Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:11, курсовая работа
Целью исследования является проведение анализа обоснованности бюджетного
планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро-
уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской
Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений
доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей
государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом
исполнении бюджетов через РКЦ банков;
- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты территорий,
как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть
проблемы бюджетного федерализма;
ВВЕДЕНИЕ..........................3
1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА...........................
...........5
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской
Федерации.........................5
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и
проблемы исполнения..............10
2. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ: роль и значение в экономике
страны.................. 16
2.1 Федеральный бюджет.......................................................16
2.2 Бюджеты субъектов и местные бюджеты................................24
2.3 Внебюджетные фонды.....................29
2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их
решения......................35
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ.............39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................ .48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................50
размещение населением средств в банковских вкладах преимущественно в
национальной валюте и на длительные периоды. Отток капитала из страны
существенно сократился. Тем не менее, развитие финансового сектора в стране
отстает от общеэкономической динамики и необходимо срочно принимать
дополнительные меры по повышению надежности инвестиционных институтов и
банковских учреждений, по обеспечению роста доверия к ним.
Несмотря на существенное увеличение денежной массы, темпы инфляции в 2003
г., благодаря росту спроса на деньги и сокращению скорости их обращения,
остались на умеренном уровне, предусмотренном бюджетом.
Вместе с тем по-прежнему значительная доля прироста экономических показателей
объясняется влиянием факторов сырьевого экспорта. На фоне ряда успешно
развивающихся отраслей в ряде секторов экономики наблюдается спад объемов
производства. Текущая ситуация в сельском хозяйстве наглядно демонстрирует,
что устойчивый рост производства в этом важнейшем секторе национальной
экономики пока отнюдь не гарантирован, хотя за последние четыре года
сельское хозяйство сделало серьезный рывок вперед, производство выросло в
реальном выражении на 20%, налицо и качественные изменения. Благодаря
рыночным механизмам поддержки агробизнеса на село пошли кредитные ресурсы,
улучшилось качество менеджмента и уже заработала нормальная реакция на
рыночные сигналы, на рыночное воздействие.
Основной задачей, целью большинства проводимых социально-экономических
преобразований является укрепление среднего класса, растущей год от года
группы самодостаточных граждан — профессионалов, которые не ждут помощи от
государства, а способны самостоятельно найти или создать себе рабочее место и
обеспечить достойную жизнь для себя и своей семьи. Именно они во все времена
и во всех странах являются той политической опорой, той цементирующей частью
общества, которая обеспечивает стабильность и устойчивость развивающегося
гражданского общества.
Любые программные меры Правительства, будь то развитие малого бизнеса или
реформа местного самоуправления, совершенствование системы образования или
здравоохранения, — все они благоприятствуют преумножению рядов среднего
класса. Этим людям должна быть предоставлена свобода реального
экономического выбора — вести свой бизнес, работать по найму, пользоваться
социальными услугами, оказываемыми либо в частном, либо в государственном
секторе, инвестировать свои накопления в государственные бумаги или в акции
частных компаний. Только раскрепощение их инициативы на основе такого
свободного выбора может обеспечить решение тех амбициозных задач, которые
Президент РФ поставил перед страной.
Достигнутые результаты позволили заложить в закон «О федеральном бюджете на
2004 год» значительный
рост расходов в реальном
ключевых направлений государственной политики.
Радикальные меры запланированы и на 2005 г., когда предполагается снизить
среднюю ставку единого социального налога на 5% эффективной ставки, что
равнозначно снижению налоговой нагрузки еще на 0,5 процента ВВП. Именно
такая разумная налоговая политика, а не бюджетные вливания в экономику,
обеспечит наиболее
эффективную поддержку
Отличительной особенностью нынешнего этапа налоговой реформы является то,
что он проводится полностью за счет федерального бюджета. Потери
региональных бюджетов при отмене налога с продаж составят 62 млрд. руб., а
сумма от передаваемых налогов с федерального уровня на уровень субъектов
Федерации составит 69 млрд. руб., в результате доля территориальных бюджетов
в консолидированном бюджете страны, с учетом этих налоговых новаций
увеличится, возрастет с 41 до 44%. А доля субъектов Федерации в общих
расходах с учетом федеральной помощи, предоставляемой бюджетам регионов,
повысится до 52%
За счет централизации неравномерных доходов из добывающих регионов, с учетом
регионов-доноров, обеспечиваются более равномерные доходы субъектов
Федерации в целом. Эти доходы теперь составят до 44% доходов региональных
бюджетов в консолидированном бюджете страны. Доходы федерального бюджета
сокращаются на 0,6% ВВП, с 18,5 до 17,9%, непроцентные расходы сокращаются
на 1%, с 13,3 до 12,3% ВВП. Общий прирост непроцентных расходов ограничен 304
млрд. руб., то есть на 15% относительно уровня 2003 г. Это позволит
сконцентрировать расходы на приоритетных направлениях.
Важная задача, которую поставил перед нами Президент, — это повышение
устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействию
внешнеэкономической конъюнктуры. Это также непосредственно связано с
экономическим ростом.
