Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:35, курсовая работа
Исходя из цели, можно сформулировать ряд задач:
изучить особенности формирования государственного бюджета;
рассмотреть понятие бюджетного дефицита;
охарактеризовать суть государственного долга;
Проанализировать внешний и внутренний государственный долг РФ.
Введение 3
Глава 1. Понятие государственного бюджета 5
1.1. Общие принципы построения бюджетной системы 5
1.2. Доходы и расходы государственного бюджета 9
1.3. Суть бюджетного дефицита 19
Глава 2. Государственный долг как составная часть государственного бюджета 23
2.1. Экономическая суть понятия государственного долга 23
2.2. Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ 25
2.3. Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ 29
Заключение 32
Список литературы 33
Вместе с тем в структуре государственного долга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного долга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.
Поскольку внешняя задолженность фиксируется, погашается и обслуживается в иностранной валюте, то важным показателем платежеспособности страны наряду с объемом и темпами роста ВВП является экспорт товаров и услуг. Коэффициент "внешний долг/экспорт" является индикатором состояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накопленный объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя. На основе этих критериев страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем внешней задолженности. К первой группе относятся страны, у которых первый показатель выше 80% или превышает 220%. Для второй группы эти показатели колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%. Страны с небольшим объемом задолженности - менее 48 и 132% соответственно.
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) складывается из:
1. задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба;
2. задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба;
3. задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ;
4. коммерческая задолженность бывшего СССР;
5. задолженность перед
международными финансовыми
6. задолженность по еврооблигационным займам;
7. задолженность по ОВГВЗ;
8. задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте.10
В соответствии с указанным Заявлением Правительства Российской Федерации, в коммерческую задолженность бывшего СССР включаются:
1. контракты с рассрочкой платежа;
2. краткосрочные или
среднесрочные коммерческие
3. тратты и векселя с платежом по предъявлении;
4. отзывные и безотзывные
аккредитивы, включая
5. инкассо;
6. другие коммерческие
обязательства, которые могут
быть отнесены к
К 1 апрелю 2010 года коммерческая задолженность бывшего СССР составлял 813,2 млн. долл.
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте на 1 апреля 2010 года составляет 841,0 млн. долл.
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний государственный долг составляет 3% от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд., или 2,5% ВВП.
Для сравнения - после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 100,0% от ВВП.
Для сравнения - на начало 1999 года внешний долг России составлял 146,4% от ВВП.
Проблемы внешней
Следующая проблема относится к источникам погашения внешнего долга. Обычно они предусматриваются в государственном бюджете, для чего отводится специальная статья. При погашении внешнего государственного долга необходимо соблюдать сроки платежей, хотя поступление дополнительных доходов может и запаздывать. Поэтому дополнительные доходы не гарантируют погашение внешнего долга в установленный срок, хотя это и важный источник. К тому же у государства есть и другие серьезные потребности: повышение жизненного уровня населения, укрепление безопасности страны в условиях обострения международного положения. Правительство рассчитывает использовать значительную часть дополнительных поступлений для погашения внешней задолженности.
В целом можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:
1. снижается общий объем;
2. повышается доля рыночных инструментов (ОВГВЗ);
3. снижается долговая нагрузка на экономику;
4. из-за благоприятной
внешней конъюнктуры тенденция
уменьшения внешнего долга
Внутренний государственный
долг - финансовые обязательства государства,
возникающие в связи с
В РФ включает в себя долговые
обязательства Правительства
Структура современного внутреннего долга РФ:
1. Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС), с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС):
2. Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с амортизацией долга (ОФЗ-АД).11
Купонные облигации
могут выпускаться с
Облигации федерального займа (ОФЗ) - облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. Данные облигации являются купонными, т. е. по ним предусмотрены процентные выплаты по купонам. По некоторым выпускам ОФЗ в определенные даты предусматривается частичное погашение номинала (амортизация долга). Данные облигации попадают в категорию государственных облигаций.
Срок обращения ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел от доходности по ГКО и устанавливался в виде процента от номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ.
Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом являются именными купонными среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет) государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости. Размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения. Частота выплат по купону 1 раз в год. Номинал 1 000 рублей.
Облигации федерального займа с амортизацией долга впервые выпущены в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет. При этом по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ, в период их обращения производятся регулярные выплаты накопленного купонного дохода (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг со столь длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является несомненным достижением Минфина. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.
Объем внутреннего государственного долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, снизился по сравнению с показателем на 1 января 2009г. (1 трлн. 421 млрд. 439 млн. руб.) на 1,7% и составил на 1 апреля 2009г. 1 трлн. 397 млрд. 268 млн. руб.
В структуре внутреннего долга наибольшую долю (63,12%) на 1 апреля 2009 г. занимали ОФЗ-АД в сумме 882,026 млрд. руб. ОФЗ-ПД - 23,61% в сумме 329,999 млрд. руб. ОФЗ-ФК составляли в структуре долга 1,27% - 17,828 млрд. руб. ГСО-ФПС составляли 9,44%, или 132 млрд. руб., ГСО-ППС - 2,53%, или 35,415 млрд. руб.
Эволюция рынка
Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО) (млн. руб.) на 1 января 2011 года 2 461 590,92
В своей курсовой работе я изучила особенности формирования государственного бюджета, раскрыла тему бюджетного дефицита, а так же проанализировала внешний и внутренний государственный долг Российской Федерации, так же я изучила экономический смысл таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, бюджетный дефицит, государственный долг. Таким образом, я могу сделать вывод, что бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.
Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.
1 Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, 2001
2А.П. Казаков, Н.В. Минаева «Экономика (микро-, макро- и прикладная экономика)» Москва 1999г.
3 Борисоф Е.Ф. «Экономическая теория» - М.: Юрайт – Издат, 2005 г.
4 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. " Экономикс " – М.: 2003 г.
5 Бюджетная система Российской Федерации. Ларина Л.С. – М.: Изд-во Юриспруденция. 2006
6 Агапова Т.А. , Серегина С.Ф. Макроэкономика. Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, «Дело и сервис», 2000
7 Булатова А.С. Экономика: учебник. Москва: Бек. 1994
8 Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
9 Шохин А. Н. Внешний долг России. - М.: 1997.
10 Астапов К.Л. Управление внешним и внутренним долгом в России/ К.Л. Астапов// Мировая экономика и международные отношения.-2003.-№2
11 http://www.finekon.ru/
Информация о работе Государственный бюджет, основные принципы его построения