходности по ГКО и устанавливался в виде процента от номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ.

Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом  являются именными купонными среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет) государственными ценными  бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости. Размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения. Частота выплат по купону 1 раз в год. Номинал 1 000 рублей.

Облигации федерального займа с амортизацией долга впервые  выпущены в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет. При этом по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ, в период их обращения производятся регулярные выплаты накопленного купонного дохода (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг со столь длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является несомненным достижением Минфина. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.

Объем внутреннего государственного долга Российской Федерации, выраженного  в государственных ценных бумагах, снизился по сравнению с показателем  на 1 января 2009г. (1 трлн. 421 млрд. 439 млн. руб.) на 1,7% и составил на 1 апреля 2009г. 1 трлн. 397 млрд. 268 млн. руб.

В структуре внутреннего  долга наибольшую долю (63,12%) на 1 апреля 2009 г. занимали ОФЗ-АД в сумме 882,026 млрд. руб. ОФЗ-ПД - 23,61% в сумме 329,999 млрд. руб. ОФЗ-ФК составляли в структуре долга 1,27% - 17,828 млрд. руб. ГСО-ФПС составляли 9,44%, или 132 млрд. руб., ГСО-ППС - 2,53%, или 35,415 млрд. руб.

Эволюция рынка государственных  ценных бумаг вполне логично разбивается  на этапы, которые отражают его интенсивное развитие, появление ресурсных ограничений, открытие рынка для внешнего капитала, возникновение глубокого кризиса. На текущий момент можно выделить пять этапов развития российского рынка внутреннего долга.

Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО) (млн. руб.) на 1 января 2011 года 2 461 590,92

 

 

Заключение

 

В своей курсовой работе я изучила особенности формирования государственного бюджета, раскрыла тему бюджетного дефицита, а так же проанализировала внешний и внутренний государственный долг Российской Федерации, так же я изучила экономический смысл таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, бюджетный дефицит, государственный долг. Таким образом, я могу сделать вывод, что бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства. 

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный  инструмент. Бюджет возникает и действует  там, где существует государство  и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

 

Список литературы

 

  1. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Санкт-Петербург:      СПбГУЭФ,  2001

 

  1. Казаков А.П., Минаева Н.В. «Экономика (микро-, макро- и прикладная экономика)» Москва: 1999г.

 

  1. Борисоф Е.Ф. «Экономическая теория» - М.: Юрайт, 2005 г.

 

  1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. " Экономикс " – М.: 2003 г.

 

  1. Ларина Л.С. Бюджетная система Российской Федерации.– М.: Юриспруденция, 2006 г.

 

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, «Дело и сервис», 2000 г.

 

  1. Булатова А.С.  Экономика: учебник. Москва: Бек. 1994 г.

 

  1. Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004 г.

 

  1. Шохин А. Н. Внешний долг России. - М.: 1997 г.

 

  1. Астапов К.Л. Управление внешним и внутренним долгом в России/ К.Л. Астапов// Мировая экономика и международные отношения.-2003.-№2

1 Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Санкт-Петербург: СПбГУЭФ,  2001

2А.П. Казаков, Н.В. Минаева «Экономика (микро-, макро- и прикладная экономика)» Москва 1999г.

3 Борисоф Е.Ф. «Экономическая теория» - М.: Юрайт – Издат, 2005 г.

4 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. " Экономикс " – М.: 2003 г.

5 Бюджетная система Российской Федерации. Ларина Л.С. – М.: Изд-во Юриспруденция. 2006

6 Агапова Т.А. , Серегина С.Ф. Макроэкономика. Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, «Дело и сервис», 2000

7 Булатова А.С.  Экономика: учебник. Москва: Бек. 1994

8 Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004

9 Шохин А. Н. Внешний долг России. - М.: 1997.

10 Астапов К.Л. Управление внешним и внутренним долгом в России/ К.Л. Астапов// Мировая экономика и международные отношения.-2003.-№2

11 http://www.finekon.ru/strukrura%20gos%20dolg.php

 

 




Информация о работе Государственный бюджет, основные принципы его построения