Бюджетная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджетной политики Российской Федерации, ее цели и задачи.

Содержание

Введение
1. Определение, цели, задачи и основные инструменты бюджетной политики
1.1 Определение, цели и задачи бюджетной политики
1.2 Основные инструменты проведения государственной бюджетной политики
2. Бюджетная политика Российской Федерации: важный инструмент борьбы с кризисом и национальная система образования
2.1 Бюджетная политика – важный инструмент борьбы с кризисом
2.2 Бюджетная политика и национальная система образования
2.2.1 Реформа межбюджетных отношений
2.2.2 Автономные учреждения
2.2.3 Федеральные университеты
2.2.4 Налоговая политика и реформирование оплаты труда
3. Бюджетная политика России: направления модернизации
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Бюджетная политика РФ.docx

— 86.48 Кб (Скачать)

     Возвращаясь к антикризисным мерам бюджетной  политики, к ним относятся и новации бюджетного и налогового законодательства, нацеленные на смягчение негативного воздействия мирового кризиса на финансовый рынок и экономику России. К примеру, на оздоровление отдельных отраслей экономики, в соответствии с планом действий правительства, планируется направить 5,6 трлн. руб. Согласно поправкам к федеральному бюджету на 2009-2011 г., на реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики из федерального бюджета выделено 510 млрд. руб. Из них 200 млрд. руб. будет направлено на страхование вкладов населения в банка, 175 млрд. руб. - на нужды автомобилестроения, сельского хозяйства, оборонно-промышленного комплекса, 60 млрд. руб. пойдут на выдачу ипотечных кредитов, а 83 млрд. руб. - на приобретение 40 тыс. типовых квартир для военнослужащих и граждан, проживающих в аварийных домах. На развитие инфраструктуры малого бизнеса за счет средств федерального бюджета будет выделено 10,5 млрд. руб., что на 6,5 млрд. руб. больше ранее запланированных сумм9.

     Перечисленные меры подтверждают решимость руководства страны сохранить социальные приоритеты бюджета, повысить уровень качества жизни россиян. Положительную роль должна сыграть и модернизация налоговой системы.

     Так, в конце 2008 г, были приняты поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие  значительное снижение затрат граждан  при оформлении садовых участков: бесплатными станут услуги по рассмотрению заявлений, входящих в перечень государственных функций. Необходимые расчеты за государственную регистрацию прав на участки из земель сельхозназначения снизятся с 500 руб. для физических лиц и 7,5 тыс. руб. для организаций до 100руб.; регистрация доли в праве общей собственности на земельные участки будет обходиться всего в 50руб.

     По  налогу на доходы физических лиц размер имущественного вычета, предоставляемого при ведении нового строительства или приобретении жилья, увеличивается с 1 млн. руб. до 2 млн. руб.10

     Предусмотрены изменения и в ст. 217 Налогового кодекса, которые освобождают от подоходного налога наследников, имеющих право на получение пенсионных накоплений умершего родственника. Предлагаемая поправка предусматривает, что в случае смерти застрахованного лица родственники получат сумму его пенсионных накоплений в полном объеме. Закон «О внесении изменения в статью 4 Закона «О налогах на имущество физических лиц» предоставит льготы на имущество физическим лицам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, или аварии на ПО «Мая» или от сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. На фоне финансового кризиса Государственная Дума приняла немало таких социально направленных налоговых новаций.

     Быт принят, и ряд решений по налоговому стимулированию бизнеса. Изменения коснулись одного из главных налогов - на добавленную стоимость. Решена давно назревшая проблема освобождения от уплаты НДС выданных авансов; упрощен порядок подтверждения экспортерами права на получение возмещения НДС при вывозе товаров; в целях поддержки экспортеров продлевается на 90 дней срок представления документов, необходимых для обоснования нулевой ставки НДС; начиная с платежей по итогам III квартала текущего года, налогоплательщики получили возможность уплачивать НДС не единовременным платежом, как это было ранее, а равными долями в течение трех месяцев, следующих за налоговым периодом. Это позволит не только снизить нагрузку на банковский сектор, но и увеличить оборотные средства налогоплательщиков.

