Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 11:44, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является рассмотрение основных элементов бюджетной системы и принципов функционирования бюджетного механизма.

Содержание

Введение
1 Бюджетная система и бюджетное устройство РФ
1.1 Понятие бюджета. Основные черты и структура бюджетной системы РФ
1.2 Принципы бюджетной системы
1.3 Внебюджетные фонды
1.4 Межбюджетные отношения

2 Характеристика бюджетной системы РФ
2.1 Назначение бюджетной классификации
2.2 Структура федерального бюджета РФ
2.2.1 Доходы федерального бюджета
2.2.2 Расходы федерального бюджета
2.3 Региональные бюджеты
2.3.1 Доходы региональных бюджетов
2.3.2 Расходы региональных бюджетов
2.4 Местные бюджеты
2.4.1 Доходы местных бюджетов
2.4.2 Расходы местных бюджетов

Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КонтрБюджет.doc

— 200.00 Кб (Скачать)
 

    Обобщая содержание принципов построения бюджетной  системы можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.

    1.3 Внебюджетные фонды

    Первоначально внебюджетные фонды появились в  виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства — бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средства для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, и с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. Следовательно, государственный внебюджетный фонд — это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета   и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение,  социальное страхование,  социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое назначение. Они создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные  фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Внебюджетные фонды образуются двумя путями:

  • выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
  • формированием внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей

    Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указывается цель расходования средств.

    В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления — на общегосударственные и региональные.

    Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных  органов власти — центральных, региональных и местных.

    Ведущая роль принадлежит государственным  социальным внебюджетным фондам:

  • Пенсионному фонду Российской Федерации;
  • Фонду социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;
  • Государственному фонду занятости населения Российской Федерации;

    Одновременно  с социальными созданы другие внебюджетные фонды. Крупнейшими из них являются:

  • дорожные (федеральный и территориальные) фонды;
  • воспроизводства минерально-сырьевой базы (федеральный и территориальные). Впоследствии значительная их часть была консолидирована в бюджеты.

    В состав бюджета они включатся отдельными разделами, т.е. в виде целевых бюджетных фондов.

    1.4 Межбюджетные отношения

    Все бюджеты, входящие в бюджетную систему  страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

    Межбюджетные  отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

    Межбюджетные  отношения основываются на следующих принципах:

  • распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
  • равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
  • выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

    В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты.

    В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной  системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

    Для обеспечения расходов территориальных  бюджетов (республик в составе  Российской Федерации, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.

    Доходы  бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

    Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.

    Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами  государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

    Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.

    Регулирующие  доходы бюджетов — это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

    В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса  РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы.

    К регулирующим доходам территориальных  бюджетов относятся также трансфертысредства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным Правительством Российской Федерации методике и формуле.

    Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.

    Дотацияэто средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

    Субвенцияэто средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

    В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса  в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.

    Субсидияэто бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    Помимо  отчислений от государственных доходов  и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий. Следует отметить, что при этом большая часть оседает в нижестоящих бюджетах.  
 

2  Характеристика бюджетной  системы Российской  Федерации 

    2.1 Назначение бюджетной классификации 

    По  составу, источникам, направлениям использования  и другим признакам бюджетные  доходы и расходы разнообразны. В  целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы  страны они классифицируются. Бюджетная классификация представляет собой группировку бюджетных доходов и расходов по однородным признакам, расположенным и зашифрованным в установленном порядке.

    Характер  группировок и принципы их построения определяются социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой народного хозяйства и системой управления. Регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат — обязательное условие функционирования и эффективности всего бюджетного процесса. Это, в частности, достигается группировкой доходов и расходов бюджета на условиях, обеспечивающих возможность объединения ряда отдельных видов поступлений и затрат, позволяет осуществлять финансовый контроль в народном хозяйстве и обеспечивать соблюдение бюджетной дисциплины.

    В основе бюджетной классификации  лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре. Ясность и четкость группировокважнейшие требования, предъявляемые к бюджетной классификации.

    Построение  бюджетной классификации регламентируется Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. №115-ФЗ (с изменениями и дополнениями) Этот документ обеспечивает общероссийскую сопоставимость показателей бюджетов и включает в себя:

  1. классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
  2. функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
  3. экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
  4. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
  5. классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  6. классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
  7. классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации;
  8. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

    Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

      Функциональная классификация  расходов бюджетов  РФ — это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства. Первый уровень названной классификации — разделы.

    Разделы состоят из подразделов, конкретизирующих направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области и образующих второй ее уровень.

    Экономическая классификация расходов бюджетов РФ —  группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов РФ — группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Информация о работе Бюджетная система РФ