Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 15:57, курс лекций
Первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель. Дань имела натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия.
Основными задачами, которые решались при переходе к ОМС в России, были:
привлечение в систему здравоохранения дополнительных средств на основе взносов организаций на ОМС;
повышение эффективности использования расходов здравоохранения за счет перехода к системе договорных отношений между заказчиком и лечебно-профилактическими учреждениями, а также внедрения методов оплаты медицинской помощи по результатам деятельности;
повышение качества медицинской помощи и обеспечение защиты прав потребителей за счет включения в систему независимого посредника в лице страховых медицинских организаций (СМО);
другие социально и финансово значимые задачи.
Обязательное медицинское страхование имеет принципиальные отличия от других видов страхования. Во-первых, средства фондов ОМС предназначены для оплаты медицинских услуг, а не для производства выплат в смешанной форме. Во-вторых, организационные функции при оплате услуг выполняют коммерческие организации – страховые медицинские компании, являющиеся страховщиками населения. В-третьих, при страховании задействованы средства бюджетов субъектов РФ, поскольку органы исполнительной власти выступают страховщиками неработающего населения.
Финансовые основы обязательного медицинского страхования базируются на едином социальном налоге, суммарная ставка которого составляет для большинства налогоплательщиков 26 % от начисленной оплаты труда, собственные же средства распределяются между государственными внебюджетными фондами по установленным пропорциям. В частности, в фонды обязательного медицинского страхования начисляется 2,8%, из которых 0,8% поступает в федеральный фонд ОМС , 2,0% в территориальные фонды ОМС. Поэтому финансовый и организационный механизм обязательного медицинского страхования зависит от его уровня.
Первый уровень представляет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), который осуществляет нормативное и организационное руководство системой ОМС. Основной финансовой функцией ФФОМС является предоставление субвенций территориальным фондам ОМС для выравнивания условий обеспечения медицинскими услугами населения различных по экономическому развитию регионов. Кроме того, за счет его средств осуществляются различные медицинские программы, оказывается медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях, возникающих в связи с катастрофами, стихийными бедствиями, военными действиями. Второй уровень организации обязательного медицинского страхования представлен территориальными фондами ОМС и их филиалами. Этот уровень законодательно является основным в системе, поскольку именно территориальные фонды осуществляют аккумулирование и распределение финансовых средств ОМС. Территориальные фонды ОМС (далее ТФОМС) создаются на территориях субъектов РФ органами представительной и исполнительной власти субъектов, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчетны создавшим их органам власти.
Как отмечалось выше, финансовые средства ТФОМС образуются за счет двух источников:
части страховых взносов, уплачиваемых предприятиями, организациями и другими хозяйствующими субъектами на ОМС работающего населения в размерах, установленных шкалой единого социального налога;
средств, предусматриваемых в бюджетах субъектов РФ на ОМС неработающего населения (размер платежей устанавливается законом о бюджете субъекта РФ).
Доля бюджетных взносов составляет не более 25% в общей структуре расходов указанных фондов, при том что удельный вес неработающих равен 55% всего населения страны, и коэффициент потребления медицинских услуг детьми и престарелыми, по оценкам специалистов, в два раза больше, чем у работающих граждан.
Третий уровень в осуществлении ОМС предоставляет страховые медицинские организации (СМО). Именно им по закону непосредственно предоставляется роль страховщика. СМО получают финансовые средства на осуществление ОМС от ТФОМС по душевным нормативам в зависимости от количества и половозрастной структуры застрахованного ими населения и осуществляют оплату медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам.
В связи с тем, что до настоящего времени не сформирована единая система оплаты медицинских услуг, на практике применяется несколько способов оплаты:
по смете расходов;
по средней стоимости пролеченного больного;
по клинико-статистическим группам или медико-экономическим стандартам;
по числу койко-дней;
по дифференцированному душевному нормативу;
за отдельные услуги.
Опыт реализации закона РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» доказал жизнеспособность и перспективность системы медицинского страхования. Анализ результатов перехода на ОМС дает основания определения направлений и конкретных механизмов решения возникших проблем. Одной из важнейших задач является создание единой методологической базы планирования и финансирования расходов на здравоохранение.
Отраслевая структура и специфика расходов на физическую культуру и спорт
Специфика услуг отрасли «физическая культура и спорт» обусловлена выполняемыми различными экономическими и социальными функциями: воспитательной, лечебно-оздоровительной, воспроизводственной, информационно-развлекательной, развивающей, национально-патриотической, оборонной, рекламной. В зависимости от характера услуг их можно сгруппировать по видам или направлениям.
Первая группа включает в себя предоставление услуг государственной значимости. В нее входят спорт высших достижений, включая подготовку спортсменов для сборных команд страны; физическая подготовка военнослужащих и кадров правоохранительных органов; услуги физического воспитания в системе государственного здравоохранения, обязательного медицинского страхования, санаторно-курортного обслуживания; развития массовой физической культуры спорта среди населения.
Ко второй группе относится добровольно-общественный сектор, в котором предоставляются спортивные услуги ограниченного доступа. К числу добровольно-общественных некоммерческих организаций относятся спортивные клубы, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, союзы и другие организации, ставящие своей целью развитие физической культуры и спорта на добровольной основе.
