Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 11:09, курсовая работа
Бюджетный процесс , принятие, исполнение бюджета
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 4
1.1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА, ПРИНЦИПЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ И СТАДИИ 4
1.2 ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 8
1.3 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН — ЕГО ЦЕПЬ И СОДЕРЖАНИЕ 8
1.4 МЕХАНИЗМ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 9
1.5 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ В ХОДЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 17
2. ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ 21
2.1 АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ЗА 2003-2004 ГОДЫ 21
2.2 ИСПОЛНЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Распорядители бюджетных средств как участники бюджетного процесса — это органы государственной власти и местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Права распорядителей бюджетных средств определены в ст. 159 и 160 БК РФ и почти аналогичны правам главных распорядителей бюджетных средств. Однако распорядители бюджетных средств реализуют эти права в бюджетном процессе непосредственно относительно получателей бюджетных средств.
Помимо названных участников бюджетного процесса к их числу относятся и некоторые другие, перечисленные в ст. 152 БК РФ. Это государственные и муниципальные унитарные предприятия, имеющие право на получение бюджетных ассигнований, иные органы, на которые законодательством РФ и субъектами РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. Но их роль в бюджетном процессе весьма фрагментарна.1
В основе организации бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно и в сроки, установленные законодательством, составить, утвердить и исполнить бюджет. Основными принципами организации бюджетного процесса являются:
Перспективный финансовый план — документ, характеризующий направления деятельности по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований (кредитов) и финансированию основных расходов бюджета.
Перспективный финансовый план законодательно не утверждается. Перспективный финансовый план разрабатывается , в целях:
Исходной базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год. Перспективный финансовый план может ежегодно корректироваться с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.
Составляется перспективный финансовый план по укрупненным показателям бюджетной классификации.
Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории.
Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития территории и является основой для составления проекта бюджета.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Проект федерального бюджета составляется Правительством РФ. Его составление начинается за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Составлению проекта бюджета, как было отмечено выше, предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития России, субъектов Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов.
Проект бюджета составляется с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством РФ, субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.
Составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с бюджетной политикой Российской Федерации, изложенной в Бюджетном послании Президента России2.
Министерство финансов РФ как уполномоченный орган исполнительной власти организует разработку прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, положенного в основу перспективного финансового плана.
Министерство финансов РФ организует также разработку:
• проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;
• проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (поскольку федеральный бюджет принимается в форме закона РФ, то Минфин готовит проект закона с приложением таблиц бюджета).
Проектировки основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу разрабатываются одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочной программы Правительства РФ, среднесрочного прогноза социально-экономического развития России и прогноза сводного финансового баланса по территории РФ.
Первый этап формирования федерального бюджета — разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза развития экономики России на очередной финансовый год, в котором должны содержаться макроэкономические показатели состояния экономики.
На основании выбранного плана-прогноза состояния и развития экономики России на очередной финансовый год Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов федерального бюджета на очередной финансовый год с учетом функциональной классификации расходов бюджета и проектировок основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.
Законодательство
обязывает Правительство
Принятые Правительством РФ основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета РФ могут быть представлены в виде информации палатам Федерального Собрания по их запросам.
После принятия Правительством РФ основных характеристик федерального бюджета и распределения расходов на очередной финансовый год Министерство финансов РФ:
• направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;
• уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу.
Второй этап формирования федерального бюджета — распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств, а также разработка федеральными органами исполнительной власти предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых не обеспечено реальными источниками финансирования в очередном финансовом году. Одновременно формируется перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году.
Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов.
В период с 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ в соответствии с Законом обязано рассмотреть прогноз социально-экономического развития России на очередной финансовый год, уточнить параметры прогноза социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, проект перспективного финансового плана, другие документы, характеризующие бюджетно-финансовую политику, представленные Министерством финансов и федеральными органами исполнительной власти. Правительство РФ утверждает проект бюджета и проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года (в редакции федерального закона от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ).
Одновременно проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год представляется Президенту Российской Федерации.
В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Председатель Государственной Думы направляет его в Комитет по бюджету Государственной Думы для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям ст. 192 Бюджетного кодекса РФ3.
На основе заключения Комитета по бюджету Совет Государственной Думы или Председатель Государственной Думы принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку. Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную Думу Правительством РФ в 10—дневный срок и вновь рассмотрен Советом Государственной Думы или Председателем Государственной Думы.
Составленный Правительством РФ проект федерального бюджета и проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год представляется в Государственную Думу в установленный срок. Напомним, что проект закона считается внесенным в срок, если он доставлен Правительством в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года (в редакции Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ). В течение суток со дня внесения проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Совет Государственной Думы или Председатель Государственной Думы направляет его в Комитет по бюджету Государственной Думы для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям ст. 192 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 193 Бюджетного кодекса Банк России представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год. Такой проект направляется также Президенту России и Правительству России.
На основании положительного заключения Комитета по бюджету Совет Государственной Думы или Председатель Думы принимает решение о рассмотрении Государственной Думой проекта закона о бюджете на очередной финансовый год.