Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:07, реферат
1. Состав и структура доходов бюджета.
2. Виды расходов государственного бюджета.
3. Дефицит бюджета, причины его возникновения и источники покрытия.
ДОХОДЫ
И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА.
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ
1. Состав и структура доходов бюджета.
2. Виды
расходов государственного
3. Дефицит
бюджета, причины его
1.
Состав и структура
доходов бюджета
Для выполнения своих функций государственный бюджет должен располагать устойчивой базой. С этой целью часть чистого дохода, формируемого в обществе, изымается в бюджет и образует его доходы.
Доходы бюджета по экономическому признаку – это часть национального дохода государства. Размер распределяемого и перераспределяемого через бюджетную систему национального дохода зависит от многих факторов. Среди них особое влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений и финансовой науки.
Основными источниками формирования бюджета являются:
· государственное имущество, общегосударственные ресурсы, за использование которыми могут взиматься, вноситься определенные взносы;
· обязательные платежи физических и юридических лиц в виде различных налоговых платежей и сборов;
· привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг, лотереи, части вкладов в государственные банки и др.
Доходы бюджета являются экономической категорией, которая выражает экономические отношения, возникающие в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Принято классифицировать доходы бюджета всех уровней по трем признакам: социально-экономическому, порядку и условиям зачисления и юридическим формам.
По социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на доходы от хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности; доходы от граждан; доходы от внешнеэкономической деятельности; пошлины и прочие поступления, в том числе доходы от приватизации.
По порядку и условиям зачисления доходы бюджетной системы классифицируются следующим образом: закрепленные, регулирующие, собственные и заемные. Такая классификация закреплена Законом Республики Беларусь «О бюджетной системе». Закрепленные доходы – это доходы, которые направляются в тот или иной бюджет в зависимости от принципа подчиненности и с учетом территориального признака поступления средств. Правовой основой включения в бюджеты закрепленных доходов является бюджетное и налоговое законодательство Республики Беларусь.
Под регулирующими доходами понимают доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти распределяются между выше- и нижестоящими бюджетами. В Республике Беларусь распределение общегосударственных налогов и доходов между бюджетами начинается с установления нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и города Минска. Величина и принципы определения нормативов постоянно меняются, что обусловлено необходимостью выравнивания уровней бюджетной обеспеченности территорий. Формами регулирования являются также дотации, субвенции и субсидии.
Закрепленные и регулирующие доходы определяются как собственные средства бюджета, они установлены законами.
В случае
временной недостаточности
По юридическим формам доходы бюджетной системы подразделяются на налоговые и неналоговые.
Налоговые доходы – поступления в виде налогов, установленных законами. Неналоговые доходы имеют различную природу, но в основном они возникают как плата за оказанные государством услуги по продаже государственной собственности. Сфера применения неналоговых поступлений регулируется пошлинным, таможенным и другим законодательством.
Под налогами понимаются обязательные, безвозмездные и невозвратные платежи в бюджет, взимаемые органами государственного управления в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь. Поступления от налогов включают также любое взимание с физических и юридических лиц в индивидуальном порядке сборов (пошлин) в связи с оказанием государственными органами юридических услуг (действий).
Получение налоговых доходов отражает односторонние безвозмездные операции сектора государственного управления. В процессе таких операций между обязательством налогоплательщика (или суммой налога, подлежащей уплате в бюджет) и получением им товаров и услуг от государства прямой зависимости не существует.
Налоговые платежи классифицируют следующим оброазом:
· прямые налоги на доходы, прибыль и прирост капитала;
· налоги, взимаемые с фонда оплаты труда;
· внутренние налоги на товары и услуги;
· налоги на собственность (налоги на имущество);
· доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций;
· прочие налоги, сборы и пошлины.
