Расходы бюджета на окружающую среду

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Экономическая сущность расходов проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 5
1.1. Сущность и функции расходов бюджета 5
1.2. Классификация расходов бюджета 8
1.3. Классификация расходов бюджета на охрану окружающей среды 12
ГЛАВА 2. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
14
2.1. Анализ расходов федерального и муниципальных бюджетов на охрану окружающей среды в РФ
14
2.2. Анализ расходов федерального и муниципальных бюджетов на охрану окружающей среды в РБ и г.Улан-Удэ
24
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа содержит 1 файл

Расходы бюджета на окружающую среду кур работа.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

     Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.

     Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и  инвестиционную деятельность. В составе  капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные  расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

     В категорию "Предоставление кредитов за вычетом погашений" включается группа "Предоставление кредитов".

     Классификация расходов согласно Приказу МФ РФ №74н от 24 августа 2007г. представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

     Классификация расходов состоит из:

     1) кода главного распорядителя  бюджетных средств;

     2) кода раздела, подраздела, целевой  статьи и вида расходов;

     3) кода классификации операций  сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

     Код классификации расходов занимает 20 знаков и имеет следующую структуру: код главного распорядителя бюджетных  средств - 3 знака,  раздел - 2 знака, подраздел - 2 знака, код целевой статьи, включающий программный срез, - 7 знаков, код вида расходов - 3 знака, код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов - 3 знака.

     Существенными требованиями утвержденной структуры  классификации расходов, которые  необходимо соблюдать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при формировании расходных статей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, являются:

  • отнесение расходов на реализацию функций общегосударственного характера на раздел 0100 «Общегосударственные вопросы»;
  • отнесение расходов на руководство и управление в сфере установленных функций (административных расходов) на соответствующие этим функциям разделы и подразделы;
  • разделение расходов в сфере науки на фундаментальные исследования (раздел 0100 «Общегосударственные вопросы») и прикладные научные исследования с отнесением расходов в части прикладных научных исследований на соответствующие разделы классификации расходов;
  • отнесение расходов на бюджетные инвестиции на все разделы и подразделы в соответствии с отраслевой принадлежностью и формой собственности;
  • отражение расходов на реализацию целевых программ по всем направлениям финансирования, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, бюджетные инвестиции и иные мероприятия, по соответствующим показателям классификации расходов, с использованием для отражения расходов на реализацию федеральных целевых программ целевой статьи 1000000 «Федеральные целевые программы» и целевой статьи           1040000 «Федеральная целевая программа «Жилище»  на 2002 - 2010 годы», кодов программ (подпрограмм) и видов расходов, соответствующих мероприятиям, осуществляемым в рамках целевых программ.

     Все федеральные целевые программы, в которых присутствует подпрограммный разрез, содержат подпрограмму «Расходы общепрограммного характера...» (для каждой конкретной федеральной целевой программы). Указанные целевые статьи используются для отражения расходов, которые не могут быть отнесены на конкретную подпрограмму в рамках федеральной целевой программы.

     Классификация расходов бюджетов содержит одиннадцать  разделов,  отражающих направление  финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы девяноста пятью подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

     Разделы и подразделы классификации расходов являются едиными и используются при составлении, утверждении и  исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. 

     1.3. Классификация расходов  бюджета на охрану  окружающей среды 

     Раздел 0600 бюджетной классификации  согласно Приказу МФ РФ №74н от 24 августа 2007г. «Охрана окружающей среды» состоит из пяти подразделов и аккумулирует расходы на обеспечение экологического контроля, очистку сточных вод, сбор и удаление отходов, охрану объектов растительного и животного мира и среды их обитания, очистку атмосферного воздуха и другие расходы в области охраны окружающей среды.

     По  подразделу 0601 «Экологический контроль» подлежат отражению расходы на проведение мероприятий по экологическому контролю и  обеспечение деятельности, учреждений, осуществляющих функции в сфере экологического контроля.

