Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 15:57, курс лекций

Описание работы

Первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель. Дань имела натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия.

Работа содержит 1 файл

Лекции.doc

— 735.00 Кб (Скачать)

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и другим делам, подсудным судам общей юрисдикции является, согласно Конституции, Верховный Суд РФ.  Он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор над деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом, осуществляющим конституционный контроль и принимающим окончательное решение о конституционности нормативно-правовых актов.

Расходы бюджета на поддержку отраслей промышленности, строительства и энергетики

Финансовая поддержка промышленности и строительства осуществляется в форме реализации федеральных комплексных программ целевого значения, например, на покрытие расходов на санацию убыточных угольных шахт, на космическую программу России и т.д.

Капитальные вложения в основные средства промышленности и строительства на территории России финансируются из различных источников. К ним относятся:

       собственные финансовые ресурсы предприятий (чистая прибыль, амортизационные отчисления и другие внутренние источники);

       заемные средства в форме банковских кредитов, облигационные займы;

       привлеченные займы (денежные ресурсы, полученные от эмиссии акций, паевые и иные взносы юридических и физических лиц в уставный капитал);

       денежные средства, выделяемые добровольными союзами предприятий и финансово-промышленными группами;

       средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозвратной и возвратной основе, а также средства бюджетов субъектов РФ;

       средства иностранных инвесторов, предоставляемые в форме кредитов, займов и т.д.

Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности путем финансовой поддержки целевых строительных программ. Суммы ассигнований на эти цели ежегодно отражаются в утверждаемых бюджетах и инвестиционных программах в разделе объемов государственных инвестиций. Эти инвестиции, осуществляемые в формах капитальных вложений, финансируются из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на безвозвратной и возвратной основе (в форме бюджетного кредита).

Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет федерального бюджета, осуществляются в соответствии с законодательством РФ в порядке, определенном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет федерального бюджета, формируют инвестиционные программы. Органы исполнительной власти субъектов РФ определяют перечни инвестиционных проектов, подлежащих финансированию за счет субъектов РФ.

Правительство РФ в праве предоставлять государственные гарантии под инвестиционные проекты социальной и народнохозяйственной значимости. При принятии решений о предоставлении таких гарантий критериями оценки социальной и народнохозяйственной значимости инвестиционных проектов являются:

       содействие выходу из кризиса и росту производства;

       влияние на структурную перестройку экономики посредством переориентации производства и формирования новых межотраслевых связей между предприятиями;

       решение социальных проблем в масштабе страны;

       соблюдение экологической безопасности населения.

Министерство экономического развития РФ проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий. Данные гарантии предоставляются на конкурсной основе.

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. От 29 декабря 2000 г.) были сформулированы основополагающие принципы по широкому спектру вопросов научной и научно-технической деятельности, урегулированы отношения, возникающие между государством и участниками научной и научно-технической деятельности, отношения участников этих видов деятельности между собой и с потребителями научной продукции, работ и услуг, определены принципы формирования и реализации государственной научно-технической политики. Основными целями государственной научно-технической политики в соответствии с этим Законом провозглашались:

  развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;

  увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства;

  реализацию важнейших социальных задач;

  обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства;

  повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции;

  улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства;

  укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства;

  упрочнение связи науки и образования.

Правительство РФ организует разработку и исполнение федерального бюджета в части расходов на фундаментальные исследования и экспериментальные разработки, определяет порядок создания государственных фондов поддержки научной и научно-технической деятельности, утверждает распределение предусмотренных федеральным бюджетом средств на эти цели между государственными заказчиками федеральных целевых программ, федеральными органами исполнительной власти, научными организациями, указанными государственными фондами.

Поскольку в соответствии с Конституцией РФ общие вопросы науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, очень важен вопрос разграничения полномочий соответствующих государственных органов. К ведению органов государственной власти РФ Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» отнесены такие вопросы, как разработка и проведение единой государственной научно-технической политики, выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Российской Федерации; формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов; финансирование научной и научно-технической деятельности и использование ее результатов; содействие научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов РФ.

Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования

Образование – одно  из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах от  13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании» и от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании», а также в национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением Правительства  РФ от 4 октября 2000 г. №751.

Реализация государственных гарантий права граждан на образование обеспечивается путем создания системы  соответствующих условий для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение – кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями, управление.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся (воспитанников). Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

 дошкольные;

 образовательные, включающие в себя три ступени: начального общего,  основного общего, среднего (полного) общего образования;

 начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

 дополнительного образования взрослых;

 дополнительного образования детей; специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;

 для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

 другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное и муниципальное финансирование. Объем бюджетных средств выступает одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования. В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет 19,5%, на долю региональных и местных бюджетов приходится 79,5%.

Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д.

В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя два направления финансирования расходов:

 на финансирование учреждений федерального ведения, в основном учреждений профессионального образования;

 на реализацию федеральных образовательных целевых программ, таких как «Дети-сироты», «Молодежь России», Программа развития образования и т.п.

Так, в целом по федеральному бюджету на 2004 г. по разделу  «Образование» профинансировано121,6 млрд. руб., что составляет лишь 4,5% в общей структуре расходов бюджета.  В последние годы наметилась тенденция к целевому выделению средств, для чего на федеральном уровне создаются различные фонды, в том числе и на финансирование федеральных мандатов. Поскольку право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.

Региональный и местный уровни аналогичны федеральному. В территориальных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоканальное финансирование».

В настоящее время система частного предпринимательства в образовании отражает общественную реакцию на новые направления развития экономики государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. Государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе.

Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться двумя путями:

 предпринимательской, условно-предпринимательской и специфической деятельностью самого образовательного учреждения;

 взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения. 

Расходы бюджета РФ на здравоохранение и физическую культуру

Социальная значимость системы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) заключается в том, что, с одной стороны, она является основной частью государственной системы социальной защиты населения, а с другой, фонды ОМС дополняют, а в ряде случаев замещают бюджетные ассигнования на здравоохранение.

Анализ практики финансирования и организации здравоохранения в зарубежных странах позволил условно выделить три базовые модели хозяйственного механизма здравоохранения. Первая – преимущественно государственное бесплатное медицинское обслуживание, как, например, в Англии, Дании, Ирландии. Вторая – финансирование основного объема медицинской помощи частными страховыми компаниями, как, например, в США. В большинстве развитых стран, таких как Италия, Франция, Германия и др., финансирование здравоохранения имеет смешанный бюджетно-страховой характер. В этом случае за счет государства оплачиваются целевые программы, капитальные вложения и другие расходы, а финансирование основной медицинской помощи осуществляется через систему медицинского страхования. В настоящее время страховые системы медико-социальной помощи продолжают развиваться. Страхование на случай болезни введено более чем в 25 странах. Это в основном индустриально развитые страны Западной Европы, Северной Америки, Австралия, Израиль, Япония, некоторые страны Среднего Востока и Азии. Системы страхования на случай болезни разнообразны – государственные, частные, коммерческие. В большинстве стран созданы смешанные системы страхования.

Системы медицинского страхования, как правило, управляются государством, но финансируются из трех источников: целевых взносов работодателей, субсидий государства и взносов самих работников. В некоторых странах субсидии государства при оплате медицинской помощи отсутствуют, и взносы на медицинское страхование обеспечиваются за счет предпринимателей и  работников. В целом в 1980-х г. в основных развитых странах различными системами медицинского страхования было охвачено около 90% населения, которому из общественных фондов компенсировалось около 74% расходов на медицинское страхование.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации