Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 15:57, курс лекций
Первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель. Дань имела натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия.
3} иных поступлений.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации налоги и сборы. Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ подразделяются на:
а) собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов; перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации;
б) отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
К неналоговым доходам бюджетов субъектов Poccийской Федерации относятся:
а) часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных платежей в бюджет, в размерах, установленных законами субъектов РФ;
б) доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ (аренда и т.п.);
в) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении субъекта РФ;
г) средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ;
д) доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней;
е) иные неналоговые доходы (штрафы и т.п.).
В доходах бюджетов субъектов Федерации наибольшую долю (более 70%) имеют налоговые доходы. Неналоговые доходы составляют около 10% в общей сумме доходов. Остальная доля доходов приходится на безвозмездные перечисления средств из бюджетов других уровней в форме дотаций, трансфертов и субвенций. Поступления от целевых бюджетных фондов составляют 10–12%.
Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации
Расходы бюджета субъекта Российской Федерации – это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта Российской Федерации,
Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методических основах, нормативах бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на:
1) текущие расходы
2) капитальные расходы.
Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую деятельность органов государственной власти регионов, оказание государственной поддержки местным бюджетам.
Капитальные расходы бюджетов – часть бюджетов, которая направляется на финансирование инвестиционной
деятельности (капитальные вложения на новое строительство, приобретение основных фондов, капитальный ремонт основных фондов).
Как текущие, так и капитальные расходы определяются в бюджете органами власти субъектов Российской Федерации исходя из задач, стоящих перед ними.
Основная проблема региональных органов власти – обеспечить экономическое и социальное развитие подведомственных им территорий. На решение этой задачи нацелены бюджеты республик, краев, областей, автономных образований
Главное направление использования региональных финансов – финансирование социальной и производственной инфраструктуры.
В соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 86 БК РФ) исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов на:
· содержание органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации;
· обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
· проведение выборов и референдумов субъектов Федерации;
· реализацию региональных целевых программ;
· формирование государственной собственности субъектов Федерации;
· осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;
· содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;
· обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;
· оказание финансовой помощи местным бюджетам;
· прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.
В расходной части бюджетов может быть предусмотрено создание резервных фондов органов исполнительной власти. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Федерации при утверждении бюджетов субъектов федерации на очередной финансовый год.
В бюджетах регионов занимают значительную долю расходов ассигнования на развитие отраслей народного хозяйства региона (промышленность, энергетика, строительство транспорт). В сельскохозяйственных областях правомерно должен быть отдан приоритет ассигнованиям на развитие сельского хозяйства.
В расходной части бюджетов регионов может быть предусмотрено создание резервных фондов органов исполнительной власти. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Федерации устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Федераций при утверждении бюджетов субъектов Федерации на очередной финансовый год.
Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в финансовом году.
Бюджет субъектов Российской Федерации обсуждается и утверждается представительным (законодательным) органом субъекта РФ в форме закона, после чего исполнительные органы субъектов РФ получают право на использование бюджетных средств,
Лекция №14. Местные бюджеты
Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований
Местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований – административно-
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов.
Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении».
Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим,
Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в. бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой записано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст. 130). И далее в Конституции сказано: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, фоpмиpyют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а, также решают иные вопросы местного значения».
Создание финансовой базы – главная роль местных бюджетов.
Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных, образований, сосредоточение и них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.
В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий- С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.
В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).
В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.
В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.
Местные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджета
Местные налоги и сборы имеют своей задачей создание стабильных источников доходов местных бюджетов. Местные налоги поступают, как правило, в местные бюджеты полностью (за незначительным исключением). С этой целью в Бюджетном кодексе Российской Федерации предусмотрен ряд местных налогов, отнесенных к категории собственных налоговых доходов. Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 15) к местным относит следующие налоги: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.
Приведем характеристику отдельных местных налогов и их роль в формировании доходов бюджетов в соответствии с законодательством.
Земельный налог
Закон РФ «О плате за землю» был принят 11 октября 1991 г. № 1738-1. Инструкция Государственной налоговой службы РФ утверждена 17 апреля 1995 г. № 39 «По применению Закона РФ «О плате за землю». Земельный кодекс Российской Федерации принят 25 октября 2001 года.
В соответствии с Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах» в 2002 году вводится единый сельскохозяйственный налог. Единый сельскохозяйственный налог заменяет собой ряд старых налогов, по НДС, акцизы, налог на имущество, лицензионные сборы и таможенные пошлины сохраняются.
Плата за землю – это особый вид налога, включающий:
арендную плату;
нормативную цену земли.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, земледельцев и землепользователей.
Земельный налог устанавливается в – виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Для покупки и выкупа земельных участков устанавливается нормативная цена земли.
Плательщиками земельного налога являются организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Объектом обложения земельного налога являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим лицом и гражданам в собственность, владение или пользование (аренду)
Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны. Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.
Земельный налог различается по землям сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.
Ставки земельного налога и арендной платы установлены Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю». Сейчас они применяются с учетом постановления Правительства РФ «Об индексации ставок земельного налога».
Порядок определения нормативной цены земли установлен постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1204 «О порядке определения нормативной цены земли».
Федеральным законом от 14 декабря 2001 г. № 163-ФЗ «Об индексации ставок земельного налога» установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
По Закону от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ перечисляют земельный налог на счета, открытые в органах казначейства с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы РФ в размерах:
в Федеральный бюджет – 30%;
в бюджеты субъектов Федерации (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) – 20%,