Государственный бюджет, основные принципы его построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Исходя из цели, можно сформулировать ряд задач:
изучить особенности формирования государственного бюджета;
рассмотреть понятие бюджетного дефицита;
охарактеризовать суть государственного долга;
Проанализировать внешний и внутренний государственный долг РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие государственного бюджета 5
1.1. Общие принципы построения бюджетной системы 5
1.2. Доходы и расходы государственного бюджета 9
1.3. Суть бюджетного дефицита 19
Глава 2. Государственный долг как составная часть государственного бюджета 23
2.1. Экономическая суть понятия государственного долга 23
2.2. Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ 25
2.3. Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ 29
Заключение 32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

Кутырева Татьяна,4812б, Государственный бюджет.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

Разбалансированность  отечественной экономики, тяжелое  финансовое положение страны выдвинули  на первый план двуединую задачу - сокращения бюджетных расходов и одновременного повышения эффективности использования бюджетных средств. Главная трудность в решении этой задачи заключается в том, что на пути подчас неоправданного роста бюджетных расходов еще не создано непреодолимых преград, а оценка бюджетных расходов с позиций их народнохозяйственной и социальной эффективности затруднена в связи с отсутствием необходимой нормативной базы. Существующая практика формирования бюджета свидетельствует о том, что доступ к государственным финансовым ресурсам все еще сравнительно свободен, что создает возможности для неэффективного использования бюджетных ассигнований. Положение усугубляется тем, что система бюджетного финансирования, под которой понимается предоставление бюджетных средств юридическим и физическим лицам на определенных условиях и в соответствии с установленными принципами, сложилась еще в 30-е годы и в течение всего последующего времени не претерпела радикальных изменений. Между тем условия хозяйствования в 30-е и 90-е годы коренным образом различаются, порождая неадекватность действующей сегодня системы бюджетного финансирования экономическим ориентирам рыночного хозяйства.

О необходимости отказа от ранее использовавшихся административно-командных  методов управления с их субъективно-волевыми решениями говорилось уже давно. Но пока что делаются лишь первые радикальные шаги по пути наиболее эффективного и рационального инвестирования бюджетных средств.

Так, принято решение  о прекращении с 1992 г. бюджетного дотирования малорентабельных и  убыточных предприятий; скорректирован механизм дотирования других расходов - вместо предоставления бюджетных дотаций на покрытие общей суммы убытков (затрат), бюджетные средства выделяются под конкретные виды продукции на строго определенное время; внесены изменения и в порядок финансирования затрат по народному хозяйству - вместо финансирования деятельности отдельных предприятий бюджетные средства предоставляются на осуществление целевых комплексных программ; ассигнования из бюджета выделяются в основном на затраты по совершенствованию отраслевой и территориальной структуры общественного производства.

И все же задача обеспечения  высокой эффективности используемых государством средств налогоплательщиков пока не решена. Необходима коренная перестройка бюджетных отношений и, прежде всего в материальном производстве, где бюджетное финансирование следует быстрее заменить системой субсидирования, при которой обязательными условиями предоставления средств выступали бы конкурсная борьба претендентов за сами субсидии и отбор более эффективных вариантов инвестирования бюджетных средств на основе сопоставления проектно-сметной документации и финансовых расчетов.

 

Итак, расходы бюджета  подразделяются на две группы:

1. бюджет текущих расходов

2. бюджет развития, куда  включаются расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и  незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при  недостатке доходных источников. Сокращение может производиться только по защищенным статьям.

    1. Суть бюджетного дефицита

 

Бюджетный дефицит - сумма  денег, на которую за данный период расходы правительства, фирмы, организации, семьи, гражданина превосходят его  доходы. На микроэкономическом (частном) уровне он служит одним из основных показателей банкротства фирмы; на макроэкономическом - одним из факторов развития инфляционного процесса, показателем кризисного состояния государственных финансов.5

За последние семь лет произошел резкий скачок бюджетного дефицита. Он привел к быстрому росту государственного долга как внутреннего, так и внешнего. Если учесть, что положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта, и бюджетном дефиците не свыше 2-3%, то нынешнее финансовое положение страны можно оценить как тяжелейший кризис, ибо и по дефициту бюджета, и по государственному долгу превышены предельно допустимые нормы.

