Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 06:54, курсовая работа
Предприятие «Сладкая фантазия» является самостоятельной рыночной единицей, деятельность которого направлена на производство и продажу кондитерских джемов. Широкий ассортимент продукции, высокое качество и сравнительно низкие цены позволяют компании претендовать на ощутимую долю на рынке. Конкурентным преимуществом также является уникальная рецептура производства джемов, разработанная лучшими специалистами предприятия. Благодаря именно этому фактору вкус джемов напоминает ни с чем несравнимый вкус детства – домашнего варенья - что удовлетворит желания даже самого требовательного покупателя. К тому же условия производства отвечают требованиям самых высоких стандартов качества. Продукции предприятия «Сладкая фантазия» неоднократно присуждались премии и награды. Вся продукция соответствует требованиям ГОСТа.
РЕФЕРАТ 2
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И ПОЯСНЕНИЙ 6
СОДЕРЖАНИЕ 7
ВВЕДЕНИЕ 11
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 13
1.1 КОНКРЕТНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ 13
1.1.1 Ключевые параметры по предприятию 13
1.1.2 Система мотивации в компании «Сладкая фантазия» 13
1.1.3 Оценка эффекта и эффективности внедрения инструмента бюджетирования в абсолютных и относительных показателях 14
1.2 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 14
1.2.1 Закрепление бюджетов за подразделениями предприятия, должностями. 14
1.3 ПРОГРАММНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА 14
1.3.1 Программы для автоматизации бюджетирования 14
1.3.2 Статистика популярности программ. 16
1.3.3 Особенности программного обеспечения 17
1.3.4 Структура работы с программой. 18
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТА ПЛАНИРОВАНИЯ (БЮДЖЕТИРОВАНИЯ) НА ПРЕДПРИЯТИИ 18
2.1. БЮДЖЕТ ПРОДАЖ 18
2.1.1 Проектирование структуры бюджета 19
2.1.2 Проектирование структуры плана продаж 19
2.1.3 Проектирование взаимосвязей с другими бюджетами 19
2.1.4 Проектирование финансовой ответственности и автоматизации бизнес процесса программными и техническими средствами 20
2.2 БЮДЖЕТ ПРОИЗВОДСТВА 20
2.2.1 Проектирование структуры бюджета 20
2.2.2 Проектирование основных производственных факторов 20
2.2.3 Проектирование взаимосвязей с другими бюджетами 20
2.2.4 Проектирование финансовой ответственности и автоматизации бизнес процесса программными и техническими средствами 21
2.3 БЮДЖЕТ ЗАКУПОК 21
2.3.1 Проектирование структуры бюджета 21
2.3.2 Проектирование условий работы с поставщиками 21
2.3.3 Проектирование взаимосвязей с другими бюджетами 21
2.3.4 Проектирование финансовой ответственности и автоматизации бизнес процесса программными и техническими средствами 22
2.4 БЮДЖЕТ ПРЯМЫХ ЗАТРАТ НА ОПЛАТУ ТРУДА 22
2.4.1 Проектирование структуры бюджета 22
2.4.2 Проектирование условий работы с сотрудниками предприятия 22
2.4.3 Проектирование взаимосвязей с другими бюджетами 22
2.4.4 Проектирование финансовой ответственности и автоматизации бизнес процесса программными и техническими средствами 23
2.5 БЮДЖЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ 23
2.5.1 Проектирование структуры бюджета 23
2.5.2 Проектирование условий работы с поставщиками дополнительных и вспомогательных услуг и товаров 23
2.5.3 Проектирование взаимосвязей с другими бюджетами 23
2.5.4 Проектирование финансовой ответственности и автоматизации бизнес процесса программными и техническими средствами 24
2.6 БЮДЖЕТ КОММЕРЧЕСКИХ РАСХОДОВ 24
2.6.1 Проектирование структуры бюджета 24
2.6.2 Проектирование условий работы с поставщиками дополнительных и вспомогательных услуг и товаров 24
2.6.3 Проектирование взаимосвязей с другими бюджетами 24
2.6.4 Проектирование финансовой ответственности и автоматизации бизнес процесса программными и техническими средствами 25
2.7 БЮДЖЕТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РАСХОДОВ 25
2.7.1 Проектирование структуры бюджета 25
2.7.2 Проектирование условий работы с поставщиками дополнительных и вспомогательных услуг и товаров 25
2.7.3 Проектирование взаимосвязей с другими бюджетами 26
