Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:11, курсовая работа
Целью исследования является проведение анализа обоснованности бюджетного
планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро-
уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской
Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений
доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей
государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом
исполнении бюджетов через РКЦ банков;
- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты территорий,
как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть
проблемы бюджетного федерализма;
ВВЕДЕНИЕ..........................3
1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА...........................
...........5
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской
Федерации.........................5
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и
проблемы исполнения..............10
2. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ: роль и значение в экономике
страны.................. 16
2.1 Федеральный бюджет.......................................................16
2.2 Бюджеты субъектов и местные бюджеты................................24
2.3 Внебюджетные фонды.....................29
2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их
решения......................35
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ.............39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................ .48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................50
расходы.
Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих
текущее функционирование
органов государственной
самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки
другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и
субвенций. Эти расходы включают затраты на государственное потребление
(содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных
отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного
характера, текущие
расходы государственных
нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям,
трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие
расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в
обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
Капитальные расходы бюджета — эти денежные затраты государства,
связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. Они
включают: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь
создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной
программой, средства, расходы, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на
инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального
ремонта, расходы,
при осуществлении которых
государственное и муниципальное имущество. Большинство этих расходов, как
правило, отражается в бюджете развития.
Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета»,
отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные
средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:
1) государственное
управление и местное
2) судебная власть;
3) международная деятельность;
4) национальная оборона;
5) правоохранительная
деятельность и обеспечение
6) фундаментальные исследования и содействие научно-
техническому прогрессу;
7) промышленность, энергетика и строительство;
8) сельское хозяйство и рыболовство;
9) охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология,
картография и геодезия;
10)транспорт, дорожное
хозяйство, связь и
11)жилищно-коммуналыюе хозяйство;
12)образование;
1 Здравоохранение и физическая культура;
14)культура, искусство и кинематография;
15)средства массовой информации;
16)обслуживание государственного долга;
17)финансовая помощь бюджетам других уровней;
18)целевые бюджетные фонды;
19)пополнение государственных запасов и резервов;
20)социальная политика;
21)прочие расходы.
Классификации расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным видам
затрат, создает предпосылки для рационального Использования бюджетных
средств, является
необходимой базой для
действенного контроля за Использованием бюджетных ассигнований.
Территориальная классификация расходов. В соответствии с Уровнем
государственного управления в Российской Федерации Расходы бюджета
подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов членов
Федерации и расходы местных бюджетов.
Задачи в области расходов бюджета. В целом в области расходов бюджета до
сих пор имеются существенные недостатки: низка эффективность использования
бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования
средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в
условиях невыполнения плана по доходам. Бюджетные расходы не решают насущные
проблемы социальной политики государства, что связано с постоянным увеличением
задолженности по выплатам населению. До минимума сократились инвестиции
государства в народное хозяйство, что углубляет экономический кризис и
уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране.
Основные задачи в области расходов бюджета:
1) обеспечение
приоритетного финансирования
расходов, сокращение и полное погашение задолженности
по выплатам населению;
2) расширение
государственного
областях экономики;
3) сокращение
расходов на содержание
управлению государственным долгом;
4) повышение эффективности использования бюджетных
средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной
реформы;
5) уменьшение дотации на покрытие убытков отдельных отраслей;
6) сокращение расходов по отдельным целевым статьям рас
ходов и целевым программам;
7) концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
8) усиление контроля за использованием бюджетных
средств;
Вывод: Для достижения уровня развитых стран требуется наладить ряд важных
механизмов, в том числе и бюджет. Он в нашей стране построен на принципах и
законах, но выполняются ли они? И в том ли направление идут реформа бюджета?
Ответ пока не ясен. Прежде всего надо поставить четкие цели которые мы желаем
достичь. И решить ряд вопросов, которые копятся у нас в стране второе
десятилетие. Не допустить повторение ситуации 1998 года, и сделать бюджет
основой основ
на котором будет держаться
Одной из важных составных принципов бюджета является его сбалансированность
бюджета по всем 3 уровням. В настоящие время полностью сбалансирован только
федеральный и частично региональный бюджет, местный бюджет пока остается без
денег. Для этого надо четко разграничить цели и задачи каждого из бюджетов
что и попытаемся сделать во второй главе..
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ
СИСТЕМЫ:
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В
ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ.
2.1 Федеральный бюджет
Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской
Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства,
утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона
[4]. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения
национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы,
необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации
социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с
учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической
стратегии. Основными задачами бюджетной политики на 2004
год и среднесрочную
- усиление роли налогово-бюджетной политики в качестве инструмента
стимулирования экономического роста;
- повышение устойчивости
бюджетной системы, снижение
внешнеэкономической конъюнктуры;
- обеспечение профицита
федерального бюджета в
выплат при соблюдении оригинальных графиков платежей по внешним
обязательствам;
- повышение качества
управления государственными
совершенствование управление государственным долгом.
Особенностью проекта федерального бюджета на 2004 год является превышение его
доходов над расходами. Профицитная бюджетная политика позволяет с одной
стороны обеспечить
проведение согласованных с денежно-
по снижению инфляции в запланированных пределах, с другой стороны - снизить
долговое бремя государства.
Формирование расходной части бюджета осуществлено исходя из консервативной
оценки внешнеэкономической конъюнктуры цен на товары российского экспорта.
При этом профицит федерального бюджета сформирован за счет дополнительных
доходов, прогнозируемых в условиях более высоких экспортных цен. Таким
образом, в соответствии
с Бюджетным Посланием
дополнительные доходы, зачисляемые в федеральный бюджет и полученные в
результате благоприятной
внешнеэкономической
на погашение государственного долга.
В соответствии с проводимой налоговой политикой, направленной на снижение
налогового бремени происходит снижение объема бюджета расширенного
правительства, включающего помимо консолидированного бюджета средства
бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В связи со снижением ресурсной базы консолидированного бюджета уровень
непроцентных расходов в 2003 году несколько снизился в результате сокращения
расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. В то же время, указанное
сокращение будет компенсировано из федерального бюджета за счет средств,
выделяемых в рамках финансовой помощи бюджетам других уровней.
Основными задачами в области налоговой политики в 2004 году являются снижение
налоговой нагрузки на экономику, расширение за счет этого налогооблагаемой
базы бюджета, создание стимулов для вывода доходов из теневого оборота. Кроме
того, предусмотренные в 2004 году меры налоговой политики направлены на
стимулирование внутренних факторов экономического развития страны, которые в
предстоящие годы будут иметь определяющее воздействие на рост экономики.
Достижение поставленных
задач предусмотрено
- совершенствования налогового законодательства, повышения стабильности и
Информация о работе Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сфере