Бюджетная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджетной политики Российской Федерации, ее цели и задачи.

Содержание

Введение
1. Определение, цели, задачи и основные инструменты бюджетной политики
1.1 Определение, цели и задачи бюджетной политики
1.2 Основные инструменты проведения государственной бюджетной политики
2. Бюджетная политика Российской Федерации: важный инструмент борьбы с кризисом и национальная система образования
2.1 Бюджетная политика – важный инструмент борьбы с кризисом
2.2 Бюджетная политика и национальная система образования
2.2.1 Реформа межбюджетных отношений
2.2.2 Автономные учреждения
2.2.3 Федеральные университеты
2.2.4 Налоговая политика и реформирование оплаты труда
3. Бюджетная политика России: направления модернизации
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Бюджетная политика РФ.docx

— 86.48 Кб (Скачать)

     На реализацию антикризисных мер предусмотрено выделение 1.4 трлн. руб., а в целом, с учетом эффекта от снижения налогов, средств Центрального банка, Фонда национального благосостояния, других источников на борьбу с последствиями кризиса и восстановление экономики направляется огромная сумма - 3 трлн. руб.

     Как отмечал В.В. Путин первым, безусловным приоритетом является выполнение обязательств перед гражданами. С этих позиций важно продолжить национальные проекты другие программы по повышению качества жизни. Задача состоит в том, чтобы не дать кризису деморализовать общество, разрушить долгосрочные планы граждан. В общей сложности на социальные нужды дополнительно было выделено 600 млрд. руб. Большая часть этих средств предназначена Пенсионному и другим государственным внебюджетным фондам, Кроме того, в проекте бюджета имеется специальный резерв в объеме 125 млрд. рублей.

     Пенсионная  система далеко не эффективна, в ней много перекосов и несправедливости, а главное, - она не позволяет гарантировать людям по-настоящему обеспеченную старость. Было принято принципиальное решение о переходе на новую страховую модель пенсионной системы, но пока нет средств. Внедрение новой модели требует больших дополнительных затрат, как со стороны бюджета, так и со стороны бизнеса, потому что фискальную нагрузку в будущем придется, конечно, увеличивать. Но в условиях кризиса необходимо не повышать, а, наоборот, уменьшать любые виды фискальной нагрузки на экономику, как бы они ни назывались - налоги, взносы, сборы.

     Однако  даже в период кризиса недопустимо решать проблемы бюджета и экономики за счет пенсионеров - наименее защищенных граждан России. Поэтому реформу пенсионной системы и существенное увеличение размера пенсий откладывать нельзя.

     В 2010 г. будет введен единый порядок  индексации базовой и страховой части пенсии, среднегодовой размер трудовой пенсии вырастет по отношению к 2009 г. на 45% в номинальном выражении. В реальном выражении пепсин должна будет вырасти минимум на 30%. Возникающий дефицит пенсионной системы будет покрыт за счет федерального бюджета и ресурсов Фонда национального благосостояния.

     Второй  приоритет - решение проблем экономики, потому что, в конечном счете, именно она дает ресурсы для активной политики социального развития. Расходы федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» в 2009 г. увеличиваются сразу на 70% и составили рекордную сумму - 1 трлн. 733 млрд. руб.6

     Всего на поддержку промышленности было выделено 70 млрд. руб., а с учетом гарантий по кредитам - 170 млрд. руб. Серьезно ослаблена фискальная нагрузка на экономику - как в целом, так и по ключевым отраслям. Увеличена амортизационная премия с 10 до 30%, снижен налог на прибыль с 24% до 20%, введен новый, менее обременительный порядок НДС - по факту. Субъекты Федерации получили право устанавливать дифференцированную ставку налога на малый бизнес в пределах 5-15%.

     Уменьшение  экспортных пошлин позволило нефтяным компаниям сохранить рентабельность добычи. Основной эффект от снижения налогов планируется получить в 2009 г. По оценкам, в экономике дополнительно останется порядка 600 млрд. руб. Эти деньги бюджет недополучит, но правительство пошло на это сознательно. Занимаясь вопросами оптимизации налоговой нагрузки, нужно помнить, что решения должны быть максимально взвешенными.

