Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 18:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджетной политики Российской Федерации, ее цели и задачи.
Введение
1. Определение, цели, задачи и основные инструменты бюджетной политики
1.1 Определение, цели и задачи бюджетной политики
1.2 Основные инструменты проведения государственной бюджетной политики
2. Бюджетная политика Российской Федерации: важный инструмент борьбы с кризисом и национальная система образования
2.1 Бюджетная политика – важный инструмент борьбы с кризисом
2.2 Бюджетная политика и национальная система образования
2.2.1 Реформа межбюджетных отношений
2.2.2 Автономные учреждения
2.2.3 Федеральные университеты
2.2.4 Налоговая политика и реформирование оплаты труда
3. Бюджетная политика России: направления модернизации
Заключение
Библиографический список
Экономика
России за последние несколько лет
позволяет подтвердить
Таким
образом, бюджетная политика является
ядром экономической политики государства
и отражает все его финансовые
взаимоотношения с
Как
отмечалось выше к основным инструментам
государственной бюджетной
Состав
государственных доходов в
В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические периоды и определяется множеством факторов: содержанием финансовой политики, хозяйственной конъюнктурой, конкретной экономической и социальной ситуацией, степенью остроты возникающих социальных противоречий и т.д.
Совокупность
всех видов государственных доходов,
формируемых разными методами, образует
систему государственных
Налоги
имеют фискальное, экономическое
и социальное значение. Обеспечивая
органы государственной власти необходимыми
источниками денежных средств, налоги
выполняют свою фискальную роль. Вместе
с тем механизм исчисления налогов,
применяемые налоговые льготы могут
положительно влиять на развитие общественного
производства, совершенствование его
отраслевой и территориальной структуры,
создание нужных инфраструктурных объектов.
С помощью налогов решаются важные
социальные задачи: регулируются доходы
разных социальных групп населения,
освобождаются от налогообложения
лица, находящиеся за чертой бедности,
устанавливаются налоговые
Вторым по фискальному значению доходом являются государственные займы. Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики. Рост займов в период экономического кризиса может даже опережать увеличение налогов, поскольку последние в силу недостаточной эластичности не способны быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы.
Займы
находят применение в разных звеньях
государственных финансов: федеральном,
республиканском и местном
Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и выплатой процентов по ним, обусловливают необходимость повышения налогов. Последнее, может быть обеспечено как за счет повышения ставок действующих налогов, так и путем введения новых видов налоговых платежей. Существует и обратное влияние налогов на займы. Например, рост налогов неизбежно наталкивается на сопротивление налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить обострения социальной напряженности, идет по пути выпуска все новых и новых займов. Единственным барьером на этом пути является платежеспособный спрос населения и предприятий на государственные ценные бумаги, который, конечно, имеет определенный предел.
Государственные
расходы — это часть финансовых
отношений, обусловленная использованием
централизованных и децентрализованных
доходов государства. Специфика
государственных расходов состоит
в обеспечении потребностей государственной
сферы деятельности. Государственные
расходы призваны удовлетворять
наиболее важные потребности общества
в области развития экономики
и социальной сферы, осуществления
государственного управления и укрепления
обороноспособности страны. Государство
выполняет свои функции либо непосредственно
через систему органов
Государственные
расходы состоят из прямых расходов
государства, осуществляемых через
систему бюджетных и
По
мере перехода к рынку и развития
многообразных форм собственности
экономическая функция
Государственные
расходы в области экономики
имеют важное народнохозяйственное
значение: они способствуют структурной
перестройке общественного
Целевое
направление средств означает, что
государственные расходы
Государство является крупнейшим покупателем на товарном рынке.
Государственные закупки - часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Закупки осуществляются государством для нужд собственного потребления и в целях обеспечения потребления населением и резервирования.
В
бюджетной сфере под
В
России к трансфертам относят
дотации, определяемые на формализованной
основе из Фонда финансовой поддержки
регионов или Фонда финансовой поддержки
муниципальных образований. Эти
фонды создаются соответственно
в федеральном бюджете, в бюджетах
субъектов РФ и распределяются исходя
из рассчитываемых по формулам долей
субъектов РФ или муниципальных
образований в фондах.
2.
Бюджетная политика Российской
Федерации: важный инструмент
борьбы с кризисом и
2.1
Бюджетная политика – важный
инструмент борьбы с кризисом
Выступая (6 апреля 2009 г.) перед депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ с отчетом Правительства председатель правительства В.В. Путин отметил в своем докладе мысль о ключевом значении бюджетной политики в борьбе с кризисом и в сохранении социально-экономической стабильности в стране.
Прошедший 2008 год был в целом успешным, несмотря на некоторое снижение темпов роста в 4-м квартале. Положение могло бы быть гораздо тяжелее, если бы Россия вошла в кризис такой, какой она была еще несколько лет назад, обремененной огромным внешним долгом, с тромбами неплатежей, массовыми задержками зарплат, пенсий, пособий, с веерным отключением электроэнергии.
К качеству российских рыночных и социальных институтов сегодня можно и нужно предъявлять претензии. Но кризис убедительно показал, что они все-таки работают. В целом ситуация в российской экономике не отличается от мировых тенденций. России приходится парировать сразу два удара. Первый - собственный финансовый кризис, который вызвал отток капитала. И второй удар - это резкое падение спроса и цен на товары российского экспорта.
Начиная со второй половины 2008 года, были приняты неотложные антикризисные меры, чтобы избежать худшего сценария развития событий. Насколько это возможно, удары кризиса были смягчены, экономика доказала свою способность не просто выживать, но и развиваться в новых, менее благоприятных условиях. Вместе с тем, 2009 г. будет очень трудным.
В Государственную Думу внесён новый вариант бюджета, разработана правительственная программа антикризисных мер. В этих документах отражена позиция Правительства РФ, понимание необходимости проведения ответственной и реалистичной социально-экономической политики, смысл которой заключается в том, чтобы обеспечить оптимальное сочетание антикризисных мер и долгосрочных проектов, чтобы не только обороняться, но и наступать, строить новую, более эффективную экономику.
Надо не просто сохранить ключевые производства, но и ускорить переход экономики на путь инновационного развития, поддержать внутренний спрос, за счет реализации масштабных проектов создать инфраструктурный задел на будущее. Важно не допустить глубокого спада ВВП, усовершенствовать важнейшие рыночные институты, гарантировать макроэкономическую стабильность и сделать кредитно-финансовую систему России более конкурентоспособной.
Бюджет-2009 остается бюджетом развития. Его основные параметры: доходы - 6,7 трлн. руб., расходы - 9,7 трлн., руб., бюджетный дефицит-3трлн. руб., или 7.4% ВВП, а с учетом, так называемых, квазифискальных мер, в основном Центрального банка, примерно - 8%.