Расходы бюджета на окружающую среду

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Экономическая сущность расходов проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 5
1.1. Сущность и функции расходов бюджета 5
1.2. Классификация расходов бюджета 8
1.3. Классификация расходов бюджета на охрану окружающей среды 12
ГЛАВА 2. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
14
2.1. Анализ расходов федерального и муниципальных бюджетов на охрану окружающей среды в РФ
14
2.2. Анализ расходов федерального и муниципальных бюджетов на охрану окружающей среды в РБ и г.Улан-Удэ
24
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа содержит 1 файл

Расходы бюджета на окружающую среду кур работа.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

     Но  существует достаточно много городов, которые преодолевают ведомственный  подход и придают особое значение охране окружающей среды. В этих городах  органы местного самоуправления, выполняя свои обязанности по обеспечению населения города экологически благоприятными условиями проживания, ищут как можно более эффективные пути финансирования и реализации экологических мероприятий, которые присутствуют не только в деятельности собственно по охране окружающей среды, но и в других сферах деятельности.

     Можно выделить два возможных направления  повышения эффективности финансирования и реализации экологических мероприятий: это разработка, принятие и реализация городских целевых программ (Архангельск, Волгоград, Вологда, Ижевск, Новосибирск, Пермь, Рязань, Хабаровск, Уфа, Ярославль) и создание целевых экологических бюджетных фондов (Владивосток, Вологда, Иркутск, Нижний Новгород, Тула, Ульяновск, Хабаровск, Челябинск).

     Далее более подробно рассмотрим финансирование из местных бюджетов мероприятий по охране окружающей среды для городов России, опыт которых может представлять интерес.

     В Перми межотраслевые комплексные  экологические программы принимаются  каждые пять лет. Механизм реализации действующей Программы  предусматривает использование внебюджетных средств (собственные средства предприятий) и средств бюджетов различных уровней. Из бюджета города мероприятия Программы финансируются за счет средств городского экологического фонда, по статьям "Городские целевые программы" и "Охрана окружающей среды".

     Важнейшую роль в Программе играют инвестиционные проекты, осуществляемые за счет средств  городского бюджета и собственных  средств участников. Инвестиционные проекты крупных предприятий ежегодно финансируются за счет основной производственной деятельности и, в большинстве случаев, обеспечивают коммерческий эффект в результате прекращения или сокращения выплачиваемых штрафов, реализации дополнительно полученной продукции, предоставления платных услуг. Ожидаемый объем финансирования природоохранных мероприятий за счет собственных средств предприятий составляет 3 029 949,0 тыс. руб. в целом за 5 лет.

     Бесприбыльные социально-экологические проекты, исследовательские  работы общего назначения финансируются, в основном, за счет средств городского бюджета.

     При реализации Программы используются описанные выше рычаги экономической  политики: платежи за природные ресурсы  и загрязнение окружающей среды.

     В Новосибирске финансирование экологических  мероприятий осуществляется целевым образом через комплексную целевую городскую программу по улучшению экологического состояния города Новосибирска на 2005-2010 годы, утвержденную Городским Советом. Финансирование мероприятий Программы осуществляется преимущественно за счет собственных средств предприятий-участников, средств городского бюджета города и внебюджетных средств города.

     К финансированию ряда мероприятий Программы  привлекаются, кроме средств города, также средства областного бюджета и областных внебюджетных источников, бюджета и внебюджетных источников городов Бердска и Оби, поселка городского типа Краснообск и др., осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в черте города Новосибирска или их транзит через его территорию и использование городских очистных сооружений.

     В числе мероприятий программы: снижение выбросов от автомобильного транспорта и стационарных объектов, развитие городских систем канализования, водоохранные мероприятия на предприятиях города, мероприятия по экономии воды, мероприятия по водоохранным зонам водных объектов города, защита окружающей среды от отходов, озеленение города, защита и производство городских лесов, обеспечение радиоэкологической безопасности, мониторинг окружающей среды, совершенствование нормативно-методической базы.

