Совершенствование системы управления имуществом, входящим в состав казны РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:31, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является формирование Концепции управления федеральной казной Российской Федерации и проведение анализа в сфере учета использования и распоряжения имуществом, составляющим казну Российской Федерации и.
В соответствии с целью дипломного проекта необходимо выполнить ряд задач:
- анализ состава и порядка формирования имущества, составляющего казну Российской Федерации;
- изучение социально-экономической сущности имущества казны и ведения Единого реестра федерального имущества, составляющего казну Российской Федерации;
- изучение реализации Росимуществом полномочий Российской Федерации по использованию и распоряжению имуществом, составляющим казну Российской Федерации;
- анализ зарубежного опыта в сфере управления имуществом, составляющим государственную казну;
- формирование предложений по совершенствованию законодательства правового обеспечения и созданию механизмов управления в части использования и распоряжения федеральным имуществом, составляющим казну Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМУЩЕСТВА, СОСТАВЛЯЮЩЕГО КАЗНУ РФ 5
1.1 Организационная структура и нормативно-правовая база 5
1.2 Состав и порядок формирования и распоряжения объектами имущества, входящего в состав казны РФ 8
1.3 Анализ зарубежного опыта и опыта субъектов РФ 25
Глава 2 СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ КАЗНУ РФ 33
2.1 Цели и задачи организации управления объектами имущества казны 33
2.2 Социально-экономическая сущность института имущества казны 37
2.3 Проблемы, сопутствующие развитию института казны в РФ 58
Глава 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МЕХАНИЗМАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ КАЗНУ РФ 62
3.1 Основные направления совершенствования законодательства 62
3.2 Совершенствование системы учета, анализа и методов управления государственным имуществом 80
3.3 Концепция управления имуществом, находящимся в составе казны 84
Заключение 92
Список нормативно-правовых актов 94

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ Совершенствование имущества казны РФ.doc

— 490.50 Кб (Скачать)

     При рассмотрении вопроса об утилизации объекта незавершенного строительства  в заключении, указанном в подпункте  е) также отражаются вопросы целесообразности достройки объекта и наличия  угроз безопасности людей (с указанием первоочередных мероприятий по предотвращению угроз).

     Отдельным вопросом в дипломном проекте  обозначено принятие решения об утилизации недвижимого имущества - объектов воздушного и водного транспорта, составляющих государственную казну Российской Федерации.

     В целях рассмотрения вопроса об утилизации недвижимого имущества – воздушного или водного транспорта, составляющего  государственную казну Российской Федерации, территориальное управление Росимущества формирует следующий  комплект документов:

     а) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество;

     б) выписка из реестра федерального имущества;

     в) заверенные в установленном порядке копии документов технического учета (при наличии);

     г) сведения об обременениях имущества с приложением копий соответствующих документов (при наличии);

     д) составленное уполномоченной организацией (прилагается копия лицензии) заключение о техническом состоянии объекта, содержащее выводы о его непригодности к дальнейшей эксплуатации, с приложением материалов фотофиксации;

     е) сведения об исключении объекта из состава мобилизационных мощностей (в случае, если объект был включен  в соответствующий перечень);

     ж) составленный уполномоченным органом  акт о непригодном состоянии объектов для дальнейшего использования в результате аварий, пожаров, чрезвычайных ситуаций, а также в результате действий лиц.

     На  основании указанных документов территориальное управление, при  необходимости с привлечением специалистов, устанавливает целесообразность дальнейшего использования объекта, возможность его восстановления. В случае принятия решения о необходимости утилизации объекта территориальное управление направляет указанные документы на рассмотрение в Росимущество с соответствующей пояснительной запиской.

     Росимущество  по результатам рассмотрения представленных материалов, принимает решение об утилизации объекта либо направляет в территориальное управление Росимущества поручение об утилизации или дальнейшем использовании объекта.

     Решение об утилизации объекта оформляется распорядительным актом.

     После проведения работ по утилизации составляется акт об утилизации объекта, утверждаемый Росимуществом или территориальным  управлением Росимущества, если им принималось решение об утилизации.

     После осуществления мероприятий по утилизации объекта территориальным управлением  Росимущества вносятся соответствующие  изменения в реестр федерального имущества. При этом в случае принятия решения об утилизации в нем указывается информация о дальнейшей судьбе объекта (разборка на узлы и детали, сдача на переработку как вторичное сырье, уничтожение).

    1. Совершенствование системы учета, анализа  и методов управления государственным  имуществом

     Совершенствование системы учета, анализа и методов  управления государственным имуществом должно осуществляться в направлении:

     - применения экономико-математических  методов управления имуществом  казны Российской Федерации;

     - консолидации разрозненных баз  данных на основе создания  Единого реестра федерального  имущества и включения в них стоимостных и объемных характеристик соответствующих объектов.

     Управление  федеральным имуществом в целом  и его отдельными видами должно осуществляться в направлении оптимизации структуры  имущества на основе перспективного планирования с использованием системы критериев (экономических и социальных), а также с внедрением экономико-математических методов пообъектного и комплексного анализа отдельных сегментов (видов) федерального имущества.

     Автором предлагается Концепция управления имуществом, входящим в состав казны РФ. Основой функционирования имущества казны Российской Федерации должна являться действующая в настоящее время практика управления, при которой управление объектами имущества федеральной казны осуществляется органами исполнительной власти, уполномоченными управлять, использовать и распоряжаться таким имуществом.

