Бюджетная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджетной политики Российской Федерации, ее цели и задачи.

Содержание

Введение
1. Определение, цели, задачи и основные инструменты бюджетной политики
1.1 Определение, цели и задачи бюджетной политики
1.2 Основные инструменты проведения государственной бюджетной политики
2. Бюджетная политика Российской Федерации: важный инструмент борьбы с кризисом и национальная система образования
2.1 Бюджетная политика – важный инструмент борьбы с кризисом
2.2 Бюджетная политика и национальная система образования
2.2.1 Реформа межбюджетных отношений
2.2.2 Автономные учреждения
2.2.3 Федеральные университеты
2.2.4 Налоговая политика и реформирование оплаты труда
3. Бюджетная политика России: направления модернизации
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Бюджетная политика РФ.docx

— 86.48 Кб (Скачать)

     Экономика России за последние несколько лет  позволяет подтвердить действенность  и в российских условиях важнейших  составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это политика, базирующаяся на реалистичном уровне государственных  обязательств жесткого ограничения  государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке  низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая  политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а, следовательно, и повышению  уровня народного благосостояния

     Таким образом, бюджетная политика является ядром экономической политики государства  и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными  институтами и гражданами. Данная политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста и повышению уровня народного благосостояния, то есть от качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.  

    1. Основные  инструменты проведения государственной  бюджетной политики
 

     Как отмечалось выше к основным инструментам государственной бюджетной политики можно отнести следующие фискальные рычаги воздействия как:

  1. налоги;
  2. государственные расходы;
  3. трансферты;
  4. государственные займы;
  5. государственные закупки.

     Состав  государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью  которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства.

     В условиях рыночной экономики основными  методами мобилизации государственных  доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Соотношение  между этими методами неодинаково  в разные исторические периоды и  определяется множеством факторов: содержанием  финансовой политики, хозяйственной  конъюнктурой, конкретной экономической  и социальной ситуацией, степенью остроты  возникающих социальных противоречий и т.д.

     Совокупность  всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, образует систему государственных доходов. Система государственных доходов  призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи - стимулировать  рост производства и повышение его  эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать  ускорению научно-технического прогресса. Выполняя фискальную функцию, система  государственных доходов не должна подрывать финансовую устойчивость основного звена хозяйствования - предприятий (объединений, организаций).

     Налоги  имеют фискальное, экономическое  и социальное значение. Обеспечивая  органы государственной власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут  положительно влиять на развитие общественного  производства, совершенствование его  отраслевой и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов. С помощью налогов решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения  лица, находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований демографической  политики и т.п.  Конкретный налог  может уплачиваться в государственный, региональный или местный (муниципальный) бюджет, либо распределяться между  бюджетами разных уровней непосредственно  налогоплательщиками, либо путем переопределения  через специальную систему.

     Вторым  по фискальному значению доходом  являются государственные займы. Они  используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения  различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств  в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния  экономики. Рост займов в период экономического кризиса может даже опережать  увеличение налогов, поскольку последние  в силу недостаточной эластичности не способны быстро мобилизовать крупные  финансовые ресурсы.

     Займы находят применение в разных звеньях  государственных финансов: федеральном, республиканском и местном бюджете; при формировании внебюджетных фондов; в составе привлеченных средств  государственных предприятий. Они  широко применяются для покрытия бюджетного дефицита, причем не только на федеральном и республиканском  уровне, но и на местном, а функционирование финансового рынка позволяет  использовать их для покрытия расходов государственных предприятий.

     Между налогами и государственными займами  существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения  займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связанные  с погашением займов и выплатой процентов  по ним, обусловливают необходимость  повышения налогов. Последнее, может  быть обеспечено как за счет повышения  ставок действующих налогов, так  и путем введения новых видов  налоговых платежей. Существует и  обратное влияние налогов на займы. Например, рост налогов неизбежно  наталкивается на сопротивление  налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить обострения социальной напряженности, идет по пути выпуска  все новых и новых займов. Единственным барьером на этом пути является платежеспособный спрос населения и предприятий  на государственные ценные бумаги, который, конечно, имеет определенный предел.

     Государственные расходы — это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика  государственных расходов состоит  в обеспечении потребностей государственной  сферы деятельности. Государственные  расходы призваны удовлетворять  наиболее важные потребности общества в области развития экономики  и социальной сферы, осуществления  государственного управления и укрепления обороноспособности страны. Государство  выполняет свои функции либо непосредственно  через систему органов управления, либо через принадлежащие ему  предприятия (объединения), организации, учреждения.

     Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через  систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов государственных  предприятий, организаций, учреждений. И те, и другие расходы производятся в целях расширения производства (путем финансирования капитальных  вложений и оборотных средств), образования  общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства. Поскольку в различных  системах хозяйствования (рыночной и  административно-командной) и даже на разных этапах развития экономики  роль государства, его функции и  сфера деятельности меняются, то соответственно этому преобразовываются структура  и объем производимых государством расходов.

     По  мере перехода к рынку и развития многообразных форм собственности  экономическая функция государства  претерпела изменения, но за государством всегда останется роль координатора экономических процессов, выполнение которой будет осуществляться с  помощью экономических методов, а в некоторых случаях путем  прямого вмешательства в воспроизводственный  процесс.

     Государственные расходы в области экономики  имеют важное народнохозяйственное значение: они способствуют структурной  перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей экономики. Активную роль государственные расходы  играют в осуществлении инвестиционной политики, проведении природоохранных  мероприятий, распространении экологически чистых технологий.

     Целевое направление средств означает, что  государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах.

     Государство является крупнейшим покупателем на товарном рынке.

     Государственные закупки - часть произведенных в  стране или за рубежом товаров  и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств  государственного бюджета. Закупки  осуществляются государством для нужд собственного потребления и в  целях обеспечения потребления  населением и резервирования.

     В бюджетной сфере под трансфертом  понимают любые формы перевода средств  из бюджета одного уровня бюджетной  системы в бюджет другого уровня, отчисления от налогов в порядке  бюджетного регулирования. С помощью  трансферта региональные и местные  бюджеты, органы социальной защиты населения  получают средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных государственным  законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления.

     В России к трансфертам относят  дотации, определяемые на формализованной  основе из Фонда финансовой поддержки  регионов или Фонда финансовой поддержки  муниципальных образований. Эти  фонды создаются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов РФ и распределяются исходя из рассчитываемых по формулам долей  субъектов РФ или муниципальных  образований в фондах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Бюджетная политика Российской  Федерации: важный инструмент  борьбы с кризисом и национальная  система образования 

     2.1 Бюджетная политика – важный  инструмент борьбы с кризисом 

     Выступая (6 апреля 2009 г.) перед депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ с отчетом Правительства председатель правительства В.В. Путин отметил в своем докладе мысль о ключевом значении бюджетной политики в борьбе с кризисом и в сохранении социально-экономической стабильности в стране.

     Прошедший 2008 год был в целом успешным, несмотря на некоторое снижение темпов роста в 4-м квартале. Положение могло бы быть гораздо тяжелее, если бы Россия вошла в кризис такой, какой она была еще несколько лет назад, обремененной огромным внешним долгом, с тромбами неплатежей, массовыми задержками зарплат, пенсий, пособий, с веерным отключением электроэнергии.

     К качеству российских рыночных и социальных институтов сегодня можно и нужно предъявлять претензии. Но кризис убедительно показал, что они все-таки работают. В целом ситуация в российской экономике не отличается от мировых тенденций. России приходится парировать сразу два удара. Первый - собственный финансовый кризис, который вызвал отток капитала. И второй удар - это резкое падение спроса и цен на товары российского экспорта.

     Начиная со второй половины 2008 года, были приняты неотложные антикризисные меры, чтобы избежать худшего сценария развития событий. Насколько это возможно, удары кризиса были смягчены, экономика доказала свою способность не просто выживать, но и развиваться в новых, менее благоприятных условиях. Вместе с тем, 2009 г. будет очень трудным.

     В Государственную Думу внесён новый  вариант бюджета, разработана правительственная программа антикризисных мер. В этих документах отражена позиция Правительства РФ, понимание необходимости проведения ответственной и реалистичной социально-экономической политики, смысл которой заключается в том, чтобы обеспечить оптимальное сочетание антикризисных мер и долгосрочных проектов, чтобы не только обороняться, но и наступать, строить новую, более эффективную экономику.

     Надо  не просто сохранить ключевые производства, но и ускорить переход экономики на путь инновационного развития, поддержать внутренний спрос, за счет реализации масштабных проектов создать инфраструктурный задел на будущее. Важно не допустить глубокого спада ВВП, усовершенствовать важнейшие рыночные институты, гарантировать макроэкономическую стабильность и сделать кредитно-финансовую систему России более конкурентоспособной.

     Бюджет-2009 остается бюджетом развития. Его основные параметры: доходы - 6,7 трлн. руб., расходы - 9,7 трлн., руб., бюджетный дефицит-3трлн. руб., или 7.4% ВВП, а с учетом, так называемых, квазифискальных мер, в основном Центрального банка, примерно - 8%.

Информация о работе Бюджетная политика РФ