     Финансирование  Программы только из бюджета города составило в 2006 году 224,2 млн. руб., а в 2009 году должно 287,4 млн. руб.

     В Вологде программа мероприятий  по оздоровлению и охране окружающей среды на 2005 г. и на период 2007-2010 гг. также носит межотраслевой характер. Она разработана отделом природных ресурсов администрации города, Вологодским городским комитетом по охране окружающей среды, Вологодским научно-координационным центром ЦЭМИ РАН с участием специалистов промышленных предприятий, научной общественности города на базе данных по состоянию на 01.01.2006 года и является составной частью программы социально-экономического развития города .

     При разработке Программы использованы официальные материалы областного и городского центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, областного и городского комитетов по охране окружающей среды, управления архитектуры и градостроительства, территориального комитета по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, комитета по водным ресурсам, областного комитета государственной статистики, комплексного территориального кадастра природных ресурсов Вологодского района, результаты исследований вологодских и московских ученых.

     Программой  предусмотрены мероприятия по устранению негативных последствий хозяйственной деятельности, отражающихся на состоянии окружающей природной среды и здоровье населения, а также меры, направленные на предотвращение возникновения новых неблагоприятных экологических ситуаций.

     Экономический механизм природоохранной деятельности по реализации мероприятий программы  основан на принципе платности ("загрязнитель платит"), применение которого стимулирует  ответственность хозяйствующих  субъектов за негативное воздействие  на окружающую среду. Принцип платности осуществляется через взимание в установленном порядке платежей за негативное воздействие на окружающую среду с последующим их направлением в бюджеты всех уровней. Внесение обязательных платежей не освобождает природопользователей от ответственности за загрязнение окружающей среды и побуждает их вкладывать собственные средства в реализацию природоохранных мероприятий локального характера.

     Финансирование  данных мероприятий проводится за счет средств федерального бюджета, бюджетов области и города, предприятий и средств экологических фондов; 56 % в структуре доходов составляют средства предприятий.

     Перечень  природоохранных мероприятий, предусмотренных  программой, включает проектные и  организационные мероприятия по снижению комплексных негативных воздействий на человека в местах его проживания; мероприятия по стабилизации и снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха, мероприятия, направленные на охрану и рациональное использование водных ресурсов; мероприятия по использованию земельных ресурсов и размещению твердых отходов, по благоустройству и озеленению города, по утилизации отходов и получению вторичных ресурсов; мероприятия по экологическому воспитанию, просвещению, информированию населения.

     В Волгограде целевая экологическая программа принята на два года: 2008 и 2009 . В реализации Программы задействованы средства областного бюджета, бюджета Волгограда, средства промышленных предприятий, целевые экологические средства бюджета Волгограда, поступающие от платы за загрязнение окружающей среды.

     Прогнозируемые  общие затраты за счет всех источников финансирования составляют 972 703 тыс. руб., в том числе:

     областного  бюджета – 8 300 тыс. руб.;

     бюджета Волгограда – 265 650 тыс. руб.;

     целевых экологических средств бюджета  Волгограда – 45 691 тыс. руб.;

     средств предприятий – 653 062 тыс. руб.

     Реализация  мероприятий и работ Программы  позволит сократить выброс вредных  веществ в атмосферу от промышленных предприятий на 16,4 тыс. тонн в год. Кроме того, учитывая, что частный  сектор при использовании твердого топлива привносит в атмосферу Волгограда около 10,0 тыс. тонн выбросов продуктов сгорания, Программой предусматривается перевод твердого топлива на экологически чистый вид топлива – газ.

     Водоохранные  мероприятия предусматривают перевод ряда цехов промышленных предприятий на оборотное водоснабжение, строительство локальных очистных сооружений, строительство канализационных систем, что позволит сократить сброс сточных вод в объеме 3,2 млн. куб. метров в год, прекратить сброс неочищенных сточных вод на 12,1 млн. куб. метров в год.

