Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 18:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджетной политики Российской Федерации, ее цели и задачи.
Введение
1. Определение, цели, задачи и основные инструменты бюджетной политики
1.1 Определение, цели и задачи бюджетной политики
1.2 Основные инструменты проведения государственной бюджетной политики
2. Бюджетная политика Российской Федерации: важный инструмент борьбы с кризисом и национальная система образования
2.1 Бюджетная политика – важный инструмент борьбы с кризисом
2.2 Бюджетная политика и национальная система образования
2.2.1 Реформа межбюджетных отношений
2.2.2 Автономные учреждения
2.2.3 Федеральные университеты
2.2.4 Налоговая политика и реформирование оплаты труда
3. Бюджетная политика России: направления модернизации
Заключение
Библиографический список
Возвращаясь
к антикризисным мерам
Перечисленные меры подтверждают решимость руководства страны сохранить социальные приоритеты бюджета, повысить уровень качества жизни россиян. Положительную роль должна сыграть и модернизация налоговой системы.
Так, в конце 2008 г, были приняты поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие значительное снижение затрат граждан при оформлении садовых участков: бесплатными станут услуги по рассмотрению заявлений, входящих в перечень государственных функций. Необходимые расчеты за государственную регистрацию прав на участки из земель сельхозназначения снизятся с 500 руб. для физических лиц и 7,5 тыс. руб. для организаций до 100руб.; регистрация доли в праве общей собственности на земельные участки будет обходиться всего в 50руб.
По налогу на доходы физических лиц размер имущественного вычета, предоставляемого при ведении нового строительства или приобретении жилья, увеличивается с 1 млн. руб. до 2 млн. руб.10
Предусмотрены изменения и в ст. 217 Налогового кодекса, которые освобождают от подоходного налога наследников, имеющих право на получение пенсионных накоплений умершего родственника. Предлагаемая поправка предусматривает, что в случае смерти застрахованного лица родственники получат сумму его пенсионных накоплений в полном объеме. Закон «О внесении изменения в статью 4 Закона «О налогах на имущество физических лиц» предоставит льготы на имущество физическим лицам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, или аварии на ПО «Мая» или от сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. На фоне финансового кризиса Государственная Дума приняла немало таких социально направленных налоговых новаций.
Быт принят, и ряд решений по налоговому стимулированию бизнеса. Изменения коснулись одного из главных налогов - на добавленную стоимость. Решена давно назревшая проблема освобождения от уплаты НДС выданных авансов; упрощен порядок подтверждения экспортерами права на получение возмещения НДС при вывозе товаров; в целях поддержки экспортеров продлевается на 90 дней срок представления документов, необходимых для обоснования нулевой ставки НДС; начиная с платежей по итогам III квартала текущего года, налогоплательщики получили возможность уплачивать НДС не единовременным платежом, как это было ранее, а равными долями в течение трех месяцев, следующих за налоговым периодом. Это позволит не только снизить нагрузку на банковский сектор, но и увеличить оборотные средства налогоплательщиков.
Важной законодательной мерой по уменьшению налоговой нагрузки на бизнес явилось снижение с 1 января 2009 г. ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2,5%. Изменяется и налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения. Субъекты Российской Федерации получили возможность устанавливать дифференцированные ставки в пределах с 5% до 15%.
Безусловно, принятие перечисленных налоговых решений приведет к уменьшению доходов бюджетов всех уровней. Так, снижение налога на прибыль обернется потерями 400 млрд. руб., снижение налога на малый бизнес - 13млрд. руб. Повышение амортизационной премия - это еще минус 100 млрд. руб. из поступлений в бюджет, а увеличение вычетов по налогу на доходы физических лиц на приобретение жилья означает недополучение бюджетных доходов на сумму 43,6 млрд. руб. Общие бюджетные потери составят 556 млрд. руб., в том числе на региональном уровне - порядка 100 млрд. руб.
Поэтому, в процессе подготовки законов об изменении налоговой системы, прорабатывался и вопрос о различных вариантах компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов. В результате был принят законопроект о внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса, предусматривающих передачу субъектам Российской Федерации 0,5% ставки налога на прибыль. Таким образом, максимальная ставка налога на прибыль организаций, зачисляемая в бюджеты субъектов, составит 18% (прежняя ставка - 17,5%). Согласно экспертным оценкам, в 2009 г, дополнительные поступления доходов и бюджеты регионов составят около 43,1 млрд. руб.
Кроме того, были внесены изменения и в Бюджетный кодекс. Доли акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо, зачисляемые в бюджеты субъектов федерации, увеличатся с 60% до 100%. В 2009г. соответствующие дополнительные доходы бюджетов регионов, по предварительной оценке, составят 59,4 млрд. руб.
Таким образом, принятие указанных мер позволит повысить доходы бюджетов субъектов федерации в целом на 102,5 млрд. руб., что в значительной мере компенсирует выпадающие доходы от изменений налогового законодательства. В целях оказания дополнительной финансовой помощи регионам, по итогам исполнения федерального бюджета за 10 месяцев 2008 г. было принято решение о распределении дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов в сумме 19,6 млрд. руб. Средства дотаций в первую очередь были предоставлены регионам с наибольшей потребностью в финансировании, руководство которых было готово экономически целесообразно распорядиться полученными средствами. К примеру, 5 млрд. руб. были направлены для оказании помощи субъектам, в бюджетах которых доля социально значимых расходов и ноябре-декабре 2008 г. превышала 50%; 3,3 млрд. руб. получили регионы, выполнившие условия соглашений о мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетных местных учреждений на 14%.