Состояние государственных финансов влияет на множество факторов и условий
экономического роста — темпы инфляции, валютный курс, доступность заемных
ресурсов для экономики по более низким процентным ставкам. Страна, бюджет
которой чрезмерно зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних
рынков, не может рассчитывать на устойчивое экономическое развитие. В связи с
этим был создан Стабилизационный фонд в составе федерального бюджета
Российской Федерации.
Сегодня на 35% доходы федерального бюджета формируются за счет доходов от
нефти, нефтепродуктов и газа. Только нефть обеспечивает 13% доходной
бюджетной системы страны, а для (федерального бюджета даже еще выше — 18%.
Изменение цены на нефть на 1 доллар означает изменение доходов
консолидированного бюджета на 59 миллиардов, из них на 45 — для федерального
бюджета. То есть, если цена на нефть снизится до 15-16 дол., как это было в
середине 90-х годов, то для исполнения такого бюджета, как в 2004 г., не
хватит 200 млрд. руб. Поэтому необходимо сохранять и накапливать
Стабилизационный фонд для предотвращения таких ситуаций. Когда в 1998 г.
цена на нефть упала до 12 дол. за баррель в среднем, страна столкнулась с
проблемой девальвации и дефолта. Стабилизационный фонд навсегда обезопасит
от таких ситуаций.
В 2004 г. Стабилизационный фонд пополнится на сумму в 83,4 млрд. руб. Общий
прогноз цены на нефть — 22 доллара за баррель, в расчете бюджета была
заложена цена — 20 дол. за баррель. Разница между 20 и 22 поступит в
Стабилизационный фонд. Кроме того, в Стабилизационный фонд предполагается
зачислить частично или полностью остатки средств федерального бюджета, в том
числе средства финансового резерва, на конец 2003 г.
Само наличие
Стабилизационного фонда
рейтинга, снижению процентных ставок заимствований частным сектором в
Российской Федерации, что оборачивается выигрышем для всей экономики.
В 2004 г. ожидается около 2400 млрд. руб. инвестиций за счет всех
источников: предприятий, кредитов, государственного бюджета. Важная задача —
сохранить прирост этих инвестиций в тех темпах, которые обеспечивались в 2003
г.
Уровень инфляции в 2004 г. должен снизиться до 10%, (в 2000 г.- 20%). В 2006
г. инфляция составит 5,5%, а к 2008 г. можно прийти к уровню, не
превышающему 3%, т.е. Россия будет жить как цивилизованные страны, цены не
будут расти, как сейчас, включая тарифы естественных монополий.
В ближайшие три года нужно также провести реструктуризацию бюджетного
сектора. Это включает существенное увеличение эффективности за счет
изменения форм бюджетных учреждений, планирования результатов их
деятельности.
Преодоление бедности — задача, которую поставил президент, — достигается
результатами проводимой экономической политики. За последние четыре года
реальные доходы населения — это доходы за вычетом инфляции — возросли на
40% и в 2004 г. возрастут еще на 8%. Число граждан, проживающих ниже черты
бедности, за последние три года сокращено с 27% до 20,5%. Этот процесс
продолжится и в 2004 г.
В 2004 г. бюджеты субъектов Российской Федерации увеличатся на 451 млрд.
руб., что означает прирост в среднем на 27%. При этом из 451 млрд. руб.
прироста доходов 108 млрд. руб. будут направлены на самые необходимые
расходы: 90 млрд. руб. — на прирост заработной платы и 18 млрд. руб. — на
индексацию всех необходимых расходов, связанных с медикаментами,
продовольствием, коммунальными услугами и прочим. В результате в Российской
Федерации только в 15-20 субъектах может сложиться дефицит по выплате
заработной платы, в связи с чем Правительство предусмотрело соответствующие
резервы в федеральном бюджете, которые позволят решить и эту проблему.
Общий уровень заработной платы в бюджетном секторе в 2004 г. составит 65% от
уровня средней заработной платы в промышленности (в 2000 г. — 50%, в 2003 г. —
60%). Также продолжится рост расходов на социальную политику, на целый ряд
социальных программ. В частности, на социальную помощь — на 20,9%, социальное
обеспечение службы занятости — на 15%.[10]
Среди важнейших приоритетов, которые назвал Президент, — обеспечение
национальной обороны и безопасности. Здесь также обеспечивается приоритетный
прирост расходов на национальную оборону — на 19%, что выше уровня
инфляции. Третий год подряд, включая и 2004 г., объем оборонного заказа
наращивается на 1 млрд. дол. Это позволит обеспечить соответствующие закупки
техники, ремонт подводных лодок, самолетов и т.д. Этих средств вполне
достаточно для того, чтобы обеспечить надежность всех механизмов,
применяемых в Вооруженных Силах. Сегодня ставится также задача увеличения
прозрачности расходов силовых структур.
Продолжается сокращение государственного долга. В 2004 г. он снизится до 3%
ВВП, что, конечно,
существенно снижает риски
к российскому бизнесу. Как результат — одно из ведущих международных
рейтинговых агентств поставило Россию в десятку самых привлекательных
инвестиционных стран мира — на восьмое место.
Бюджет 2004 г. является бюджетом продолжающегося экономического роста,
повышения конкурентоспособности национальной экономики, уровня жизни
Информация о работе Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сфере