Бюджетный процесс в Российской Федерации, его этапы и участники

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:
Обозначить задачи бюджетного процесса, установить круг участников бюджетного процесса и их полномочия.
Рассмотреть этапы бюджетного процесса
В практической части курсовой работы попытаться в соответствии с действующими положениями рассмотреть состав доходов и расходов бюджета Республики Карелия на 2009 год

Содержание

Ведение 2
Основная часть 5
1. Бюджетный процесс, его принципы и задачи 5
1.1. Понятие бюджетного процесса 5
1.2. Принципы бюджетного процесса 7
1.3. Задачи бюджетного процесса 8
2. Участники бюджетного процесса; органы, обладающие бюджетными полномочиями 9
2.1. Участники бюджетного процесса 9
2.2. Органы, обладающие бюджетными полномочиями 9
2.3. Распорядители и получатели бюджетных средств 12
3. Сведения необходимые для составление бюджета. Характеристика бюджета 16
3.1. Сведения, необходимые для составления проектов бюджетов 16
3.2. Основные характеристики бюджета: 16
4. Стадии бюджетной деятельности 19
4.1. Первая стадия бюджетного процесса 19
4.2. Рассмотрение и утверждения бюджета 22
4.3.Исполнение бюджета 27
5. Отчет об исполнении бюджета 30
6. Контроль исполнения бюджета 33
Заключение 35
Список используемой литературы 36
Обязательное задание

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ - копия.docx

— 81.27 Кб (Скачать)

     Для  бюджетного процесса характерен  и принцип ежегодности, выражающийся  в ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.

   

  1.3 Задачи бюджетного процесса

  К главным  задачам бюджетного процесса можно  отнести:

  • выявление  материальных и финансовых резервов государства;

  • максимально  приближенный к реальности расчет доходов  и расходов бюджетов;

  • обеспечение  сбалансированности бюджетов;

  • согласование бюджетной политики с реализуемой  экономической программой;

  • осуществление  бюджетного регулирования в целях  перераспределения источников доходов  между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Участники бюджетного процесса; органы, обладающие бюджетными полномочиями

  2.1 Участники  бюджетного процесса

  В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации (глава 18, статья 152) участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации,
  • Министерство финансов Российской Федерации;
  • Федеральное казначейство;
  • органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
  • Банк России;
  • Счетная палата Российской Федерации;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств;
  • бюджетные учреждения;
  • кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
  • иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
 

  2.2 Органы, обладающие бюджетными полномочиями

     Бюджетные  полномочия органов исполнительной  власти, органов местного самоуправления  связаны:

  • с составлением проекта бюджета;
  • с внесением его с необходимыми документами и материалами на утверждение на утверждение законодательного органа;
  • с исполнением бюджета;
  • с управлением государственным, муниципальным долгом;
  • с ведомственным контролем за исполнением бюджета;
  • с представлением отчета об исполнении бюджета с другими полномочиями.
 

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями входят:

  1. финансовые органы, определяемые указом Президента страны;
  2. органы денежно – кредитного регулирования, то есть Банк России;
  3. органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся:
  • Счетная палата Российской Федерации;
  • контрольные и финансовые органы исполнительной власти;
  • контрольные органы законодательных органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.

  Бюджетные полномочия законодательных органов  включают рассмотрение и утверждение  бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов, формирование и определение правового статуса  органов, осуществляющих контроль за исполнением  бюджета соответствующего уровня бюджетной  системы и иные полномочия.(статья 153 БК РФ)

  Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.(статья 155 БК РФ)

  Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе. Они могут обслуживать счета  бюджетов, то есть выполнять некоторые  функции Банка России, только в  случае отсутствия учреждений Банка  России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими  этих функций.(статья 156 БК РФ)

  Контрольно-счетные  органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

  Органы  исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют составление  проекта бюджета, внесение его с  необходимыми документами и материалами  на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления. А также исполнение бюджета, в том числе сбор доходов  бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный  контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение  законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления и осуществляют другие полномочия. (статья 154 БК РФ)

  Министерство  финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями:

  • составляет проекты федерального бюджета и представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;
  • получает от федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации, а также отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;
  • составляет отчет об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;
  • представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство Российской Федерации;
  • и ряд других полномочий.
 

  Органы  государственного, муниципального финансового  контроля, созданные соответственно законодательными (представительными) органами РФ, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят их экспертизу. Также они проводят экспертизы федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, актов органов местного самоуправления. (статья 157 БК РФ)

  Полномочия  органов государственного, муниципального финансового контроля определяются Бюджетным Кодексом РФ, Федеральным законом РФ «О счетной палате РФ», законами субъектов РФ о контрольных органах, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов государственного или муниципального финансового контроля соответствующих органов исполнительной власти.  

2.3 Распорядители и получатели бюджетных средств

  Главный распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

  Он вправе осуществлять:

  • контроль получателей бюджетных средств  в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или  муниципальных услуг;

  • контроль за использованием бюджетных средств  распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими  получателями бюджетных средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или оперативного управления собственность соответственно РФ, субъектов  РФ или муниципальных образований.

   Непосредственное  проведение контроля за использованием  бюджетных средств унитарными  предприятиями также осуществляется  по инициативе главного распорядителя  бюджетных средств органами государственного  контроля.

  Главный распорядитель бюджетных средств  готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную  смету доходов и расходов, а  также отчет о выполнения задания  по предоставлению государственных или муниципальных услуг.(статья 158 БК РФ) 

Распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.

  Распорядитель бюджетных средств выполняет  следующие функции:

  • составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет;
  • определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;
  • утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
  • осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.
 

  Ответственность главного распорядителя и распорядителя  бюджетных средств как органов  исполнительной власти, а также должностных  лиц главного распорядителя и  распорядителя бюджетных средств  распространяется на:

  • целевое  использование выделенных в их распоряжение бюджетных средств;

  • достоверность  и своевременное представление  уставленной отчетности и другой информации, связанной с исполнением  бюджета;

  • своевременное  составление бюджетной росписи  и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и  распорядителям бюджетных средств;

  • своевременное  представление бюджетной росписи  и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и  распорядителям бюджетных средств  в орган, исполняющий бюджет;

  • утверждение  смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

  • составление  бюджетной росписи показателям, утвержденным законом (решением) о бюджете;

  • соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных  услуг при утверждении смет доходов  и расходов;

Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации, его этапы и участники