Прямые налоги включают в себя налоги, непосредственно уменьшающие доходы физических или юридических лиц, поскольку ими облагаются доходы (прибыль, капитал, заработная плата). При этом налоги взимаются с фактического или предполагаемого чистого дохода отдельных физических лиц, а также с прибыли (дохода) юридических лиц в результате осуществления экономической (хозяйственной) деятельности. Особенностью налогов этой группы является вычет из валового дохода от реализации товаров (работ, услуг) юридического лица затрат, связанных с получением этого дохода, и соответствующих сумм из доходов физических лиц.
В законодательстве Республики Беларусь налоги представлены подоходным налогом с граждан, налогом на прибыль (доход), фиксированными суммами налога на прибыль, отчислениями от доходов по эксплуатации автотранспорта.
Налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, включают налоги, уплачиваемые юридическими лицами, в том числе иностранными, их филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями, независимо от форм собственности осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами. Объектом обложения этими налогами и отчислениями является фонд заработной платы всех категорий работников. Исчисленные суммы налогов относятся на себестоимость продукции (работ, услуг). Сюда включаются отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; прочие налоги и отчисления, взимаемые с фонда заработной платы.
Внутренние налоги на товары и услуги включают платежи с выручки от реализуемой продукции, работ, услуг.
К ним относятся поступления от всех налогов и сборов, которыми облагаются производство, добыча, продажа, аренда, передача, лизинг и поставка товаров, оказание отдельных видов услуг; налоги и сборы, взимаемые в связи с приобретением автотранспортных средств, их использованием, занятием определенными видами деятельности (лицензионные и регистрационные сборы).
Кроме того, к таким налогам относятся налоги и сборы, взимаемые на автотранспортные средства (в том числе поступающие в республиканский дорожный фонд), и прочие налоги на товары и услуги (включая налоги за использование природных ресурсов, пользование лесными фондами и отчисления в государственные целевые фонды для финансирования расходов на содержание ведомственного жилищного фонда и фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия).
Налоги на собственность представляют собой периодические налоги на имущество или чистую стоимость имущества, находящегося в собственности юридических и физических лиц (владельцев и пользователей основных фондов и строений). Периодическими налогами на недвижимое имущество облагаются и земельные участки, которые в установленном порядке предоставлены во владение, пользование или собственность.
К доходам от внешней торговли и внешнеэкономических операций относятся доходы на товары, взимаемые с целью оказания влияния на внешнеторговые операции и защиты внутреннего рынка по установленным в процентах ставкам к контрактной стоимости товаров в национальной валюте или валюте контракта при ввозе и вывозе с таможенной территории Республики Беларусь.
К текущим неналоговым доходам относятся возмездные, невозвратные платежи в бюджет. Данная группа учитывает поступления доходов от государственной собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, штрафы, пени, иные административные санкции и прочие неналоговые доходы.
К группе
капитальных доходов относятся доходы
от реализации основных фондов – материальных
и нематериальных (патентов, лицензий,
авторских прав, товарных знаков).
2.
Виды расходов государственного
бюджета
Расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы.
Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздействием множества факторов, важнейшими из которых выступают уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация.
Общим для расходов бюджетов всех стран является их главное назначение – обеспечение выполнения государством внутренних и внешних функций.
Основным видом осуществления бюджетных расходов остается бюджетное финансирование, т. е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета определенного уровня для осуществления государственной деятельности.
Расходы бюджета – экономические отношения, возникающие при распределении фонда денежных средств государства и его использовании по отраслевому, территориальному и целевому признакам. Расходы классифицируются следующим образом:
1. По роли в процессе воспроизводства:
· связанные с финансированием материального производства;
· связанные с содержанием непроизводственной сферы.
2. По функциональному назначению:
· на финансирование реального сектора экономики;
· на финансирование расходов социально-культурной сферы;
· на содержание аппарата управления;
· на национальную оборону;
· на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности;
· на судебную власть;
· на науку;
· на финансирование расходов по обслуживанию государственного долга и т. д.
Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Эта группировка определяется бюджетной классификацией расходов бюджета.
Текущие расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее финансирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной собственности.
Приоритетными направлениями расходования средств бюджета являются:
· финансирование сфер здравоохранения, культуры, социальной защиты населения;
· стимулирование экспорта;