2.7.4 Проектирование финансовой ответственности и автоматизации бизнес процесса программными и техническими средствами 26
2.8 ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БЮДЖЕТ 26
2.8.1 Проектирование структуры бюджета 26
2.8.2 Проектирование условий работы с поставщиками дополнительных и вспомогательных услуг и товаров 28
2.8.3 Проектирование взаимосвязей с другими бюджетами 28
2.8.4 Проектирование финансовой ответственности и автоматизации бизнес процесса программными и техническими средствами 28
2.9 ФИНАНСОВЫЙ БЮДЖЕТ 28
2.9.1 Проектирование структуры бюджета 28
2.9.2 Проектирование условий работы с поставщиками дополнительных и вспомогательных услуг и товаров 29
2.9.3 Проектирование взаимосвязей с другими бюджетами 30
2.9.4 Проектирование финансовой ответственности и автоматизации бизнес процесса программными и техническими средствами 30
2.10 БЮДЖЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ 30
2.10.1 Проектирование структуры бюджета 30
2.10.2 Проектирование взаимосвязей с другими бюджетами 31
2.10.3 Проектирование финансовой ответственности и автоматизации бизнес процесса программными и техническими средствами 31
2.11 БЮДЖЕТ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 31
2.11.1 Проектирование структуры бюджета 31
2.11.2 Проектирование взаимосвязей с другими бюджетами 33
2.11.3 Проектирование финансовой ответственности и автоматизации бизнес процесса программными и техническими средствами 34
2.12 МАСТЕР БЮДЖЕТ 34
2.12.1 Проектирование структуры бюджета 34
2.12.2 Анализ соотношения основных экономических параметров по предприятию 35
2.12.3 Проектирование взаимосвязей с другими бюджетами 35
2.12.4 Проектирование финансовой ответственности и автоматизации бизнес процесса программными и техническими средствами 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Следующим этапом процесса бюджетирования является составление инвестиционного бюджета, который определяется потребностями не только текущего (краткосрочного) бюджетного периода, но и более долгосрочной перспективой. Поэтому предприятие обычно составляет:
– плановый краткосрочный бюджет (1 – 3 месяца);
– долгосрочный инвестиционный бюджет (так называемый «бюджет развития») и/или индикативный «скользящий» бюджет (1 – 3 года).
Термин «скользящий» подразумевает, что по окончании краткосрочного бюджетного периода к долгосрочному индикативному бюджету прибавляется ещё один краткосрочный бюджетный период и индикативный бюджет корректируется. Таким образом, индикативный бюджет никогда не исполняется и служит исключительно для постановки стратегических целей (инвестиционная политика, конкурентная политика и пр.) в долгосрочной перспективе.
Таким образом, инвестиционный план компании определяется как потребностями текущего бюджетного периода (закупка оборудования и пр.), так и временным периодом, выходящим за рамки бюджетного (капитальное строительство, программы модернизации и пр.
При этом три основных обстоятельства определяют структуру «выходной формы» инвестиционного бюджета.
Во-первых, единицей учёта крупномасштабных капитальных вложений является проект, поэтому для таких вложений учёт ведётся по линии «Направление инвестиций – проект – статьи инвестиционных затрат». По мелким вложениям без проведения значительных строительно-монтажных работ (как правило, это закупка оборудования) учёт ведётся по линии «Направление инвестиций – статьи инвестиционных затрат».
Во-вторых, отчёт об инвестициях должен представлять собой плановый баланс движения внеоборотных активов, где присутствуют строки «Остаток на начало периода», «Приход (планируется к освоению)», «Расход» (перешло из состава незавершённого строительства или оборудования к установке в состав основных средств по факту сдачи объектов капитальных вложений или монтажа оборудования), «Целевой остаток капитальных вложений и оборудования к установке на конец бюджетного периода». Естественно, при этом планируется не только смета освоения инвестиций, но и сдача инвестиционных объектов (графа «Расход») и, как следствие, остаток незавершённого строительства на конец бюджетного периода.
