Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:11, курсовая работа
Целью исследования является проведение анализа обоснованности бюджетного
планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро-
уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской
Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений
доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей
государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом
исполнении бюджетов через РКЦ банков;
- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты территорий,
как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть
проблемы бюджетного федерализма;
ВВЕДЕНИЕ..........................3
1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА...........................
...........5
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской
Федерации.........................5
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и
проблемы исполнения..............10
2. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ: роль и значение в экономике
страны.................. 16
2.1 Федеральный бюджет.......................................................16
2.2 Бюджеты субъектов и местные бюджеты................................24
2.3 Внебюджетные фонды.....................29
2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их
решения......................35
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ.............39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................ .48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................50
3.3.Сельские
поселковые и пр. бюджеты |
2.3.Бюджеты
городских районов |
Рис. 1
Структура консолидированного
бюджета области[2]
Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты
позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона
или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и
статистических целей.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной
системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса,
санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок
финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов
бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств
федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и
полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ,
ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- право законодательных
органов государственной
самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять
бюджетный процесс;
- наличие собственных
источников доходов бюджета
законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по
формированию доходов соответствующих бюджетов;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления
самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления
расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования
дефицитов соответствующих бюджетов;
- недопустимость
изъятия доходов,
законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и
сумм экономии по расходам бюджетов;
- недопустимость
компенсации за счет бюджетов
других уровней потерь в
и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, за
исключением установленных законом случаев.
Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы
бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные
поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в
обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные
расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств
внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской
Федерации.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и
поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении,
утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из
необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати
утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе
исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для
общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов,
в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного
органа или между исполнительным и представительным органами государственной
власти.
Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза
социально-экономического развития соответствующей территории; и
реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что
бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с
обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их
сбалансированность
и проблемы исполнения.
Доходы бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов государства,
необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения,
возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в
распоряжение органов власти разного уровня.
В зависимости от государственного устройства страны различают: доходы
центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов в
унитарном (едином) государстве.
Доходы бюджета — понятие более узкое, чем доходы государства; помимо
финансовых средств бюджета всех уровней власти они включают ресурсы
государственных внебюджетных Фондов и всего государственного сектора.
Главный материальный источник доходов бюджета — национальный доход.
Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает
национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом
предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства
природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент
времени).
Огосударствление национального дохода осуществляется государством разными
методами. Основными методами, используемыми органами государственной власти
для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов
являются налоги, государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между
ними различно по странам и по времени; определяется экономической ситуацией
в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий,
состоянием финансов и финансовой политикой государства.
1) Главный метод
перераспределения
- налоги, обеспечивающие
преобладающую долю доходов
центрального бюджета различных государств налоговые поступления составляют
около 9/10.[3] Доля налогов в доходах
членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты
формируются за счет закрепленных (собственные доходы соответствующих бюджетов)
и регулирующих доходов.
2) Следующим
по своему финансовому
государственные займы. К этому методу государство прибегает при бюджетных
дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий
год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения
размера дефицита государство обращается к государственным займам. Существуют
два пути получения государственных
займов: 1) государственные займы, полученные у физических и юридических лиц
путем выпуска ценных бумаг от имени государства; 2) кредиты, полученные у
центрального банка и других кредитных учреждений. Увеличение объема кредитных
операций государства ведет к росту государственного долга. Государственный
долг тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов
осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми
кредитными операциями.
3) При чрезвычайных
обстоятельствах, когда
государственных займов оказывается затруднительным, государство обращается к
эмиссии бумажных денег- это самый непопулярный метод, так как вызывает рост
денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к
усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-
экономические последствия.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с
выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают
экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования
средств централизованного фонда денежных средств государства по различным
направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих
видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной
характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую
природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов,
количественная — их величину.
Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и
функциями государства,
уровнем социально-
разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-
территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных
средств и т.д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов
бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического
развития.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни
общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике
существует несколько
признаков классификации
В первую очередь
применяется экономическая
расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного
воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные
Информация о работе Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сфере