     Третий приоритет - это активизация внутреннего спроса. Правительство делать все возможное, чтобы компенсировать сжатие рынков, поддержать отечественных производителей и одновременно создать инфраструктурный и технологический задел для будущего развития. Так, по сравнению с 2008 г., более чем на 100 млрд. руб. увеличены ассигнования на развитие транспортной инфраструктуры. Они составили 560 млрд. руб., в том числе на автодороги - 312 млрд., руб. (в 2008 г. - 294 млрд. руб.).

     Начата  реализация ряда новых программ: проект по обновлению пассажирского и коммунального транспорта, автомобильного парка силовых структур. На эти цели с учетом регионального софинансирования дополнительно выделено 42,5 млрд. руб. Всё это направлено, прежде всего, на то, чтобы поддержать отечественных производителей.

     В 2009 г. за счет федеральных и региональных бюджетов, средств Фонда ЖКХ, Агентства по ипотечному кредитованию на стимулирование строительства и другие жилищные программы израсходована беспрецедентная сумма - 440 млрд. руб. (в 2008 г. -249 млрд. руб.). Эти деньги эквивалентны стоимости одной трети всего жилищного рынка в стране.

     Практически решён вопрос об еще одной, дополнительной капитализации Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию в объеме 20 млрд. руб. и предоставлении этому Агентству кредита в размере 40 млрд. руб. из средств, предназначенных на поддержку банковской системы.

     Основной  акцент в антикризисной политике должен быть сделан не на прямой госзаказ, а на восстановление деловой активности через субсидирование процентных ставок, развитие лизинга, поддержку потребительского кредитования. Такие механизмы уже используются на рынках сельхозтехники, легковых автомобилей, авиационных перевозок. В результате должна быть получена реальная, а не искусственная структура внутреннего спроса, который станет эффективной основой для посткризисного восстановления и последующего развития экономики.

     Четвертый приоритет - это стимулирование инноваций и структурная перестройка реального сектора. В скорректированном бюджете сохранены расходы на развитие таких ключевых отраслей, как авиа- и судостроение, космос, атомная и радиоэлектронная промышленность. Принято решение освободить от уплаты НДС импорт оборудования, аналоги которого в стране не производятся. Вместе с предоставлением госгарантий по кредитам эта мера позволит предприятиям продолжить программы технологического обновления.

     Пятый приоритет - это создание благоприятных условий для экономического подъема, прежде всего за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия необоснованных барьеров для предпринимательской деятельности.

     Уже отменены явно избыточные полномочия органов внутренних дел по контролю за предпринимательской деятельностью. Сокращен перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации.7 Принятые законодательные решения вводят серьезные ограничения на разного рода проверки. По наиболее распространенным видам деятельности вместо разрешительного устанавливается уведомительный порядок начала нового дела.

     В.В. Путин напомнил, что Правительство приняло программу развития конкуренции, в Государственную Думу внесены законопроекты, направленные на совершенствование антимонопольного регулирования.

     Шестой приоритет - построение мощной финансовой системы, на которую можно надежно опереться, развивая национальную экономику. От экстренных мер спасения банковского сектора необходимо перейти к планомерному расширению его ресурсной базы, создать условия для повышения доступности кредита, как на предприятиях, так и для самих граждан.

     Антикризисным планом предусмотрена возможность выделения 255 млрд. руб. на поддержку банковского сектора, банковской системы, причем предоставление господдержки будет жестко увязано с кредитованием реального сектора. Банковская система должна быть очищена от проблемных кредитных учреждений. Необходимая правовая база для слияния банков и их санации8 создана, и реальная работа в принципе уже началась.

     Снижение ставки рефинансирования Центрального банка является одним из ключевых ориентиров при определении стоимости кредита, но далеко не единственным. До 90% ресурсов банки привлекают на рынки. Они обходятся им также недешево. Серьезное влияние оказывает и высокий уровень инфляции.

     Кроме того, банки не только кредитуют  экономику, но и обеспечивают сохранность сбережений граждан России. И об этом также нельзя забывать, призывая банки действовать более рискованно. Вместе с тем, очевидно, что рубль стабилизировался. Если инфляция будет снижаться, то это значит, что можно будет рассчитывать и на снижение процентной ставки Центрального банка.

     Седьмой приоритет - обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов к бюджетной системе России.