Основными причинами  резкого скачка бюджетного дефицита в конце 80-х начале 90-х годов явились:

- низкая эффективность  общественного производства, усугубляемая  малой результативностью внешнеэкономических  связей;

- нерациональная структура  бюджетных расходов, усиленная стремлением  жить не по средствам, осуществляя  крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам и т. п.;

- неэффективный бюджетный  механизм, не позволяющий государству  использовать его в качестве  стимула развития экономики и  социальной сферы.6

Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело  к нарастанию инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги (видимая инфляция) и резком повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса подавленная, т.е. скрытая инфляция. Нарастание инфляционных процессов существенно снижает жизненный уровень населения, ведет к обострению социальной напряженности.

Стремление к равновесию бюджетных доходов и расходов путем сбалансированности государственного бюджета - это сегодня одна из главных  задач. Только решая ее, можно проводить  целенаправленную финансовую политику.

Итак, дефицит государственного бюджета - финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможная величина всех его доходов.

Как же государство может  справиться с дефицитом своего бюджета? Мировая практика знает четыре основных способа решения этой проблемы:

1. Сокращение бюджетных  расходов. Этот путь преодоления  бюджетного дефицита самый простой  и самый болезненный, т.к. государство  обычно финансирует те нужды  общества, которые не могут быть  охвачены рынком в силу их неприбыльности. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно резко ударяет по самым незащищенным слоям общества.

2. Изыскание источников  дополнительных доходов. С ростом  инфляции быстро растут абсолютные  суммы доходов фирм и граждан,  а значит, и налоги с этих доходов. Но вследствие инфляции растут и расходы бюджета. Как показывает мировой опыт, расходы бюджета возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, и дефицит не сокращается, а даже возрастает. Причина простая: расходы надо осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен.

3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных  денег, используемых для финансирования  государственных расходов. Самый  легкий и самый опасный способ  затыкания дыр в бюджете - эмиссия наличных и безналичных денег сверх реальных потребностей экономики. Такая эмиссия подобна финансовому наркотику - она на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию. Конечно, государству напечатать дополнительные деньги нетрудно и выплатить ими повышенную зарплату. Но общенациональный рынок сразу определит истинную цену этим деньгам, отреагировав на их появление скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому избыточная эмиссия денег - мотор инфляции, а бюджет всегда проигрывает "гонку" с инфляцией.

4. Одалживание денег  у граждан, банков, хозяйственных  организаций, других государств  и иностранных финансовых организаций.  Подобно гражданину или хозяйственной  организации государство при  нехватке денег может их одолжить, прежде всего, у собственного государственного банка (этот путь сегодня и использует Россия), но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограничены. Кроме того, изымая деньги из Центрального Банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить от кредитования частных фирм и банков. Поэтому оказывается выгоднее одолжить деньги у граждан и хозяйственных организаций страны.7

Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета не превышает 5% ВНП страны, то он допустим. Ежегодные бюджетные дефициты, складываясь, образуют государственный долг.

 

Глава 2. Государственный долг как составная часть государственного бюджета

2.1. Экономическая суть понятия государственного долга

 

Государственный долг - это  долговые обязательства государства  перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Долговые обязательства  РФ могут быть в форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных  займов, осуществляемых посредством  выпуска ценных бумаг от имени  Правительства РФ, а также других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ. Порядок, условия выпуска и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. 8

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в рублях. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Внутренний государственный  долг РФ включает в себя задолженность по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации  производится Центральным банком РФ и его учреждениями. Правительство  РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведения о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.

Государственным внешним  долгом РФ являются долговые обязательства  Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в евро и долларах США.

Внешний государственный  долг РФ включает в себя задолженность  по кредитам правительств иностранных  государств (в том числе официальным  кредиторам Парижского клуба и бывшим странам СЭВ), по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм (кредиторы Лондонского клуба), по кредитам международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) и государственные ценные бумаги России (еврооблигационные займы, ОВВЗ).

Внешние заимствования  осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского долга. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина РФ, а их порядок определяется Правительством РФ.

Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:

  • срок действия - долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет; право эмиссии - эмитентом долговых обязательств РФ могут выступать центральное правительство, правительства национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления;
  • признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства РФ могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;
  • по форме займы делятся на облигационные и безоблигационные; облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг; безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств. 9

Займы также классифицируются по форме выплаты доходов и  методам размещения.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных  соглашениях, где оговаривается  уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия. Внешние облигационные  займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

Взятые взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих  субъектов и других стран поступают  в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы в разных формах используются для покрытия бюджетного дефицита.

2.2. Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ

 

Размер государственного долга в абсолютном выражении  не дает полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП.

Информация о работе Государственный бюджет, основные принципы его построения