Принято принципиальное решение о том, что субъекты РФ могут создавать собственные резервные фонды, аналогичные Резервному фонду страны. В резервный фонд субъекта федерации будет поступать часть средств бюджета региона, и в случае необходимости его руководство может воспользоваться накопленными резервами. Помимо этого, регионам предоставлена возможность использовать субвенции и иные межбюджетные трансферты, не израсходованные в 2008 г. на аналогичные цели и на следующий год. Была поддержана поправка, которая позволяет регионам хранить остатки бюджетных средств на депозитах в банках, как это федеральный центр. Принятые законодательные акты существенно расширяют арсенал антикризисных мер, осуществляемых руководством страны.
Существенным изменением в государственной бюджетной политике в связи с необходимостью противодействии мировому финансовому кризису явилось изменение полномочий правительства Российской Федерации. Для обеспечения оперативного принятия решений по концентрации бюджетных ресурсов, направляемых на решение неотложных вопросов по поддержке финансового рынка и отраслей экономики, Государственная Дума наделила до 1 января 2010 г правительство России дополнительными полномочиями по изменению показателей бюджета в пределах общего объема предусмотренных бюджетных расходов. Для осуществления парламентского контроля за действиями правительства в перераспределении бюджетных средств по отдельным статьям и направлениям расходов создана и приступила к работе специальная Комиссия Федерального Собрания, в которую вошли по семь представителей от Государственной Думы и от Совета Федерации. Для осуществления парламентского контроля за действиями региональной исполнительной власти в сфере бюджетной политики законодательные органы субъектов федерации будут создавать аналогичные комиссии.
Подводя
итоги, необходимо отметить, что основные
приоритеты российской бюджетной политики,
как на федеральном, так и на региональном
уровнях остались неизменными - это социальное
развитие, а также поддержка к стимулирование
реального сектора экономики. Однако,
в условиях нарастания мирового финансового
кризиса, возникла необходимость перестройки,
модернизации бюджетной политики. Основные
цели осуществляемых изменений заключаются
в смягчении последствий кризиса для населения
и бизнеса, ослаблении налоговой нагрузки,
предоставлении гарантий исполнения социальных
обязательств государства, повышении
оперативности и действенности государственного
регулирования социально-экономического
развития страны.
Заключение
Бюджетная
политика предполагает определение
целей и задач в области
государственных финансов, разработку
механизма мобилизации денежных
средств в бюджет, выбор направлений
использования бюджетных
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, государственные закупки и государственные займы.
Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале предшествующего года.
Эффективность
функционирования бюджетной политики
в существенной степени зависит
от бюджетного потенциала, характеризующего
потенциальную возможность
Проводимая
бюджетная политика в РФ ориентирована
на достижение стратегических целей
развития страны, повышение благосостояния
населения и уменьшение бедности
на основе динамичного и устойчивого
экономического роста и повышения
конкурентоспособности страны. Осуществляется
реализация приоритетных национальных
проектов. Создается основа, для
решения назревших проблем, повышения
качества образования, улучшения здоровья
населения, обеспечение граждан
доступным и комфортным жильем, формирование
доступных условий жизни на селе
и развития агропромышленного
При
планировании бюджетной политики государство
должно исходить из необходимости обеспечения
финансовой и социальной стабильности.
Предсказуемость бюджетной
После почти десяти лет устойчивого экономического роста российская экономика в 2008 г. оказалась в сложном положении, поскольку вторая его половина ознаменовалась перерастанием ипотечного кризиса американского рынка в мировой финансовый кризис.
Сегодня, в отличие от положения десятилетней давности, когда слабый бюджет был «раздавлен» дефолтом, нынешний финансовый трехлетний фундамент, усиленный «стабилизационными фондами», способен «держать удар». Благодаря средствам, накопленным в бюджетной системе за счет нефтяных доходов предшествующих периодов, обеспечивается необходимая для решения экономических и социальных задач денежная ликвидность в банковской системе.
основные приоритеты российской бюджетной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях остаются неизменными - это социальное развитие, а также поддержка к стимулирование реального сектора экономики. Однако, в условиях нарастания мирового финансового кризиса, возникла необходимость перестройки, модернизации бюджетной политики. Основные цели осуществляемых изменений заключаются в смягчении последствий кризиса для населения и бизнеса, ослаблении налоговой нагрузки, предоставлении гарантий исполнения социальных обязательств государства, повышении оперативности и действенности государственного регулирования социально-экономического развития страны.
Мировой
кризис еще далеко не закончился. Ситуация
в глобальной экономике остается неопределенной
и таит в себе немало угроз. Но, несомненно,
Россия кризис преодолеет и сохранит позиции
одной из крупнейших экономик мира с большим
горизонтом развития и с мощным кадровым
и технологическим потенциалом.
Библиографический список
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98;
2. Налоговый кодекс РФ (части первая и вторая): по состоянию на 1 октября 2009 года. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009 г.;
3. Бюджетное
послание Президента