Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является проведение анализа обоснованности бюджетного

планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро-

уровнях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской

Федерации в условиях рыночных отношений;

- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений

доходной части бюджетов разных уровней;

- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей

государственного бюджета;

- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом

исполнении бюджетов через РКЦ банков;

- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты территорий,

как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть

проблемы бюджетного федерализма;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................3

1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА...........................

...........5

1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской

Федерации.........................5

1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и

проблемы исполнения..............10

2. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ: роль и значение в экономике

страны.................. 16

2.1 Федеральный бюджет.......................................................16

2.2 Бюджеты субъектов и местные бюджеты................................24

2.3 Внебюджетные фонды.....................29

2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их

решения......................35

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ

ЭТАПЕ.............39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................ .48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................50

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 109.36 Кб (Скачать)

прозрачности налоговой  системы, расширения налогооблагаемой базы, сокращения

нелегального оборота;

- продолжения снижения  налогового бремени, в первую  очередь, на

законопослушных налогоплательщиков путем сокращения налоговых льгот, отмены

отдельных видов  налогов.

Во исполнение поставленных задач в 2004 году предусмотрено  снижение

налогового бремени  на 2,1% ВВП, а также создание налоговых  механизмов

стимулирования  инвестиций, активизации источников внутреннего развития,

снижения зависимости  от внешнеэкономической конъюнктуры.

В этой связи в 2004 году предусмотрены следующие  ключевые изменения налоговой

политики:

1. Снижается ставка  налога на прибыль организаций  с 35 до 24% с одновременной

отменой всех налоговых  льгот, что помимо снижения налоговой  нагрузки

направлено на развитие предпринимательской деятельности и инвестиционной

активности в  стране. Кроме того, предусмотрено  снятие ограничений на

отнесение налогоплательщиками  на затраты расходов, связанных с  извлечением

прибыли, среди  которых расходы на рекламу, медицинское  и имущественное

страхование, либерализация  амортизационной политики и др. Предусмотрено  также

включение в затраты  расходов организаций на освоение природных  ресурсов, что

позволит компенсировать часть отчислений на воспроизводство  минерально-

сырьевой базы, остающейся в настоящее время  у предприятий.

Реализация мер  по совершенствованию уплаты налога на прибыль позволит снизить

налоговое бремя  на налогоплательщиков в размере 197.8 млрд. рублей или 1.9

процента к ВВП.

2. Отменяются льготы  при уплате налога на добавленную  стоимость связанные с

налогообложением  работ по строительству жилых  домов, производимых с

привлечением средств  бюджетов всех уровней при условии, что такие средства

составляют не менее 50% стоимости этих работ, лекарственных  средств, изделий

медицинского назначения и медицинской техники (кроме  жизненно необходимых),

продукции средств  массовой информации.

4. Индексируются  специфические ставки акцизов  на 12 процентов по всем

подакцизным товарам  исходя из прогнозируемого среднего темпа инфляции в 2004

году. Кроме того, отменяются льготы при взимании акциза при реализации сухого

отбензиненного  газа за пределы Российской Федерации.

5. С учетом прогнозируемого  роста цен проиндексированы специфические  ставки

налогообложения по земельному налогу (на 12%), по платежам за пользование

водными объектами (в среднем в 2.1 раза) и лесным фондом (на 12%).

В условиях снижения налогового бремени в 2004 году предусматриваются

продолжить принятие мер по повышению собираемости налоговых  доходов за счет

упрощения налоговой  системы и улучшения налогового администрирования. Если в

2003 году уровень  собираемости должен повысится  по сравнению с прошлым годом

на 2.1 процентный пункт  и составить 88.8%, то на предстоящий  год ожидается

дальнейший рост этого показателя, величина которого составит 90.6 процента.

В 2004 году продолжится  реализация мер по реструктуризации налоговой

задолженности по платежам в федеральный бюджет, которые  благоприятно

сказались на финансовом положении плательщиков и доходах  бюджета. Выполнение

налогоплательщиками условий реструктуризации согласно утвержденным графикам

погашения реструктурированной  задолженности и текущих платежей позволит

обеспечить в 2004 году поступления в федеральный  бюджет в сумме 7.9

млрд.рублей.

Во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации

Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной  политике на 2004 год"

в проекте федерального бюджета на 2004 год предусматривается  рост доходов,

получаемых от использования федеральной собственности. Для решения этой

задачи предусмотрено  создание системы управления государственными активами, а

также наведения  порядка в использовании объектов недвижимости, находящихся в

хозяйственном ведении  государственных предприятий и  учреждений.

В целях формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации,

начиная с 2002 года, предусмотрено передать в полном объеме в доходы бюджетов

регионов доходы от поступления подоходного налога с физических лиц, платежей

за пользование  водными объектами и лесным фондом, налога на добычу

общераспространенных  полезных ископаемых. Нормативы зачисления в федеральный

бюджет налога на добычу полезных ископаемых, а также  федеральная ставка

налога на прибыль  организаций учтены в размерах, установленных

соответствующими  главами части второй Налогового кодекса Российской

Федерации.

