Бюджетный процесс в Российской Федерации, его этапы и участники

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:
Обозначить задачи бюджетного процесса, установить круг участников бюджетного процесса и их полномочия.
Рассмотреть этапы бюджетного процесса
В практической части курсовой работы попытаться в соответствии с действующими положениями рассмотреть состав доходов и расходов бюджета Республики Карелия на 2009 год

Содержание

Ведение 2
Основная часть 5
1. Бюджетный процесс, его принципы и задачи 5
1.1. Понятие бюджетного процесса 5
1.2. Принципы бюджетного процесса 7
1.3. Задачи бюджетного процесса 8
2. Участники бюджетного процесса; органы, обладающие бюджетными полномочиями 9
2.1. Участники бюджетного процесса 9
2.2. Органы, обладающие бюджетными полномочиями 9
2.3. Распорядители и получатели бюджетных средств 12
3. Сведения необходимые для составление бюджета. Характеристика бюджета 16
3.1. Сведения, необходимые для составления проектов бюджетов 16
3.2. Основные характеристики бюджета: 16
4. Стадии бюджетной деятельности 19
4.1. Первая стадия бюджетного процесса 19
4.2. Рассмотрение и утверждения бюджета 22
4.3.Исполнение бюджета 27
5. Отчет об исполнении бюджета 30
6. Контроль исполнения бюджета 33
Заключение 35
Список используемой литературы 36
Обязательное задание

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ - копия.docx

— 81.27 Кб (Скачать)

     Рассмотрение  поправок по предмету третьего  чтения параллельно проводится  в Комитете по бюджету и  соответствующем профильном комитете. При этом голосование поправок  проводится Комитетом по бюджету  и соответствующим профильным  комитетом раздельно. Решение  считается принятым, если результаты  голосования указанных комитетов  совпадают.

     Государственная  Дума рассматривает в четвертом  чтении проект федерального закона  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год в течении 15 дней со дня принятия указанного  законопроекта в третьем чтении.

     При  рассмотрении в четвертом чтении  указанный законопроект голосуется  в целом. Внесение в него  поправок не допускается. Федеральный  закон должен быть принят Государственной  Думой до 1 декабря текущего года.

     Принятый  федеральный закон о федеральном  бюджете в течение пяти дней со дня принятия передается на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, которое длится до 14 дней.

     В  случае отклонения федерального  закона о федеральном бюджете  Советом Федерации закон передается  для преодоления возникших разногласий  в согласительную комиссию. Согласительная  комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный закон о бюджете на очередной финансовый год. Этот закон рассматривается в одном чтении. А затем снова передается на рассмотрение в Совет Федерации.

     В  случае несогласия Государственной  Думы с решением Совета Федерации  федеральный закон о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год считается принятым, если  при повторном голосовании за  него проголосовало не менее  двух третей общего числа депутатов  Государственной Думы.

     В  течении пяти дней со дня  одобрения Советом Федерации  федеральный закон направляется  Президенту Российской Федерации  для подписания и обнародования.

     В  случае отклонения Президентом  закона о бюджете указанный  закон передается для преодоления  возникших разногласий в согласительную  комиссию. При этом в состав  согласительной комиссии включается  представитель Президента Российской  Федерации. 

  4.3.Исполнение бюджета (глава 24 БК РФ)

     Третьей  стадией бюджетного процесса  является исполнение бюджета.

В настоящее  время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация  исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и  получателей бюджетных средств  и осуществляют платежи за счет бюджетных  средств от имени и по поручению  бюджетных учреждений.

     Бюджеты  исполняются по доходам и расходам. В частности, Федеральное казначейство  регистрирует все операции, связанные  с поступлением в федеральный  бюджет доходов и поступающих  из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Данные Главной книги казначейства являются основой формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.

  Исполнение  бюджетов по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета и подразделяется на этапы:

  • составление  и утверждение бюджетной росписи;

  • утверждение  и доведение уведомлений о  бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств  и утверждение смет доходов и  расходов распорядителям бюджетных  средств и бюджетным учреждениям;

  • утверждение  и доведение уведомлений о  лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей  бюджетных средств;

  • принятие денежных обязательств получателями бюджетных  средств;

  • подтверждение  и выверка исполнения денежных обязательств.  

