Бюждетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Бюджетный процесс , принятие, исполнение бюджета

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 4
1.1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА, ПРИНЦИПЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ И СТАДИИ 4
1.2 ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 8
1.3 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН — ЕГО ЦЕПЬ И СОДЕРЖАНИЕ 8
1.4 МЕХАНИЗМ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 9
1.5 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ В ХОДЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 17
2. ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ 21
2.1 АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ЗА 2003-2004 ГОДЫ 21
2.2 ИСПОЛНЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа содержит 1 файл

бюдж-проц1.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

   В бюджетной сфере финансирование  и повышение заработной платы  на треть в северных регионах, где нефтяники получают существенные высокие средства, а бюджетный работник 5—6 тыс. руб. — в три раза меньше, чем в среднем, это одно. Поэтому нужно дифференцировать подход по субъектам Российской федерации и создать механизмы, которые позволяют субъектам Российской Федерации самим осуществлять полномочия в области заработной платы. Такая политика в текущем году будет закреплена в соответствующем законе, который должен быть принят до 1 октября и тем самым более мягко и гибко будет совершен переход к повышению окладов по всей системе бюджетной сферы в стране.

   Надо  также отметить самую существенную статью увеличения социальных расходов — это значительное повышение пенсий, которые выплачиваются из бюджета. Прежде всего, это — пенсии военнослужащим. Общее повышение составляет по ряду групп пенсионеров полтора — два раза роста пенсии.

   Таким образом, в текущем году сохраняется  социальная направленность бюджет» по самым необходимым, острым вопросам по улучшению финансирования отдельных сфер. Например, на такие отрасли, как образование, научные работы, рост расходов увеличен больше, чем на 21 процент (существенно больше, чем инфляция), на такие отрасли, как судебная система — больше, чем на 30 процентов, такие отрасли, как обороноспособность - на 26 процентов. В связи с особой ситуацией, связанной с необходимостью укрепить наши правоохранительных органы в борьбе с терроризмом, на 47 процентов увеличен раздел правоохранительная деятельность и безопасность государства.

   Таким образом, этот бюджет несет в себе те приоритеты, которые сегодня оценивает и общество как свои приоритеты. Все эти вопросы были изучены на всех стадиях рассмотрения бюджета и сегодня можно сказать — это плод совместного труда, который максимально отвечает на вопросы и простых граждан.

   Конечно, у нас есть особые вопросы в области межбюджетных отношений и сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. В ходе реформы налоговой системы и перераспределения, закрепления отдельных налогов, отдельных новых ставок за различными уровнями бюджетной системы приходится несколько менять нормативы, менять закрепленные доходы за субъектами Федерации, что вызывает беспокойство субъектов, особенно у «доноров».

 Но  в целом можно сказать, что  политика на 2005 г. в основном сбалансирована, хотя остаются вопросы, которые должны быть решены в течение года в пределах полномочий, которые есть у Правительства.

 На  2005 г. и на 2006 г. надо рассматривать вопрос о создании долгосрочных нормативов, долгосрочных ориентиров для субъектов Российской федерации, не пересматривать так часто сами нормативы. Думаю, что к маю 2005 г., когда будут ясны параметры бюджета 2005 г. и основные показатели социально-экономического развития на 2005 г., будут внесены окончательные предложения. Соответствующее решение Правительство уже приняло и соответствующее поручение Министерству финансов и Министерству экономического развития и торговли уже дано, — в части налоговой политики определиться с составом налогов и их распределением на 2005—2006 гг. к 1 февраля и в части расходной политики и расходных полномочий, включая изменения и вступление в силу закона о местном самоуправлении, закона об исполнительных и представительных органах власти с 1 января 2006 г. Такое же распределение надо сделать и на 2006 г. Таким образом, к маю текущего года следует определиться но налоговой и расходной политике для всех субъектов Российской Федерации заранее, как минимум, на два года вперед.

 При благоприятном стечение обстоятельств, при нормальном планировании можно  будет дальше на каждые три года планировать такие стабильные нормативы.