     Образующийся  в 2009 г. столь масштабный дефицит бюджета как сильно действующее лекарство для экономики допустим, однако злоупотреблять им нельзя. Это может быть крайне разрушительно для всей финансовой системы, поэтому план правительства предусматривает жесткую программу по снижению дефицита до 3% ВВП уже в 2011 г. Одновременно будет продолжена и борьба с инфляцией. По расчётам Минэкономразвития, за 3 года инфляция должна быть снижена до порядка 8%.

     Очень многое зависит от эффективности региональных и местных администраций, именно на этом уровне занято наибольшее число работников бюджетной сферы. Здесь же решается большая часть вопросов образования, здравоохранения, социального обеспечения и жилищно-коммунального хозяйства, исполняются делегированные на места федеральные полномочия. В регионах уже реализуются антикризисные программы, идет серьезная корректировка бюджетов, изыскиваются резервы повышения эффективности рынков.

     Приоритетами  и в регионах Российской Федерации  должны стать выплата заработной платы, создание новых рабочих мест, выполнение социальных обязательств перед гражданами России.

     Следует серьезно работать над сохранением  и расширением налогооблагаемой базы, а это, прежде всего, вопрос помощи малому и среднему бизнесу. Нужно создавать максимально благоприятные условия для предпринимательства. Среди возможных мер поддержки - льготная аренда, пониженные тарифы на подключение к коммунальным сетям, квоты на госзакупки для малых средних предприятий.

     На  федеральном уровне уже принят ряд решений по поддержке малого бизнеса: преференции при выкупе арендуемого недвижимого имущества, снижение платы за присоединение к электросетям, увеличение бюджетных субсидий малому бизнесу и т.д. На эти цели выделялось 10,5 млрд. руб., а также кредитная линия Внешэкономбанка - 30 млрд. рублей.

     Со  своей стороны, правительство оказывало необходимую помощь в стабилизации региональных финансов в целом. Объем федеральной поддержки регионов в новом варианте бюджета увеличивается на 36% по сравнению с 2008 г. Региональные бюджеты также столкнутся с проблемами, и им будет нужна помощь. В новом варианте бюджета на эти цели выделялось 1,2 трлн. руб.

     Чтобы выполнить намеченные планы и  при этом не допустить негативных макроэкономических последствий потребовалась  максимальная осторожность при подходе к другим статьям бюджета на предстоящие годы. Нужна финансовая дисциплина и тщательное обоснование бюджетных расходов. Необходимо сделать всю бюджетную систему более эффективной в адекватной современным условиям.

     Мировой кризис еще далеко не закончился. Ситуация в глобальной экономике остается неопределенной и таит в себе немало угроз. Но, несомненно, Россия кризис преодолеет и сохранит позиции одной из крупнейших экономик мира с большим горизонтом развития и с мощным кадровым и технологическим потенциалом.

     В тот же день, 6 апреля 2009 г., заместитель  Председателя Правительства Российской Федерации - министр финансов Российской Федерации А.Л. Кудрин представил Государственной Думе проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (об уточнении показателей федерального бюджета на 2009 г.).

     Он  отметил, что законопроект подготовлен  с учетом принятого Государственной Думой Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации». Изменениями в Бюджетный кодекс, в частности, предусматривается приостановка до 1 января 201Зг. норм Бюджетного кодекса, ограничивающих дефицит федерального бюджета 1% ВВП и использование средств Резервного фонда только для финансового обеспечения нефтегазового трансферта. Предусматривается возможность признания утратившими силу положений федерального закона о федеральном бюджете в части, касающейся планового периода, в случае сокращения в текущем финансовом году ненефтегазовых доходов федерального бюджета более чем на 15%.

     Поскольку в 2009 году прогнозируется сокращение доходов федерального бюджета на 38,6%, в том числе ненефтегазовых доходов федерального бюджета на 25,3% по сравнению с учтенным при формировании показателей федерального бюджета на 2009 г. объемом, законопроектом предлагается признать утратившими силу положения Федерального закона о бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. в части, касающейся планового периода. Согласно изменениям, предложенным законопроектом, уточнил А.Л. Кудрин, бюджет на 2009 г. будет годичным. В последующие годы бюджет снова станет трехлетним.

     А.Л. Кудрин ознакомил депутатов с  главными показателями внесенного законопроекта: доходы федерального бюджета в 2009 г. составят 6 трлн. 713 млрд. руб. (16,61% ВВП) против утвержденных 10 трлн. 927 млрд. руб.

Информация о работе Бюджетная политика РФ