     По  подразделу 0602 «Сбор, удаление отходов  и очистка сточных вод» подлежат отражению расходы на: организацию сбора и вывоза к месту переработки и утилизации всех видов промышленных, радиоактивных и опасных отходов (за исключением бытовых); их утилизацию (захоронение); управление оборудованием для откачки сточных вод, эксплуатацию, сооружение, ремонт или модернизацию таких систем (в части, не относимой к вопросам благоустройства), расходы на обеспечение деятельности учреждений, оказывающих данные услуги, а также расходы на предоставление субсидий юридическим лицам в указанной сфере деятельности.

     По  подразделу 0603 «Охрана объектов растительного  и животного мира и среды их обитания» подлежат отражению расходы на различные виды деятельности, связанные с охраной объектов растительного и животного мира и среды их обитания, а также контроль за состоянием почв и грунтовых вод, очисткой водоемов от загрязняющих веществ, выбросами парниковых газов и загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на состояние атмосферного воздуха, природоохранные мероприятия, предоставление субсидий в указанной сфере, а также обеспечение деятельности природоохранных учреждений.

     По  подразделу 0604 «Прикладные научные  исследования в области охраны окружающей среды» подлежат отражению расходы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственным контрактам в области охраны окружающей среды, а также на содержание и обеспечение деятельности государственных научных учреждений, осуществляющих прикладные исследования и разработки в указанной сфере деятельности.

     По  подразделу 0605 «Другие вопросы в  области охраны окружающей среды» подлежат отражению расходы на содержание и обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих надзор в сфере природопользования, расходы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также иные расходы в области охраны окружающей среды, не отнесенные к другим подразделам данного раздела. 
 
 

      ГЛАВА 2. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА ОХРАНУ                         ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

      2.1. Анализ расходов  федерального и муниципальных бюджетов на охрану    окружающей среды в РФ 

     Законодательством определены два основных возможных  источника финансирования экологических  мероприятий, связанных с деятельностью, наносящей вред окружающей среде. Это плата за негативное воздействие на окружающую среду, а также штрафы и суммы по искам о возмещении вреда окружающей среде.

     Плата за негативное воздействие на окружающую среду 
Согласно ст. 16 действующего Федерального Закона "Об охране окружающей среды"  негативное воздействие на окружающую среду является платным, и к его видам относятся:

    • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
    • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
    • загрязнение недр, почв;
    • размещение отходов производства и потребления;
    • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
    • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

     В той же статье прописано, что формы  платы за негативное воздействие  на окружающую среду определяются федеральными законами. Однако в настоящее время (как и ранее, но ранее это не противоречило старому федеральному закону) они определяются постановлениями Правительства РФ: от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (ред. от 14.06.2001 № 463 с изм. внесенными решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003 № ГКПИ 03-49) и от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (ред. от 01.07.2005 № 410). Ежегодно законами о федеральном бюджете устанавливается повышающий коэффициент по этим платежам.

     Согласно  различным редакциям Федерального Закона от 15.08.1996 № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" до мая 2004 года плата за негативное воздействие на окружающую среду определялась как плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и относилась к группе налоговых доходов, затем была переведена в группу неналоговых доходов, а с введением новой бюджетной классификации (ред. Закона от 23.12.2004 № 174-ФЗ) отнесена к подгруппе "Платежи при пользовании природными ресурсами" группы "Доходы".