В-третьих, бюджетирование отдельных инвестиционных проектов зависит от того, осуществляются ли они хозяйственным способом либо путём привлечения подрядчика (подрядным способом). В первом случае в инвестиционном бюджете показывается подробная расшифровка по статьям инвестиционных затрат. При подрядной форме объект незавершённого строительства до его сдачи находится на балансе подрядчика и в отчёте об инвестициях фигурирует лишь стоимостная величина финансирования подрядных работ.
Статьи бюджета: излишек (дефицит) денежных средств по основной деятельности, поступило денежных средств от инвестиционной деятельности, поступления от продаж основных средств, поступления от продаж нематериальных активов, выплаты денежных средств по инвестиционной деятельности, покупка основных средств, покупка нематериальных активов, увеличение (уменьшение) денежных средств от инвестиционной деятельности.
Проектирование работы с поставщиками дополнительных услуг и товаров зависит от того, какой именно инвестиционный проект пытается создать и реализовать компания, например, если необходимо обновить основные средства, тогда компании придется иметь дело с мебельными компаниями, компаниями, занимающимися продажей IT-технологий, и т.д., в зависимости от вида деятельности компании. Если предприятие хочет купить помещение, чтобы не платить ежемесячные арендные платежи, тогда необходимо наладить связи с агентствами недвижимости, которые предложат нам наиболее лучшие варианты из возможных. В случае если компании необходимо купить автомобили, то нужно установить контакт с автомобильными дилерами.
Инвестиционный бюджет уникален для каждой компании, он зависит от целей, которые поставило перед собой предприятие. Причем, чем они амбициознее, тем большего добивается компания.
Инвестиционный бюджет взаимосвязан с Балансом Актив, так как в последнем отражаются нематериальные активы, которые так же вынесены отдельной статьей в Финансовом бюджете – «Покупка нематериальных активов».
Финансовая ответственность за разработку и исполнение инвестиционного бюджета лежит на отделе финансов. Работники финансового отдела рассчитывают основные показатели инвестиционных проектов, формируют инвестиционный бюджет.
Финансовое планирование – один из основных инструментов. Это связано с тем, что прогноз движения денежных потоков позволяет определить, каковы финансовые возможности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе, достаточно ли собственных средств для покрытия всех текущих и обязательных расходов.
В современных условиях, когда экономика страны носит стихийный характер, т. е. имеет место принцип неожиданности, финансовое планирование необходимо для защиты предприятия от влияния негативных внешних факторов, для обеспечения финансовой устойчивости, достижения высокого результата финансово-хозяйственной деятельности. В рыночной экономике, где развита конкуренция, где налоговое законодательство сурово в своих нормах, планирование позволяет защитить предприятие и обезопасить от неожиданного ухудшения финансового состояния и, возможно, даже банкротства.
При планировании необходимо анализировать конъюнктуру рынка, прогнозировать наступление тех или иных событий, положительно или отрицательно влияющих на развитие предприятия. Ведь целью любой деятельности является получение максимальной прибыли, т. е. эффективная деятельность, именно поэтому финансовое планирование призвано отражать и анализировать все имеющиеся трудовые и финансовые ресурсы, от которых зависит выполнение того или иного заказа.
Финансовое планирование позволяет увидеть, сколько денежных средств необходимо затратить для нормального функционирования производства и сколько денежных средств планируется получить от реализации продукции, работ, услуг. Финансовое планирование позволяет предвидеть наличие дефицита или профицита средств у предприятия в будущем.
Финансовое планирование отражает получение финансов – как собственных, так и привлекаемых, а также направление их на увеличение производственного капитала.
Статьи бюджета: излишек (дефицит) денежных средств по основной деятельности, увеличение (уменьшение) денежных средств от инвестиционной деятельности, поступление денежных средств от финансовой деятельности, получение долгосрочных кредитов и займов, получение краткосрочных кредитов и займов, выплаты денежных средств от финансовой деятельности, погашение кредитов и займов (основной долг), выплата процентов за кредит, краткосрочные финансовые вложения, увеличение (уменьшение) денежных средств от финансовой деятельности.
Компания «Сладкая фантазия» активно работает с банками, поэтому сотрудники финансового отдела постоянно ведут мониторинг предложений банков и отбирают самые выгодные – наиболее низкие проценты по кредитам с учетом стабильности и авторитетности банка. Так же не стоит забывать о лизинговых компаниях и биржах, которые так же могут повысить эффективность финансовой деятельности при правильном анализе информации и сложенной работе профессиональных сотрудников.