Третья группа представляет собой предприятия и организации смешанных форм собственности. В нем наряду с коммерческими организациями могут представляться социально-значимые услуги физической культуры и спорта.
Основу четвертой группы составляет частный капитал. Товары и услуги здесь производятся и реализуются на коммерческой основе. В состав этой группы включаются организации профессионального спорта, спортивно-зрелищные предприятия, индивидуальная предпринимательская деятельность спортсменов и тренеров. В данном секторе физической культуры и спорта функционируют прибыльные предприятия, имеющие различные организационно-правовые формы (товарищества, общества, малые предприятия, совместные предприятия). К ним относятся профессиональнее клубы, коммерческие спортивные сооружения, фирмы спортивного шоу-бизнеса, спортивное спонсорство и др.
Классификация услуг позволяет определить границы государственного финансирования физической культуры и спорта. Важное значение имеют правовые основы, в которых закреплена степень государственного участия в финансировании отрасли. Согласно Федеральному закону от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», государство берет на себя обязанности обеспечивать развитие физической культуры и спорта, поддерживать физкультурное движение и олимпийское движение и с этой целью обеспечивает:
финансирование за счет средств бюджета мероприятия в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятия по подготовке и участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях;
содержание физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения, находящиеся в государственной собственности;
создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании для оказания на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению.
Более конкретный характер с точки зрения степени государственного финансирования отрасли носят программы развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденные в установленном порядке соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Значительные объемы ассигнований выделяются Госкомспорту России в рамках целевых федеральных программ «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в РФ»; «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту»; «Старшее поколение» и т.д.
В соответствии с объемом утвержденных по бюджету ассигнований на физическую культуру и спорт Госкомспорт России ежегодно разрабатывает и утверждает Единый календарный план Всероссийских и международных спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Этот план формируется с учетом предложений субъектов РФ, федераций по различным видам спорта, общественных физкультурно-спортивных организаций.
Порядок планирования и финансирования расходов на проведение спортивных мероприятий на уровне субъектов РФ и муниципальных образованию аналогичен вышеизложенному. Оплата расходов осуществляется за счет региональных и местных бюджетов. При этом должен обязательно составляться календарный план и сметы расходов на каждое мероприятие.
Основная доля финансирования физической культуры учитывается по разделу «Образование». Расходы, производимые медицинскими, оздоровительными, военными организациями, учитываются в соответствующих отраслях. В каждой отрасли помимо законодательства о физической культуре и спорте действуют профильные законы. Деятельность спортивных школ, колледжей и вузов регулируются помимо отраслевого закона законами от13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании» и от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Расходы бюджета на обеспечение социальной политики
Социальная политика — сфера деятельности государства, связанная с решением проблем, относящихся к жизни людей. Социальная политика направлена на реализацию социальных функций государства.
В расходы бюджетов включаются следующие виды затрат:
♦ содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;
♦ содержание учреждений по обучению инвалидов;
♦ социальная помощь;
♦ финансирование кампаний и мероприятий по организации оздоровления детей и подростков.
Лекция №11. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды
Обособленной частью финансовых ресурсов региона являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые могут быть постоянно действующими или создаваться на определенный период времени. Создание и организация их деятельности регулируется федеральным и региональным законодательством. В субъектах Федерации принимаются как общие законодательные акты, так и специальные законы о создании конкретных фондов.
Бюджетные фонды создаются в составе регионального бюджета как обособленные бюджетные средства для:
— целевого финансирования наиболее приоритетных отраслей региональной экономики;
— ликвидации неблагоприятных последствий от возникновения чрезвычайных ситуаций;
— социально-экономических, экологических, научно-технических и иных значимых для региона программ и мероприятий.
Внебюджетные фонды — это самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юридического лица.
Внебюджетные целевые фонды независимы в правовом и экономическом отношении от госбюджета. Денежные средства внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджета государства. Вместе с тем средства внебюджетных фондов принадлежат государству, которое и осуществляет общую регламентацию их деятельности (рис.).
Рис. Место внебюджетных целевых фондов в структуре госфинансов
Органы государства определяют целевое назначение фонда и направление использования средств из фонда.
Общегосударственные фонды формируются за счет различных специальных источников, закрепленных за ними законодательно.
Все внебюджетные фонды функционируют автономно от бюджета.
Необходимость возникновения внебюджетных фондов была вызвана рядом общеэкономических и финансово-организационных причин. Основная экономическая причина — необходимость расширить источники финансирования государством социально-экономических нужд. Другими словами, внебюджетные фонды призваны охватить существенно важные направления общеэкономического развития страны, ее социальной сферы.
По функциональному назначению внебюджетные фонды делятся на общегосударственные, т. е. образованные для решения важных общеэкономических проблем, имеющих программный характер (дорожное строительство и дорожное хозяйство; борьба с преступностью; экология; развитие таможенной системы; воспроизводство минерально-сырьевой базы и т. п.) и целевые, которые создаются для финансирования социальных нужд, образования, науки, медицины, снижения безработицы.