     Важной  законодательной мерой по уменьшению налоговой нагрузки на бизнес явилось снижение с 1 января 2009 г. ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2,5%. Изменяется и налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения. Субъекты Российской Федерации получили возможность устанавливать дифференцированные ставки в пределах с 5% до 15%.

     Безусловно, принятие перечисленных налоговых  решений приведет к уменьшению доходов бюджетов всех уровней. Так, снижение налога на прибыль обернется потерями 400 млрд. руб., снижение налога на малый бизнес - 13млрд. руб. Повышение амортизационной премия - это еще минус 100 млрд. руб. из поступлений в бюджет, а увеличение вычетов по налогу на доходы физических лиц на приобретение жилья означает недополучение бюджетных доходов на сумму 43,6 млрд. руб. Общие бюджетные потери составят 556 млрд. руб., в том числе на региональном уровне - порядка 100 млрд. руб.

     Поэтому, в процессе подготовки законов об изменении налоговой системы, прорабатывался и вопрос о различных вариантах компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов. В результате был принят законопроект о внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса, предусматривающих передачу субъектам Российской Федерации 0,5% ставки налога на прибыль. Таким образом, максимальная ставка налога на прибыль организаций, зачисляемая в бюджеты субъектов, составит 18% (прежняя ставка - 17,5%). Согласно экспертным оценкам, в 2009 г, дополнительные поступления доходов и бюджеты регионов составят около 43,1 млрд. руб.

     Кроме того, были внесены изменения и  в Бюджетный кодекс. Доли акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо, зачисляемые в бюджеты субъектов федерации, увеличатся с 60% до 100%. В 2009г. соответствующие дополнительные доходы бюджетов регионов, по предварительной оценке, составят 59,4 млрд. руб.

     Таким образом, принятие указанных мер  позволит повысить доходы бюджетов субъектов  федерации в целом на 102,5 млрд. руб., что в значительной мере компенсирует выпадающие доходы от изменений налогового законодательства. В целях оказания дополнительной финансовой помощи регионам, по итогам исполнения федерального бюджета за 10 месяцев 2008 г. было принято решение о распределении дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов в сумме 19,6 млрд. руб. Средства дотаций в первую очередь были предоставлены регионам с наибольшей потребностью в финансировании, руководство которых было готово экономически целесообразно распорядиться полученными средствами. К примеру, 5 млрд. руб. были направлены для оказании помощи субъектам, в бюджетах которых доля социально значимых расходов и ноябре-декабре 2008 г. превышала 50%; 3,3 млрд. руб. получили регионы, выполнившие условия соглашений о мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетных местных учреждений на 14%.

     Принято принципиальное решение о том, что  субъекты РФ могут создавать собственные резервные фонды, аналогичные Резервному фонду страны. В резервный фонд субъекта федерации будет поступать часть средств бюджета региона, и в случае необходимости его руководство может воспользоваться накопленными резервами. Помимо этого, регионам предоставлена возможность использовать субвенции и иные межбюджетные трансферты, не израсходованные в 2008 г. на аналогичные цели и на следующий год. Была поддержана поправка, которая позволяет регионам хранить остатки бюджетных средств на депозитах в банках, как это федеральный центр. Принятые законодательные акты существенно расширяют арсенал антикризисных мер, осуществляемых руководством страны.

     Существенным  изменением в государственной бюджетной политике в связи с необходимостью противодействии мировому финансовому кризису явилось изменение полномочий правительства Российской Федерации. Для обеспечения оперативного принятия решений по концентрации бюджетных ресурсов, направляемых на решение неотложных вопросов по поддержке финансового рынка и отраслей экономики, Государственная Дума наделила до 1 января 2010 г правительство России дополнительными полномочиями по изменению показателей бюджета в пределах общего объема предусмотренных бюджетных расходов. Для осуществления парламентского контроля за действиями правительства в перераспределении бюджетных средств по отдельным статьям и направлениям расходов создана и приступила к работе специальная Комиссия Федерального Собрания, в которую вошли по семь представителей от Государственной Думы и от Совета Федерации. Для осуществления парламентского контроля за действиями региональной исполнительной власти в сфере бюджетной политики законодательные органы субъектов федерации будут создавать аналогичные комиссии.

