Доходы и расходы бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:07, реферат

Описание работы

1. Состав и структура доходов бюджета.
2. Виды расходов государственного бюджета.
3. Дефицит бюджета, причины его возникновения и источники покрытия.

Работа содержит 1 файл

фин.право.doc

— 55.00 Кб (Скачать)

    ДОХОДЫ  И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА. 
    БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ
     

  1. Состав  и структура доходов бюджета.

  2. Виды  расходов государственного бюджета.

  3. Дефицит  бюджета, причины его возникновения  и источники покрытия. 

  1. Состав и структура  доходов бюджета 

  Для выполнения своих функций государственный бюджет должен располагать устойчивой базой. С этой целью часть чистого дохода, формируемого в обществе, изымается в бюджет и образует его доходы.

  Доходы  бюджета по экономическому признаку – это часть национального  дохода государства. Размер распределяемого и перераспределяемого через бюджетную систему национального дохода зависит от многих факторов. Среди них особое влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений и финансовой науки.

  Основными источниками формирования бюджета являются:

  · государственное имущество, общегосударственные ресурсы, за использование которыми могут взиматься, вноситься определенные взносы;

  · обязательные платежи физических и юридических лиц в виде различных налоговых платежей и сборов;

  · привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг, лотереи, части вкладов в государственные банки и др.

  Доходы  бюджета являются экономической  категорией, которая выражает экономические  отношения, возникающие в процессе формирования бюджетного фонда страны.

  Принято классифицировать доходы бюджета всех уровней по трем признакам: социально-экономическому, порядку и условиям зачисления и  юридическим формам.

  По социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на доходы от хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности; доходы от граждан; доходы от внешнеэкономической деятельности; пошлины и прочие поступления, в том числе доходы от приватизации.

  По порядку и условиям зачисления доходы бюджетной системы классифицируются следующим образом: закрепленные, регулирующие, собственные и заемные. Такая классификация закреплена Законом Республики Беларусь «О бюджетной системе». Закрепленные доходы – это доходы, которые направляются в тот или иной бюджет в зависимости от принципа подчиненности и с учетом территориального признака поступления средств. Правовой основой включения в бюджеты закрепленных доходов является бюджетное и налоговое законодательство Республики Беларусь.

  Под регулирующими доходами понимают доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти распределяются между выше- и нижестоящими бюджетами. В Республике Беларусь распределение общегосударственных налогов и доходов между бюджетами начинается с установления нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и города Минска. Величина и принципы определения нормативов постоянно меняются, что обусловлено необходимостью выравнивания уровней бюджетной обеспеченности территорий. Формами регулирования являются также дотации, субвенции и субсидии.

  Закрепленные  и регулирующие доходы определяются как собственные средства бюджета, они установлены законами.

  В случае временной недостаточности собственных  средств для финансирования запланированных расходов могут привлекаться заемные средства. Это процентные и беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, займы у коммерческих банков, государственные и муниципальные займы. Отношения по поводу заемных средств регулируются законами о бюджетной системе, государственном внутреннем и внешнем долге, о местном управлении и самоуправлении, подзаконными актами Правительства Республики Беларусь и исполкомами местных Советов депутатов.

  По юридическим  формам доходы бюджетной системы  подразделяются на налоговые и неналоговые.

  Налоговые доходы – поступления в виде налогов, установленных законами. Неналоговые доходы имеют различную природу, но в основном они возникают как плата за оказанные государством услуги по продаже государственной собственности. Сфера применения неналоговых поступлений регулируется пошлинным, таможенным и другим законодательством.

  Под налогами понимаются обязательные, безвозмездные и невозвратные платежи в бюджет, взимаемые органами государственного управления в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь. Поступления от налогов включают также любое взимание с физических и юридических лиц в индивидуальном порядке сборов (пошлин) в связи с оказанием государственными органами юридических услуг (действий).

  Получение налоговых доходов отражает односторонние  безвозмездные операции сектора  государственного управления. В процессе таких операций между обязательством налогоплательщика (или суммой налога, подлежащей уплате в бюджет) и получением им товаров и услуг от государства прямой зависимости не существует.

  Налоговые платежи классифицируют следующим  оброазом:

  · прямые налоги на доходы, прибыль и прирост капитала;

  · налоги, взимаемые с фонда оплаты труда;

  · внутренние налоги на товары и услуги;

  · налоги на собственность (налоги на имущество);

  · доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций;

  · прочие налоги, сборы и пошлины.

