Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:11, курсовая работа
Целью исследования является проведение анализа обоснованности бюджетного
планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро-
уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской
Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений
доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей
государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом
исполнении бюджетов через РКЦ банков;
- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты территорий,
как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть
проблемы бюджетного федерализма;
ВВЕДЕНИЕ..........................3
1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА...........................
...........5
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской
Федерации.........................5
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и
проблемы исполнения..............10
2. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ: роль и значение в экономике
страны.................. 16
2.1 Федеральный бюджет.......................................................16
2.2 Бюджеты субъектов и местные бюджеты................................24
2.3 Внебюджетные фонды.....................29
2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их
решения......................35
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ.............39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................ .48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................50
прозрачности налоговой системы, расширения налогооблагаемой базы, сокращения
нелегального оборота;
- продолжения снижения налогового бремени, в первую очередь, на
законопослушных налогоплательщиков путем сокращения налоговых льгот, отмены
отдельных видов налогов.
Во исполнение поставленных задач в 2004 году предусмотрено снижение
налогового бремени на 2,1% ВВП, а также создание налоговых механизмов
стимулирования инвестиций, активизации источников внутреннего развития,
снижения зависимости
от внешнеэкономической
В этой связи в 2004 году предусмотрены следующие ключевые изменения налоговой
политики:
1. Снижается ставка налога на прибыль организаций с 35 до 24% с одновременной
отменой всех налоговых льгот, что помимо снижения налоговой нагрузки
направлено на
развитие предпринимательской
активности в стране. Кроме того, предусмотрено снятие ограничений на
отнесение налогоплательщиками на затраты расходов, связанных с извлечением
прибыли, среди которых расходы на рекламу, медицинское и имущественное
страхование, либерализация амортизационной политики и др. Предусмотрено также
включение в затраты расходов организаций на освоение природных ресурсов, что
позволит компенсировать часть отчислений на воспроизводство минерально-
сырьевой базы, остающейся в настоящее время у предприятий.
Реализация мер по совершенствованию уплаты налога на прибыль позволит снизить
налоговое бремя на налогоплательщиков в размере 197.8 млрд. рублей или 1.9
процента к ВВП.
2. Отменяются льготы
при уплате налога на
налогообложением работ по строительству жилых домов, производимых с
привлечением средств бюджетов всех уровней при условии, что такие средства
составляют не менее 50% стоимости этих работ, лекарственных средств, изделий
медицинского назначения и медицинской техники (кроме жизненно необходимых),
продукции средств массовой информации.
4. Индексируются специфические ставки акцизов на 12 процентов по всем
подакцизным товарам исходя из прогнозируемого среднего темпа инфляции в 2004
году. Кроме того, отменяются льготы при взимании акциза при реализации сухого
отбензиненного газа за пределы Российской Федерации.
5. С учетом прогнозируемого
роста цен проиндексированы
налогообложения по земельному налогу (на 12%), по платежам за пользование
водными объектами (в среднем в 2.1 раза) и лесным фондом (на 12%).
В условиях снижения налогового бремени в 2004 году предусматриваются
продолжить принятие мер по повышению собираемости налоговых доходов за счет
упрощения налоговой системы и улучшения налогового администрирования. Если в
2003 году уровень собираемости должен повысится по сравнению с прошлым годом
на 2.1 процентный пункт и составить 88.8%, то на предстоящий год ожидается
дальнейший рост этого показателя, величина которого составит 90.6 процента.
В 2004 году продолжится реализация мер по реструктуризации налоговой
задолженности по платежам в федеральный бюджет, которые благоприятно
сказались на финансовом положении плательщиков и доходах бюджета. Выполнение
налогоплательщиками условий реструктуризации согласно утвержденным графикам
погашения реструктурированной
задолженности и текущих
обеспечить в 2004 году поступления в федеральный бюджет в сумме 7.9
млрд.рублей.
Во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2004 год"
в проекте федерального бюджета на 2004 год предусматривается рост доходов,
получаемых от
использования федеральной
задачи предусмотрено создание системы управления государственными активами, а
также наведения
порядка в использовании
хозяйственном ведении государственных предприятий и учреждений.
В целях формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации,
начиная с 2002 года, предусмотрено передать в полном объеме в доходы бюджетов
регионов доходы от поступления подоходного налога с физических лиц, платежей
за пользование водными объектами и лесным фондом, налога на добычу
общераспространенных полезных ископаемых. Нормативы зачисления в федеральный
бюджет налога на добычу полезных ископаемых, а также федеральная ставка
налога на прибыль организаций учтены в размерах, установленных
соответствующими главами части второй Налогового кодекса Российской
Федерации.