     Подводя итоги, необходимо отметить, что основные приоритеты российской бюджетной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях остались неизменными - это социальное развитие, а также поддержка к стимулирование реального сектора экономики. Однако, в условиях нарастания мирового финансового кризиса, возникла необходимость перестройки, модернизации бюджетной политики. Основные цели осуществляемых изменений заключаются в смягчении последствий кризиса для населения и бизнеса, ослаблении налоговой нагрузки, предоставлении гарантий исполнения социальных обязательств государства, повышении оперативности и действенности государственного регулирования социально-экономического развития страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Бюджетная политика предполагает определение  целей и задач в области  государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений  использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических  и социальных процессов.

     Основными инструментами проведения государственной  бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, государственные закупки  и государственные займы.

     Бюджетная политика на очередной финансовый год  определяется Бюджетным посланием  Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале предшествующего  года.

     Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит  от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования  финансовых ресурсов в бюджет (возможный  бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный  потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический  объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).

     Проводимая  бюджетная политика в РФ ориентирована  на достижение стратегических целей  развития страны, повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого  экономического роста и повышения  конкурентоспособности страны. Осуществляется реализация приоритетных национальных проектов. Создается основа, для  решения назревших проблем, повышения  качества образования, улучшения здоровья населения, обеспечение граждан  доступным и комфортным жильем, формирование доступных условий жизни на селе и развития агропромышленного производства.

     При планировании бюджетной политики государство  должно исходить из необходимости обеспечения  финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики – ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом  сильного демократического государства.

     После почти десяти лет устойчивого  экономического роста российская экономика  в 2008 г. оказалась в сложном положении, поскольку вторая его половина ознаменовалась перерастанием ипотечного кризиса  американского рынка в мировой  финансовый кризис.

     Сегодня, в отличие от положения десятилетней давности, когда слабый бюджет был «раздавлен»  дефолтом, нынешний финансовый трехлетний фундамент, усиленный «стабилизационными фондами», способен «держать удар». Благодаря средствам, накопленным в бюджетной системе за счет нефтяных доходов предшествующих периодов, обеспечивается необходимая для решения экономических и социальных задач денежная ликвидность в банковской системе.

     основные  приоритеты российской бюджетной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях остаются неизменными - это социальное развитие, а также поддержка к стимулирование реального сектора экономики. Однако, в условиях нарастания мирового финансового кризиса, возникла необходимость перестройки, модернизации бюджетной политики. Основные цели осуществляемых изменений заключаются в смягчении последствий кризиса для населения и бизнеса, ослаблении налоговой нагрузки, предоставлении гарантий исполнения социальных обязательств государства, повышении оперативности и действенности государственного регулирования социально-экономического развития страны.

     Мировой кризис еще далеко не закончился. Ситуация в глобальной экономике остается неопределенной и таит в себе немало угроз. Но, несомненно, Россия кризис преодолеет и сохранит позиции одной из крупнейших экономик мира с большим горизонтом развития и с мощным кадровым и технологическим потенциалом. 
 
 
 
 

Библиографический список

1. Бюджетный  кодекс Российской Федерации.  Принят ГД РФ и одобрен СФ  РФ 17.07.98;

2. Налоговый кодекс РФ (части первая и вторая): по состоянию на 1 октября 2009 года. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009 г.;

3. Бюджетное  послание Президента Российской  Федерации Федеральному Собранию  Российской Федерации «О бюджетной  политике в 2008–2010 годах», от  9 марта 2007 г.;

Информация о работе Бюджетная политика РФ