Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:49, реферат
Бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Виды хозяйственного учета
Начальным моментом хозяйственного учета является наблюдение фактов и явлений хозяйственной деятельности.
Различают три вида хозяйственного учета:
оперативный;
бухгалтерский;
статистический.
Основные принципы построения бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Виды хозяйственного
учета
Начальным моментом хозяйственного учета является наблюдение фактов и явлений хозяйственной деятельности.
Различают три вида хозяйственного учета:
оперативный;
бухгалтерский;
статистический.
Оперативный учет служит
для отражения информации в ее
направленности на управление конкретными
хозяйственными операциями.
Бухгалтерский учет
предназначен для управления производственными
коллективами, выявления резервов хозяйственной
деятельности и контроля за ними. Главной
особенностью бухгалтерского учета является
то, что вся информация должна быть документально
оформлена.
Статистический учет отражает экономические, социальные, демографические и другие аспекты, необходимые для управления на региональном и общегосударственном уровне.
Метод бухгалтерского
учета
Основой методологии
бухгалтерского учета является система
способов и набор определенных приемов,
которые применяются в
Система способов и приемов составляет метод бухгалтерского учета и включает следующие основные элементы:
Документация —
это первичная регистрация
Счета (синтетические и аналитические) -
Двойная запись — прием, который означает, что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется с помощью системы счетов с применением метода двойной записи.
Инвентаризация — способ проверки соответствия фактического наличия имущества по данным бухгалтерского учета.
Оценка -способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников.
Калькуляция -способ группировки затрат и определения себестоимости.
Бухгалтерский баланс — способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу, размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату.
Отчетность -единая система показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации и результаты ее хозяйственной деятельности.
Документация
Документ в переводе
с латинского языка означает свидетельство,
доказательство. С помощью документов
осуществляется первичная регистрация
хозяйственных операций. Они обеспечивают
сплошное и непрерывное отражение
хозяйственной деятельности предприятия.
Каждый отдельный документ — письменное
свидетельство факта совершения
хозяйственной операции. Бухгалтер
особое внимание уделяет сохранности
документов, которые подшиваются
в специальные папки. При автоматизированной
обработке данные первичных документов
переносят на технические носители
информации, создавая при этом базу
данных. Хранение документов осуществляется
в течение определенного
Юридическую силу документу придают следующие обязательные реквизиты, без которых он не считается действительным:
наименование документа и организации;
дата составления;
содержание хозяйственной операции;
измерители;
наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
личные подписи
указанных лиц.
Данные первичных документов в дальнейшем группируются и обобщаются в учетных регистрах.
Счета
Счета (синтетические и аналитические) являются инструментом кодировки, учета и группировки однородных хозяйственных средств и операций. Каждый счет представляет таблицу, в которой накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования. По каждому учетному объекту, категории средств и источников открывают отдельный счет. Счета служат для систематизации и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам. Левая часть счета называется дебетом, правая — кредитом.
Двойная запись
Отражение каждой хозяйственной операции на двух взаимосвязанных счетах, по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме, называется двойной записью. Благодаря двойной записи осуществляется контроль за правильностью ведения учета по объектам. Кодировка хозяйственной операции с помощью двойной записи носит название бухгалтерской проводки. Например, получение материалов от поставщиков оформляется следующей проводкой: дебет счета 10 "Материалы" и кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Инвентаризация
Проверка соответствия фактического наличия средств, их источников, а также состояния расчетов с дебиторами и кредиторами осуществляется с помощью инвентаризации.
Оценка
Для получения обобщающих
показателей о различных
Так, нормативными документами установлено, что в бухгалтерском балансе:
основные средства, нематериальные активы отражаются по остаточной стоимости;
производственные запасы оцениваются по фактической стоимости их приобретения и заготовления;
готовая продукция
— по фактической производственной
стоимости и т.д.
Основные принципы
оценки устанавливаются
Калькуляция
Для осуществления
контроля необходимо знать величину
затрат на производство продукции, а
также себестоимость каждого
ее вида. Это достигается с помощью
калькуляции. Документально обоснованные
данные, выраженные в денежной форме,
сгруппированные на счетах бухгалтерского
учета с применением двойной
записи и проверенные с помощью
инвентаризации, служат основанием для
калькуляции. Калькуляция — способ
группировки затрат и исчисления
себестоимости средств и
Бухгалтерский баланс
Сгруппированная информация по счетам, полученная с использованием двойной записи, и исчисленный финансовый результат необходимы для дальнейшего укрупненного обобщения показателей деятельности предприятия. Средства предприятия участвуют в процессе производства непрерывно. Для того чтобы определить величину средств и дать им экономическую оценку, составляют бухгалтерский баланс. Это документ, фиксирующий в обобщенном виде состояние средств предприятия, их источников и результаты хозяйственной деятельности на определенную календарную дату (начало квартала, года) в единой денежной оценке. Он состоит из двух частей: левая — актив, правая — пассив. В активе отражаются сгруппированные по видам средства предприятия, в пассиве — источники этих средств. Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, с одной стороны, по составу и размещению, с другой — по источникам его образования. Отсюда и название этого документа (в переводе с французского — равновесие). Равенство сумм актива и пассива обусловлено тем, что все хозяйственные средства предприятия обязательно имеют определенный источник своего возникновения. Эта сумма называется "валютой баланса".
Отчетность
Бухгалтерский баланс представляет собой основную отчетную форму, которая характеризует размер имущества и финансовое состояние предприятия. В соответствии с федеральным законом РФ "О бухгалтерском учете" отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Составление и рассмотрение бухгалтерской отчетности — завершающий этап учетной работы предприятия.
Вывод
Рассмотренные выше методы применяются в органической связи друг с другом. Они обеспечивают непрерывное, сплошное и документальное обоснованное отражение в бухгалтерском учете объектов в денежном, трудовом и натуральном измерителях.
Информация о работе Основные принципы построения бухгалтерского учета