Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:11, курсовая работа
Целью исследования является проведение анализа обоснованности бюджетного
планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро-
уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской
Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений
доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей
государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом
исполнении бюджетов через РКЦ банков;
- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты территорий,
как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть
проблемы бюджетного федерализма;
ВВЕДЕНИЕ..........................3
1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА...........................
...........5
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской
Федерации.........................5
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и
проблемы исполнения..............10
2. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ: роль и значение в экономике
страны.................. 16
2.1 Федеральный бюджет.......................................................16
2.2 Бюджеты субъектов и местные бюджеты................................24
2.3 Внебюджетные фонды.....................29
2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их
решения......................35
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ.............39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................ .48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................50
· государственное регулирование и стимулирование
экономики;
· финансовое обеспечение социальной политики;
· контроль образования и использованием
централизованного фонда денежных средств.
До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР
базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они
занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух
платежей - налога с оборота и платежей из прибыли .
В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы претерпели
коренные изменения.
2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной
системы. Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных
средств, предназначенных
для обеспечения задач и
предметам ведения субъекта РФ. Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов
доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в
значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в
первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального
хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов
в осуществлении
общегосударственных и
распределении государственных средств на содержание и развитие социальной
инфрастуктуры общества[5].
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между уровнями
бюджетной системы заложены принципы самостоятельности бюджетов, их
государственной поддержки, территориального формирования источников их
доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются
за счет собственных и регулирующих источников доходов.
Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства,
принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо
фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет,
минуя вышестоящие.
К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств,
передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования
(сбалансирования) их расходов и доходов.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень
регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.
С 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов
Российской Федерации стали использовать средства, полученные из Фонда
финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда оказывается
регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке», или «региона,
особо нуждающегося в поддержке».
Статус «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у
которых душевой бюджетный доход в планируемом году меньше среднедушевого
бюджетного дохода по всем регионам РФ.
Статус «региона, особо нуждающегося в поддержке», предоставляется тем
регионам, у которых объем бюджетных доходов меньше объема прогнозируемых в
планируемом году бюджетных расходов.
С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которых
соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, и
регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из
указанных частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласно их
статусу производится на основании установленной доли каждого региона в общем
объеме средств соответствующей части этого дохода
Преимущества этого
способа регулирования
субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей
бюджетные доходы, численность населения, проживающего на соответствующей
территории. Благодаря
этому выделение средств
осуществляется на объективной основе – общей для всех регионов формуле
расчета выделения средств из общего фонда финансовой поддержки.
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской
Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный
бюджет) как форму образования и расходования денежных средств,
предназначенных
для обеспечения задач и
ведения местного самоуправления. На местные органы власти возложена важная
задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование
мероприятий по социальному обслуживанию населения в значительной части
проводится за счет местных бюджетов.
Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на
расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов связано с повышением
уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-
бытового назначения, на благоустройство территорий, с новым строительством.
Также в последние годы широко практикуется передача различных ведомственных
объектов, таких как жильё, социально-культурные учреждения, организации
бытового обслуживания в муниципальную собственность, что ведет к
значительному увеличению бюджетных расходов.
Доходы местных бюджетов |
Регулирующие доходы |
Собственные доходы |
Налоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом |
Неналоговые доходы соответствующего бюджета |
Отчисления от федеральных и региональных налогов | Средства из фондов финансовой поддержки регионов | Дотации, субвенции, субсидии из вышестоящих бюджетов | Средства, полученные из вышестоящего бюджета в порядке взаимных расчетов |
Рис. 4 Доходы местных бюджетов[6]
Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов не
одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его органам
власти различных территориальных образований. Так, городским органам
подчинена значительная
часть предприятий местной
бытового хозяйства, транспорта, поэтому удельный вес ассигнований на народное
хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40% В
ведении же районных, поселковых и сельских органов власти находятся в
основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть
расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий, оно
составляет порядка 60-80% расходов.
Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов федерации
состоят из собственных и регулирующих. Общую схему собственных и регулирующих
доходов местных бюджетов можно представить в виде схемы.
2.4
Внебюджетные фонды
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства –
совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или
региональных органов власти и имеющих целевое назначение. С 1992 года в
России начало действовать более двух десятков внебюджетных экономических и
социальных фондов. Но к настоящему времени федеральные экономические
внебюджетные фонды были упразднены.
Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода
органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Они
предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное
обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае
безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое
назначение. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов утверждаются
законодательными органами в форме закона аналогично закону об утверждении
государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в
основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и
физическими лицами. Наряду с этим источниками доходов внебюджетных фондов
являются:
· прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;
· средства бюджета;
· займы, полученные фондом у Центрального Банка или коммерческих
банков.
Ранее, до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации, внебюджетные
фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом
российской финансовой системы. С принятием БК РФ федеральные внебюджетные
фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов
Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования,
управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления,
утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и
утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса
РФ. Но внебюджетные фонды не включаются в состав бюджетов. Исполнение
бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным
казначейством РФ.
Государственными
внебюджетными фондами
Информация о работе Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сфере