     При управлении федеральным имуществом должно обеспечиваться:

     - рациональное соотношение между  реализуемыми и остающимися в  федеральной собственности активами  на основании системы критериев оценки эффективности управления природными ресурсами, недвижимостью, пакетами акций (долями участия) и государственными предприятиями;

     - поддержка оптимального соотношения  между нежилыми помещениями, находящимися  в аренде, оперативном управлении и хозяйственном ведении, направленного на постепенный отказ от использования института хозяйственного ведения;

     - эффективное использование природных  ресурсов, земельных участков и  расположенных на них объектов  недвижимости.

     При этом такие задачи должны решаться на основе эффективного и рационального управления соответствующим федеральным имуществом, в частности, в направлении постоянного повышения бюджетных поступлений.

Учет  федерального имущества должен производиться  в рамках создания единого реестра  учета государственной собственности, который, в свою очередь, должен состоять его локальных реестров.

     При этом попытки дальнейшего развития существующей информационной системы  наталкиваются на ряд объективных  технологических и методологических ограничений, что может привести к неоправданному увеличению ресурсов (как материальных, так и человеческих), необходимых для дальнейшей модернизации существующего программного обеспечения.

     Для формирования полноценного реестра  необходимо проведение инвентаризации объектов федеральной собственности с последующей государственной регистрацией прав Российской Федерации на объекты имущества казны.

     Одной из причин, затрудняющих проведение инвентаризации, является отсутствие централизованного  и достаточного финансирования работ  по инвентаризации федерального имущества.

     Совершенствование системы управления федеральным  имуществом необходимо осуществлять в  соответствии с целями и задачами, сформулированными в Программе  социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, при этом помимо, принципа строгого соответствия состава государственного имущества функциям государства, следует предусмотреть возможность использования отдельных видов федерального имущества в социальных и коммерческих целях, определив порядок их использования соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.

     Одним из факторов развития малого предпринимательства  в России может быть предоставление в аренду на льготных условиях малым  предприятиям объектов федерального нежилого фонда. В целом урегулирование порядка предоставления федеральных объектов недвижимости в пользование коммерческим организациям позволит существенно увеличить поступления финансовых средств в бюджет Российской Федерации.

     Мероприятия по оптимизации структуры и формирования имущества казны Российской Федерации должны быть, в частности, направлены на переход к управлению недвижимостью как к единому объекту имущества, который представляет собой комплекс технологически или функционально связанного имущества, включающего земельный участок, здания, сооружения или их части. Существенным вкладом в этом направлении стало принятие в 2007 году Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

     Общее регулирование гражданских правоотношений, условия приобретения и прекращения права собственности, а также учета государственного имущества (в том числе имущества, составляющего имущество казны Российской Федерации), должно быть определено в Федеральном законе «О государственном и муниципальном имуществе».

     Проект такого закона рассматривается с 2003 года, однако до настоящего времени не принят Государственной Думой даже в первом чтении. Такой Федеральный закон должен установить особенности приобретения имущества в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования; особенности прекращения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования; перераспределение государственного и муниципального имущества.

     На  уровне федерального закона необходимо определить:

     - порядок участия Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  в имущественных отношениях, связанных  с осуществлением прав собственности  и иных вещных прав на государственное  и муниципальное имущество;

     - принципы и порядок отнесения  имущества к собственности Российской  Федерации, собственности субъектов  Российской Федерации, собственности  муниципальных образований;

     - особенности владения, пользования,  распоряжения государственным и  муниципальным имуществом.

     Кроме того, в законе следует установить:

     - перечень государственного и  муниципального имущества;

     - систему учета государственного  и муниципального имущества и  их объектов;

     - классификацию объектов учета;

     - реестры государственного и муниципального имущества;

     - систему отчетности о поступлении  и выбытии имущества.

     В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 8 июля 2008 года Президент Российской Федерации указывал, что возможности чиновников действовать по своему усмотрению, произвольно толковать нормы законодательства и в центре, и на местах создают питательную среду для коррупции. Надо обеспечить применение законов прямого действия, свести к минимуму ведомственные инструкции, устранить двойственность толкования нормативных актов.

    1. Концепция управления имуществом, находящимся в  составе казны

         Поскольку целью создания государственной  казны является создание организационной  системы управления имуществом, не закрепленным за соответствующими субъектами хозяйственной деятельности, органами власти и иными объектами государственной собственности, а также бесхозяйным имуществом для осуществления в их отношении прав и обязанностей собственника, федеральный закон, регламентирующий основы управления казенным имуществом должен содержать следующие главы:

         Глава 1. Общие положения

         Глава 2. Поступление имущества в государственную  казну

         Глава 3. Выбытие имущества из государственной  казны

         Глава 4. Использование государственного казенного имущества, не приводящее к выбытию из казны

         Глава 5. Содержание государственного казенного имущества

         Глава 6. Учет государственного казенного  имущества и контроль за состоянием государственной казны

     Для повышения эффективности использования  объектов имущества, составляющего  казну Российской Федерации, с целью повышения поступлений средств в федеральный бюджет и снижения коррупционности целесообразно принятие нормативного акта на уровне федерального закона. Концепция управления (Рисунок 6)

      Концепция управления федеральным  казенным

     

     

Информация о работе Совершенствование системы управления имуществом, входящим в состав казны РФ