Бюджетная политика в следующем году характеризуется  ограничением уровня

непроцентных расходов, доля которых в ВВП предусмотрена  в размере 12.46%, что

ниже ожидаемой  оценки текущего года.

В то же время в  реальном выражении объем непроцентных расходов возрастет в

следующем году на 5.3%, при этом возрастет доля непроцентных расходов в

расходах бюджета  на 1.3 процентный пункт.

Несмотря на проведение жесткой бюджетной политики в  предстоящем году

расходная часть  федерального бюджета сформирована с учетом необходимости

достижения важнейших  социальных и экономических задач.

Этапность реформирования денежного довольствия позволит равномерно

распределить нагрузку на федеральный бюджет в период 2002-2004 годов и

обеспечить финансовыми  ресурсами реализацию мероприятий, утвержденных Советом

Безопасности Российской Федерации.

Формирование расходов на текущее содержание "силового" блока предусматривает

сокращение численности  личного состава министерств  и ведомств, не только в

рамках принятых решений, но и с учетом дополнительного  сокращения численности

военнослужащих. В  целях обеспечения сбалансированной бюджетной политики в

2003 и среднесрочной  перспективе в 2002 году учтено  дополнительное сокращение

численности, ранее  предусмотренное на 2003-2004 годы.

     Реализация социальной реформы.

Бюджетная политика в социальной сфере будет направлена на обеспечение

финансовыми ресурсами  базовых услуг, прежде всего, образования  и

здравоохранения; сокращение социального неравенства  на основе

перераспределения социальных расходов государства в  пользу наиболее уязвимых

групп населения.

Ключевым элементом  социальной реформы в 2004 году является повышение роста

денежных доходов  населения и уменьшения их дифференциации на основе

увеличения оплаты труда, улучшения пенсионного обеспечения  в ходе

осуществления пенсионной реформы и усиления адресности социальной поддержки

населения.

В качестве этапа  реализации социальной реформы в 2004 году предусматривается

осуществить индексацию заработной платы работникам бюджетной  сферы,

оплачиваемых по ETC. Предусмотренные изменения в  системе оплаты труда

работникам бюджетных  организаций позволят в среднем  в 1.89 раза увеличить

тарифную часть  фонда оплаты труда работникам бюджетной  сферы, оплачиваемых по

ETC.

Проведенные в 2002 году социальной и пенсионной реформ позволили установить

одинаковый, по состоянию  на 1 января 2002 года, уровень ставки первого

разряда ETC и базовой  части трудовой пенсии, сблизив при  этом соотношение

прожиточного минимума пенсионера и базовой части трудовой пенсии с

соотношением прожиточного минимума трудоспособного населения  и ставки 1

разряда ETC. В перспективе  это позволит индексировать уровень  базовой пенсии

и ставки 1 разряда ETC только в соответствии с уровнем  инфляции.

В 2003 году предусматривается  осуществить первый шаг по реализации пенсионной

реформы. В этой связи в предстоящем году предусматривается  зачисление в доходы

федерального бюджета  части единого социального налога, и направление указанных

средств в бюджет Пенсионного фонда на выплату  базовой части трудовой пенсии.

Объем зачисляемых  в федеральный бюджет и выплачиваемых  из него средств составит

в 2003 году 257.5 млрд. рублей.

Формирование  федеральных целевых  программ.

В соответствии Бюджетным  Посланием Президента Российской Федерации  в 2002

году резко сокращен перечень федеральных целевых программ, финансируемых из

федерального бюджета. Вместо 133 федеральных целевых программ, действующих в

текущем году, на следующий  год в проекте федерального бюджета  учтено 48. Ряд

программных мероприятий, не вошедших в указанный перечень, в 2002 году будут

включены в состав смет федеральных органов исполнительной власти или

расходных статей федерального бюджета.

Произведен качественный пересмотр программ. Принципиальным положением стало

исключение из состава "Прочих расходов" затрат, связанных с текущим

содержанием государственных  заказчиков. В проекте федерального бюджета

применен новый  подход к формированию региональных программ. Помимо резкого

сокращения количества региональных программ произведено  упорядочение

расходов, имеющих  федеральную и региональную значимость. Финансирование

федеральных объектов региональных программ включено в государственную

инвестиционную  программу, а объекты, относящиеся  к региональной и

муниципальной форме  собственности, включены в Фонд развития регионов, который

выделен в специальный  подраздел раздела федерального бюджета "Финансовая

помощь субъектам  Российской Федерации". Это позволило  избежать дублирования в

финансировании  объектов за счет разных источников финансирования и

сконцентрировать  ресурсы на приоритетных мероприятиях программ. Причем

большая часть  программ развития регионов, финансируемых  за счет средств Фонда

регионального развития в 2002 году, будет направлена на финансирование

объектов жилищно-коммунального  хозяйства.

Основными функциями  федерального бюджета являются:

·                        перераспределение национального  дохода и ВВП;

Информация о работе Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сфере