В Бюджете доходов и расходов есть статьи «Проценты к уплате» и «Проценты к получению», формирование которые как раз показано в Финансовом бюджете. В Балансе активов строки краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения, а так же денежные средства формируются тоже на основе соответствующих строк Финансового бюджета. Соответственно, и в Балансе Пассив строки краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы так же формируются на основе Финансового бюджета.
Финансовая ответственность по разработке данного бюджета лежит на отделе финансов. Работники отдела отслеживают наиболее выгодные и безопасные методы повышения стоимости предприятия с использованием финансовых инструментов.
Бюджет доходов и расходов отражает формирование экономических результатов деятельности предприятия. Цель его составления – управление экономическими результатами деятельности предприятия, т. е. прибылью и рентабельностью. Он показывает суммарные и детализированные доходы; суммарные и детализированные расходы.
Формат БДР является произвольной формой, утвержденной в системе бюджетирования предприятия и показывающий соотношение доходов от реализации и расходов, необходимых для осуществления деятельности в планируемый период. Одним из форматов бюджета доходов и расходов может выступать форма №2 утвержденных форм бухгалтерской отчетности.
Бюджет доходов и расходов составляется и утверждается на весь бюджетный период, принятый в организации, в соответствии с ее бюджетным регламентом. Индикативно, т.е. без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели БДР (например, объем заказов, сумма или норма прямых затрат, масса или норма чистой прибыли и т. п.) могут устанавливаться на период до 2—5 лет.
Важно также, что внутри бюджетного периода БДР должен иметь достаточно подробную (опять же в том виде, как это установлено бюджетным регламентом конкретной организации) разбивку на периоды. Эта разбивка зависит от степени технической и организационной подготовленности организации к постановке бюджетирования. В данном случае разбивка БДР осуществляется поквартально и детализируется (уточняется) помесячно. В некоторых случаях, когда руководителям организации необходима более оперативная информация о состоянии финансов в разрезе отдельных видов бизнеса, БДР может иметь подекадную или понедельную разбивку. Формат бюджета доходов и расходов может совпадать с форматом Отчета о прибылях и убытках.
Статьи бюджета: выручка от реализации, производственная себестоимость продукции, расходы на закупку, коммерческие расходы, управленческие расходы, прибыль (убыток) от реализации, проценты к получению, проценты к уплате, прочие операционные расходы, прочие операционные доходы, прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности, прочие внереализационные доходы, прочие внереализационные расходы, прибыль (убыток) до налогообложения, налог на прибыль, прибыль (убыток) отчетного года, использование прибыли, нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода, нераспределенная прибыль нарастающим итогом.
Бюджет доходов и расходов необходим при установлении статьи «Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков» в Балансе Актив, «Задолженность перед бюджетом» в Балансе Пассив («Налог на прибыль» в Бдр). А так же при формировании статьи в Балансе Пассив «Убытки прошлых лет», здесь появляется информация в случае, если показатель «Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода» в Бдр отрицательный.
Финансовая ответственность по разработке бюджета доходов и расходов лежит на ПЭО. Бюджет доходов и расходов аккумулирует в себе значения других бюджетов, и фактически является итоговым. Анализируя Бдр можно сделать выводы об эффективности работы предприятия в целом.
Бюджет движения денежных средств – это план движения расчётного счёта и наличных денежных средств в кассе предприятия, отражающий все прогнозируемые поступления и изъятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности. БДДС показывает возможные поступления предоплаты за поставляемую продукцию (на расчётный счёт или в кассу), авансовые платежи, задержки поступлений за отгруженную раннее продукцию.
БДДС отражает потребность во внешнем финансировании (объём кредитов, инвестиций), а также способствует более точному определению объёмов внешнего финансирования. Назначение документа состоит в обеспечении сбалансированности поступлений денежных средств (соответствующих планируемым доходам) и их списании (в соответствии с запланированными расходами по бюджетным периодам).
Если оказывается, что остатки денежных средств на начало бюджетного периода (вступительное сальдо) будут недостаточными для покрытия расходов, запланированных согласно бюджету прибылей и убытков, а также других видов затрат в соответствующий бюджетный период, то для данного бизнеса необходимо предпринимать шаги по поиску дополнительных источников денежных средств.