Бюджетная политика в следующем году характеризуется ограничением уровня
непроцентных расходов, доля которых в ВВП предусмотрена в размере 12.46%, что
ниже ожидаемой оценки текущего года.
В то же время в реальном выражении объем непроцентных расходов возрастет в
следующем году на 5.3%, при этом возрастет доля непроцентных расходов в
расходах бюджета на 1.3 процентный пункт.
Несмотря на проведение жесткой бюджетной политики в предстоящем году
расходная часть федерального бюджета сформирована с учетом необходимости
достижения важнейших социальных и экономических задач.
Этапность реформирования денежного довольствия позволит равномерно
распределить нагрузку на федеральный бюджет в период 2002-2004 годов и
обеспечить финансовыми ресурсами реализацию мероприятий, утвержденных Советом
Безопасности Российской Федерации.
Формирование расходов на текущее содержание "силового" блока предусматривает
сокращение численности личного состава министерств и ведомств, не только в
рамках принятых решений, но и с учетом дополнительного сокращения численности
военнослужащих. В
целях обеспечения
2003 и среднесрочной перспективе в 2002 году учтено дополнительное сокращение
численности, ранее предусмотренное на 2003-2004 годы.
Реализация социальной реформы.
Бюджетная политика в социальной сфере будет направлена на обеспечение
финансовыми ресурсами базовых услуг, прежде всего, образования и
здравоохранения; сокращение социального неравенства на основе
перераспределения социальных расходов государства в пользу наиболее уязвимых
групп населения.
Ключевым элементом социальной реформы в 2004 году является повышение роста
денежных доходов населения и уменьшения их дифференциации на основе
увеличения оплаты
труда, улучшения пенсионного
осуществления пенсионной реформы и усиления адресности социальной поддержки
населения.
В качестве этапа реализации социальной реформы в 2004 году предусматривается
осуществить индексацию заработной платы работникам бюджетной сферы,
оплачиваемых по ETC. Предусмотренные изменения в системе оплаты труда
работникам бюджетных организаций позволят в среднем в 1.89 раза увеличить
тарифную часть фонда оплаты труда работникам бюджетной сферы, оплачиваемых по
ETC.
Проведенные в 2002 году социальной и пенсионной реформ позволили установить
одинаковый, по состоянию на 1 января 2002 года, уровень ставки первого
разряда ETC и базовой части трудовой пенсии, сблизив при этом соотношение
прожиточного минимума пенсионера и базовой части трудовой пенсии с
соотношением прожиточного минимума трудоспособного населения и ставки 1
разряда ETC. В перспективе это позволит индексировать уровень базовой пенсии
и ставки 1 разряда ETC только в соответствии с уровнем инфляции.
В 2003 году предусматривается осуществить первый шаг по реализации пенсионной
реформы. В этой связи в предстоящем году предусматривается зачисление в доходы
федерального бюджета
части единого социального
средств в бюджет Пенсионного фонда на выплату базовой части трудовой пенсии.
Объем зачисляемых в федеральный бюджет и выплачиваемых из него средств составит
в 2003 году 257.5 млрд. рублей.
Формирование федеральных целевых программ.
В соответствии Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации в 2002
году резко сокращен перечень федеральных целевых программ, финансируемых из
федерального бюджета. Вместо 133 федеральных целевых программ, действующих в
текущем году, на следующий год в проекте федерального бюджета учтено 48. Ряд
программных мероприятий, не вошедших в указанный перечень, в 2002 году будут
включены в состав
смет федеральных органов
расходных статей федерального бюджета.
Произведен качественный пересмотр программ. Принципиальным положением стало
исключение из состава "Прочих расходов" затрат, связанных с текущим
содержанием государственных заказчиков. В проекте федерального бюджета
применен новый подход к формированию региональных программ. Помимо резкого
сокращения количества региональных программ произведено упорядочение
расходов, имеющих федеральную и региональную значимость. Финансирование
федеральных объектов региональных программ включено в государственную
инвестиционную программу, а объекты, относящиеся к региональной и
муниципальной форме собственности, включены в Фонд развития регионов, который
выделен в специальный подраздел раздела федерального бюджета "Финансовая
помощь субъектам Российской Федерации". Это позволило избежать дублирования в
финансировании объектов за счет разных источников финансирования и
сконцентрировать ресурсы на приоритетных мероприятиях программ. Причем
большая часть программ развития регионов, финансируемых за счет средств Фонда
регионального развития в 2002 году, будет направлена на финансирование
объектов жилищно-
Основными функциями федерального бюджета являются:
·
перераспределение
Информация о работе Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сфере