  Исполнение  бюджета по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.
 

  Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств, представляет собой  последовательно совершаемые действия и включает:

  • разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;

  • осуществление  платежа.

  Исполнение  федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета  в системе балансовых счетов Федерального казначейства.

  В процессе исполнения федерального бюджета запрещается  осуществление операций, минуя систему  балансовых счетов Федерального казначейства.

  Единый  счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится  в Банке России.

  Финансирование  расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством.

  Исполнение  федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Отчет об исполнении бюджета

  Завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.(глава VIII БК РФ )

  Отчетность  об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой  и годовой. Сбор, свод, составление  и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются уполномоченным исполнительным органом.

  В конце  каждого финансового года министр  финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом  и бюджета каждого внебюджетного  фонда в отдельности. На основании  данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые  отчеты по доходам и расходам. Главные  распорядители бюджетных средств  сводят и обобщают отчеты подведомственных учреждений.

     В  отличие от действующего бюджетного  законодательства, Бюджетный Кодекс  Российской Федерации закрепил  положение о том, что ежегодно  не позднее 1 июля текущего  года Правительство Российской  Федерации представляет в Государственную  Думу и Счетную палату Российской  Федерации отчет об исполнении  федерального бюджета за отчетный  финансовый год в форме федерального  закона. Счетная палата Российской  Федерации проводит проверку  отчета об исполнении федерального  бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную  Думу. Государственная Дума рассматривает  представленный Правительством  отчет в течении 1,5 месяцев  после получения заключения Счетной  палаты Российской Федерации.  При рассмотрении отчета Дума  заслушивает доклады об исполнении  федерального бюджета руководителей  Федерального казначейства и  министра финансов, а также доклад  Генерального прокурора РФ о  соблюдении законности в области  бюджетного законодательства и  заключение Председателя Счетной  палаты РФ.

     Наряду  с указанными лицами на заседании  Государственной Думы могут выступить  либо представить доклады с  анализом рассмотренных в течении  года дел, связанных с бюджетными  спорами и нарушениями бюджетного  законодательства, Председатель Конституционного  Суда РФ, Председатель Высшего  Арбитражного Суда РФ, Председатель  Верховного Суда РФ.

     По  итогам рассмотрение отчета и  заключения Счетной палаты РФ  Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

  • об утверждении отчета
  • об исполнении федерального бюджета
  • об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.
 

  Рассмотрение  и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового  контроля (последующий контроль), осуществляемого  законодательными (представительными) органами власти.

  Для контроля за исполнением бюджета Федеральное  Собрание РФ образует специальный орган  – Счетную палату (данный орган  участвует также в предварительном  контроле – при рассмотрении и  утверждении проекта федерального бюджета).

  Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании  отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных  средств. Ответственным за составление  отчета об исполнении федерального бюджета  является Министерство финансов РФ.

  Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную  палату РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении бюджетов внебюджетных фондов и следующими документами  и материалами:

  • отчетом  о расходовании средств резервных  фондов Правительства и Президента РФ;

  • отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов  о предоставлении и погашении  бюджетных ссуд и кредитов и о  предоставленных государственных  гарантиях;

  • отчетом  о внутренних и внешних заимствований  РФ по их видам;

  • отчетом  о доходах, полученных от использования  государственного имущества;

  • сводными отчетами о выполнении плановых заданий  по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;

  • годовыми отчетными сметами доходов и  расходов бюджетных учреждений по главным  распорядителям бюджетных средств;

  • реестром федеральной государственной собственности  и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового  года;

  • отчетом  Федерального казначейства о рассмотренных  делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.  

  Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год  и готовит заключение по нему в  течение 4,5 месяцев после представления  отчета в ГД, используя материалы  и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает  решение об утверждении или отклонении отчета.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Контроль исполнения бюджета

Бюджетный контроль - составная часть государственного финансового контроля и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов РФ, субъектов РФ и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины.

В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость бюджетного контроля. Его предназначение состоит в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования средств общегосударственного денежного фонда. 

Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации, его этапы и участники