 Понятно, что наша страна еще зависит от внешнеэкономической конъюнктуры и цен на сырьевые товары, экспортируемые из России, составляющие более 80 процентов нашего экспорта, обеспечивающие положительный платежный баланс нашей страны и стабильность нашей валюты. Мы должны быть готовы и к таким рискам, которые связаны с возможным сокращением цен на нефть и цен на другие сырьевые товары. Уверен, что федеральный бюджет 2005 г. позволит решить эти проблемы.

 В результате уже 10 декабря 2004 г., предваряя окончательное принятие бюджета 2005 г., рейтинговое агентство Moody's, одно из «едущих в мире агентств, которое определяет как независимый оценщик экономическую политику разных стран и крупнейших компаний, в очередной раз повысило рейтинг России. Это означает, что в глазах специалистов, аналитиков, мирового" сообщества, инвестиционных групп мы обеспечиваем стабильное развитие и сохранение основных положительных тенденций, достигнутых за последние два года и в области экономического роста, и области снижения инфляции, в области повышения реальных доходов населения.

 Можно быть уверенным, что бюджет, являясь  ядром экономической политики, сегодня  обеспечивает стабильность этих позитивных тенденций.7 

2.2 Исполнение и формирование местного бюджета

 
 

     Исполнение - основная и наиболее ответственная часть бюджетного процесса. Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти.

     Именно  на этой стадии  осуществляется практическая реализация составленного и утвержденного бюджета. Тем самым дается оценка всей предварительной деятельности как исполнительных органов власти в деле составления, так и представительных органов в ходе рассмотрения и утверждения. Основная цель последней фазы бюджетного процесса заключается в обеспечении  достаточного финансирования государственных мероприятий, предусмотренных бюджетами, на основе своевременного и полного поступления доходов.

     Установление  местных налогов должно базироваться в первую очередь на общих принципах методологии исчисления и взимания. Бесконтрольное введение новых налогов, с учетом недостаточного уровня правовых и экономических знаний депутатов местных органов власти, привело к установлению непосильного налогового бремени для налогоплательщиков, к налоговому произволу на местах, уменьшению предпринимательской активности.

     В этой связи актуальным представляется вопрос о так называемом «Фискальном  Федерализме», о котором в последние  время много пишут специалисты, занимающиеся проблемами бюджетного регулирования. Определяется фискальный федерализм как принципы разделения налоговых полномочий между федеральной властью региональной и местными органами самоуправления. Главная цель - распределение доходов между различными уровнями бюджета на научной основе. В РФ эта проблема, к сожалению, до сих пор не решена. Определенные бюджетные права субъектами федерации и местными органами получены, но трудно назвать их отношения с центром оптимальными и тем более научно обоснованными. Кроме того, нельзя не сказать об обострившихся в последние время отношениях между органами местного самоуправления и региональными властями. Субъекты федерации, пользуясь несовершенством налогового законодательства, стали концентрировать доходные источники бюджета на своем уровне, практически обрекая местные бюджеты на дотационное существование. Доля регулирующих источников в структурах доходов городов, районов значительно увеличилась, что делает развитие экономики на местах еще более зависимым от желания вышестоящих властей решать эти проблемы, а то и от умения местных властей «пробить» большой процент отчислений от регулирующих источников дохода.

     В этой ситуации органы местного самоуправления объективно заинтересованы в правовом укреплении системы местных налогов, как наиболее автономного источника доходов.