  Прямые  налоги включают в себя налоги, непосредственно уменьшающие доходы физических или юридических лиц, поскольку ими облагаются доходы (прибыль, капитал, заработная плата). При этом налоги взимаются с фактического или предполагаемого чистого дохода отдельных физических лиц, а также с прибыли (дохода) юридических лиц в результате осуществления экономической (хозяйственной) деятельности. Особенностью налогов этой группы является вычет из валового дохода от реализации товаров (работ, услуг) юридического лица затрат, связанных с получением этого дохода, и соответствующих сумм из доходов физических лиц.

  В законодательстве Республики Беларусь налоги представлены подоходным налогом с граждан, налогом на прибыль (доход), фиксированными суммами налога на прибыль, отчислениями от доходов по эксплуатации автотранспорта.

  Налоги, взимаемые с фонда  оплаты труда, включают налоги, уплачиваемые юридическими лицами, в том числе иностранными, их филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями, независимо от форм собственности осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами. Объектом обложения этими налогами и отчислениями является фонд заработной платы всех категорий работников. Исчисленные суммы налогов относятся на себестоимость продукции (работ, услуг). Сюда включаются отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; прочие налоги и отчисления, взимаемые с фонда заработной платы.

  Внутренние  налоги на товары и  услуги включают платежи с выручки от реализуемой продукции, работ, услуг.

  К ним  относятся поступления от всех налогов и сборов, которыми облагаются производство, добыча, продажа, аренда, передача, лизинг и поставка товаров, оказание отдельных видов услуг; налоги и сборы, взимаемые в связи с приобретением автотранспортных средств, их использованием, занятием определенными видами деятельности (лицензионные и регистрационные сборы).

  Кроме того, к таким налогам относятся  налоги и сборы, взимаемые на автотранспортные средства (в том числе поступающие  в республиканский дорожный фонд), и прочие налоги на товары и услуги (включая налоги за использование природных ресурсов, пользование лесными фондами и отчисления в государственные целевые фонды для финансирования расходов на содержание ведомственного жилищного фонда и фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия).

  Налоги  на собственность представляют собой периодические налоги на имущество или чистую стоимость имущества, находящегося в собственности юридических и физических лиц (владельцев и пользователей основных фондов и строений). Периодическими налогами на недвижимое имущество облагаются и земельные участки, которые в установленном порядке предоставлены во владение, пользование или собственность.

  К доходам от внешней торговли и внешнеэкономических операций относятся доходы на товары, взимаемые с целью оказания влияния на внешнеторговые операции и защиты внутреннего рынка по установленным в процентах ставкам к контрактной стоимости товаров в национальной валюте или валюте контракта при ввозе и вывозе с таможенной территории Республики Беларусь.

  К текущим неналоговым доходам относятся возмездные, невозвратные платежи в бюджет. Данная группа учитывает поступления доходов от государственной собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, штрафы, пени, иные административные санкции и прочие неналоговые доходы.

  К группе капитальных доходов относятся доходы от реализации основных фондов – материальных и нематериальных (патентов, лицензий, авторских прав, товарных знаков). 
 

  2. Виды расходов государственного бюджета 

  Расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и  использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней  бюджетной системы.

  Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздействием множества факторов, важнейшими из которых выступают уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация.

  Общим для  расходов бюджетов всех стран является их главное назначение – обеспечение выполнения государством внутренних и внешних функций.

  Основным  видом осуществления бюджетных  расходов остается бюджетное финансирование, т. е. безвозмездное и безвозвратное  предоставление денежных средств из бюджета определенного уровня для осуществления государственной деятельности.

  Расходы бюджета – экономические отношения, возникающие при распределении фонда денежных средств государства и его использовании по отраслевому, территориальному и целевому признакам. Расходы классифицируются следующим образом:

  1. По роли  в процессе воспроизводства:

  · связанные с финансированием материального производства;

  · связанные с содержанием непроизводственной сферы.

  2. По функциональному  назначению:

  · на финансирование реального сектора экономики;

  · на финансирование расходов социально-культурной сферы;

  · на содержание аппарата управления;

  · на национальную оборону;

  · на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности;

  · на судебную власть;

  · на науку;

  · на финансирование расходов по обслуживанию государственного долга и т. д.

  Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и  капитальные. Эта группировка определяется бюджетной классификацией расходов бюджета.

  Текущие расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее финансирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

  Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной собственности.

Приоритетными направлениями расходования средств  бюджета являются:

  · финансирование сфер здравоохранения, культуры, социальной защиты населения;

  · стимулирование экспорта;

Информация о работе Доходы и расходы бюджета