     Плата за негативное воздействие на окружающую среду до 01.01.2000 зачислялась на специальные счета внебюджетных экологических фондов, в том числе 60 % на реализацию природоохранных мероприятий местного значения. Принятый Государственной Думой РФ новый Бюджетный Кодекс РФ, вступивший в силу с 01.01.2000 г., больше не предусматривал внебюджетных целевых фондов на местном и региональном уровне бюджетной системы, а также ограничивал количество внебюджетных фондов на федеральном уровне, в том числе экологического фонда. Требование Бюджетного Кодекса о ликвидации внебюджетных фондов на местном уровне сопровождалось введением понятия "Целевой бюджетный фонд", определение которого было дано в ст. 17 Бюджетного Кодекса РФ. Во многих городах вместо внебюджетных экологических фондов были образованы целевые бюджетные экологические фонда. В 2000 году плата за негативное воздействие на окружающую среду распределялась между уровнями бюджетной системы по прежним нормативам: 60 % – на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского, районного) значения; 30 % – на реализацию природоохранных мероприятий республиканского, краевого, областного значения; 10 % – на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.

     Начиная с 2001 года, распределение этих платежей было изменено: согласно законам о федеральном бюджете в 2001-2003 годах 19 % этих платежей стало зачисляться в федеральный бюджет, 81 % – в бюджеты субъектов Федерации, в 2004 году соответственно 20 % и 80 %. Таким образом, с 2001 по 2004 год условия финансирования мероприятий по охране окружающей среды, реализуемых на уровне местного самоуправления, полностью определялось субъектом Федерации.

     В процессе реформирования государственной  власти и местного самоуправления этот подход был пересмотрен, и в декабре 2004 года Бюджетным кодексом было утверждено следующее распределение платы за негативное воздействие – для федерального бюджета ¬20 % и для бюджета субъекта Федерации 40 %. 40 % остается в местном бюджете. Этот подход реализуется, начиная с 2005 года.

     Условия финансирования экологических мероприятий до 2004 году и с 2005 года, определяемые федеральным законодательством, существенно различаются. В 2001-2004 годах суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду в размере 81 % (2001-2003 г.г.) и 80 % (2004 г.) поступали в бюджет субъекта Федерации и финансирование органов местного самоуправления полностью определялось субъектом. В 2005 согласно федеральному законодательству году 40 % этих платежей должно поступать непосредственно в местный бюджет. В большинстве городов (Хабаровск, Архангельск, Ижевск, Новосибирск, Пермь, Ульяновск, Вологда, Красноярск, Омск, Краснодар) принят именно этот норматив – 40 %. Однако, например, в Челябинске норматив отчислений в бюджет города составляет 50 %, а  поступления по этому источнику – 83 467 тыс. руб. (в Екатеринбурге в 2007 году – 48 600 тыс. руб.).

     Мероприятия по охране окружающей среды, как на государственном уровне, так и  на уровне местного самоуправления финансируются  в значительной мере за счет этих платежей; на уровне местного самоуправления к этому еще добавляются экологические штрафы и суммы по искам за возмещение вреда, которые согласно федеральному законодательству поступают в местные бюджеты.

     Расходы на охрану окружающей среды, начиная  с 2005 года, Федеральный Закон о бюджетной классификации  относит к разделу функциональной классификации расходов бюджетов 0600 Охрана окружающей среды. Этот раздел включает подразделы:

     0601Сбор  и удаление отходов и очистка  сточных вод; 

     0602 Охрана растительных и животных видов и среды их обитания;

     0603 Прикладные научные исследования  в области охраны окружающей  среды; 

     0604 Другие вопросы в области охраны  окружающей среды. 

     До  принятия новой бюджетной классификации  природоохранные мероприятия включались в раздел 0900 Охрана окружающей среды  и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия.

     Анализ  нормативных правовых актов органов  местного самоуправления показывает следующее. В ряде городов Российской Федерации (Омск, Томск, Красноярск, Волгоград, Самара, Ростов-на-Дону) так же, как и в Екатеринбурге, природоохранные мероприятия финансируются исключительно по отраслевому разделу (разделу функциональной классификации), и расходы прописываются в решениях о бюджете одной строкой. Конкретные перечни мероприятий утверждаются на ведомственном уровне и не находят отражения в нормативно-правовых актах органов местного самоуправления.

Информация о работе Расходы бюджета на окружающую среду