     Говоря  о рациональном распределении налоговых  доходов по территориям, необходимо иметь в виду, что в последнее время наметилась еще одна тенденция, не учитывать которую было бы неразумно. Речь идет о том, что в последнее время понятие «бюджетная» и «финансовая обеспеченность муниципалитетов», бывших ранее почти синонимами, сегодня все больше различаются и по количественной и сущностной характеристикам. Ранее территориальные и местные органы власти кроме бюджета практически не имели других источников финансирования своих расходов. Сегодня ситуация радикально изменилась. Это связано, прежде всего, с тем, что происходит коммерциализация социальной сферы. Теперь налогоплательщик помимо налогов оплачивает из собственных доходов все больше социальных расходов: коммунальное обслуживание, плата за жилье, образование, здравоохранение и т. д. Соответственно снижается доля бюджетных расходов в обеспечении государством социальных гарантий. Многие крупные предприятия, избавившись от необходимости содержать на своем балансе массивную сеть социальной инфраструктуры, производят существенные денежные выплаты своим работникам, компенсирующие возрастающие собственные расходы на социальные нужды. Кроме того, в территориальных и местных бюджетах появляются новые статьи доходов, связанные с коммерческой деятельностью самих органов власти и управления.

     Таким образом происходит постепенная, но все более ощутимая переориентация доходов региональных и местных бюджетов на неналоговые поступления. Более того, региональные местные власти все более активно выходят на рынок капитала, формулируя еще один нетрадиционный источник доходов своих бюджетов - заемные средства.

     В заключении хотелось бы отметить, что  система местных налогов и  сборов выступает составной частью национальной налоговой системы; ее существование отвечает в первую очередь интересам органов местного самоуправления, поскольку они являются стабильным и самостоятельным источником доходов местных бюджетов. В тоже время выполнение ряда общегосударственных социальных задач невозможно без привлечения местных финансовых ресурсов8.

     Однако, несмотря на большую роль местных  налогов в формировании местных  бюджетных средств, для местного налогообложения в налоговой  системе РФ явно занижена относительно уровня самостоятельности органов местного самоуправления и значения социальных задач, которые они решают. Поэтому одним из направлений налоговых преобразований в этой области должно стать возрастание доли местных налогов в бюджетной обеспеченности территорий при сохранении правового единства налоговой системы в целом.

    С целью увеличения собственной доходной базы областного бюджета в 2001 году в области будут проведены следующие мероприятия: введение на территории Нижегородской области единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; введение налога с продаж; введение платы за патент хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию горюче-смазочных материалов; пересмотр ставок налога на игорный бизнес в сторону их увеличения; разработка механизма привлечения средств через займы;  продолжение работ по инвентаризации недвижимости на территории области и ее оценки; - повышение поступлений арендной платы за использование нежилых помещений областной собственности за счет введения методики определения арендной платы , в которой за базу при расчете арендной платы принимается величина стоимости строительства 1 кв. м., передачи нежилых помещений в аренду по конкурсу и упорядочения льгот.

    В целях улучшения результатов  исполнения доходной части бюджета в 2005г. в Нижегородской области предлагаются следующие меры:

  1. сократить перечень налоговых льгот за счет отмены неэффективных и нецелесообразных льгот, в частности, пересмотреть перечень предприятий, входящих в состав территориально - производственных зон, а также предоставленных им льгот с целью их сокращения;
  2. рассмотреть на Законодательном Собрании и Губернатором Нижегородской области вопрос о возможности ограничения перечня предприятий, зарегистрированных в ЗАТО «Саров»;
  3. сократить недоимки путем усиления налоговыми органами контроля за движением средств на расчетных счетах предприятий-недоимщиков, осуществления мер по аресту и реализации имущества, принадлежащего предприятиям - должникам в бюджет, а также мер, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.99г. № 516 "О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций"; обеспечивая  преимущество налоговых платежей при установлении порядка списания средств со счета предприятия-должника; налаживания индивидуальной работы с крупными неплательщиками налогов путем установления налоговых постов, введения представителей налоговой администрации в аппарат управления;

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключении данной работы сделаем ряд  выводов:

     Важнейшей составной частью бюджетного устройства выступает бюджетный процесс. Бюджетный процесс- регламентированная законом деятельность органов представительной и исполнительной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнением бюджетов. На всех стадиях бюджетного процесса проводится экономический анализ результатов исполнения бюджета, динамики его показателей, изменения структуры доходов и расходов, возможностей укрепления бюджетной базы и более эффективного использования бюджетных ассигнований.

Информация о работе Бюждетный процесс