     В Хабаровске финансирование экологических мероприятий как в 2007 и ряде предыдущих лет, так и в 2008 году осуществляется целевым образом, причем используются обе формы целевого финансирования.

     Во-первых, в городе существует целевой бюджетный экологический фонд, которым распоряжаются органы местного самоуправления. Смета доходов и достаточно подробная смета расходов этого фонда утверждается городской Думой как приложение к решениям о бюджете города. Доходы Фонда как в 2007 , так и в 2008  году формируются за счет:

     - платы за выбросы, сбросы загрязняющих  средств в окружающую природную  среду, размещение отходов и  другие виды загрязнения  (в 2007 году – 26 000 тыс. руб., в 2008 году – 19 000 тыс. руб.);

     - штрафов за экологические правонарушения и сумм по искам о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде (в 2007 году – 1 750 тыс. руб., в 2008 году – 2 000 тыс. руб.).

     Отметим, что доходы Фонда за счет платы за выбросы в 2007 году, когда норматив отчислений определялся субъектом Федерации, были выше, чем в 2008, когда норматив отчислений определяется на федеральном уровне. Это объясняется тем, что субъект Федерации отчислял городу от своих поступлений 65 % , то есть норматив отчислений в бюджет города Хабаровска от всей платы за выбросы составлял 52 %, тогда как в 2008 году 40 %.

     Далее отметим, что суммы поступлений  от штрафов за экологические правонарушения выделяются отдельной строкой доходов  бюджета и сумма поступлений  по этому источнику от года к году растет (2006 год – 950 тыс. руб., 2007 год – 1 750 тыс. руб., 2008 год – 2 000 тыс. руб.).

     Средствами  экологического фонда распоряжается  Правление, в состав которого входят заместитель мэра, председатель и  главный специалист комитета по охране окружающей среды, заместитель начальника управления экономики, инвестиций и промышленной политики и начальник управления доходов департамента муниципальной собственности. Одной из ежегодно предусматриваемых статей расходов фонда, является, в частности, компенсация гражданам на возмещение вреда, причиненного здоровью неблагоприятными воздействиями окружающей среды, через финансирование строительства и приобретения современного медицинского оборудования объектами здравоохранения города.

     Во-вторых, в Хабаровске принята Программа  по улучшению экологического состояния города Хабаровска на 2005-2010 годы , которая носит комплексный системный характер и включает мероприятия по охране и рациональному использованию водных ресурсов, по защите воздушного бассейна, по защите окружающей природной среды от отходов производства и потребления, по озеленению города, защите и воспроизводству зеленых насаждений, городских лесов, по усилению системы непрерывного экологического образования и просвещения населения. Мероприятия Программы финансируются за счет средств бюджетного экологического фонда города, а также за счет собственных средств предприятий (657 млн. руб. на всю программу) и иных источников (90 млн. руб.). 

      2.2. Анализ расходов федерального и муниципальных бюджетов на охрану    окружающей среды в РБ и г.Улан-Удэ  

     В рамках своих полномочий Минприроды РБ осуществляет реализацию программно-управленческих документов Правительства Республики Бурятия в области охраны окружающей среды.

     В настоящее время в Бурятии  реализуется Программы социально-экономического развития Республики Бурятия. Рассмотрим финансирование мероприятий в сфере охраны окружающей среды.

     Таблица 2.1.

     Финансирование  мероприятий в сфере охраны окружающей среды Программы социально-экономического развития Республики Бурятия 

Выделено финансовых средств, млн. руб. 2004-2006 2007 2008 2009

(план)

1 Бюджет РБ 136,22 17,64 50,7 188,5
  в том числе  бюджет МО - 3,18 - 28,0
2 Собственные средства предприятий - - 310,6 407,0
3 Бюджет РФ - 68,4 428,0 991,6
  Всего: 136,22 86,04 789,3 1587,1

Информация о работе Расходы бюджета на окружающую среду