Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:05, контрольная работа
Любому государству необходимы денежные средства для нормального функционирования и развития экономики. Появляется необходимость создания такого фонда, который бы занимался регулированием и распределением денежных потоков, которые поставляются государству. Этот фонд носит название бюджет.
Современная экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это является существенной проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Именно поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.
Введение 3
1. Понятие дефицита бюджета. 4
2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета. 6
3. Последствия дефицита государственного бюджета. 13
Заключение 18
ЗАДАНИЕ 12. 19
Литература 21
• Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета , то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование . Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию.
Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.
• Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций. Мы уже рассмотрели его механизм при анализе недостатков фискальной политики с точки зрения воздействия на экономику увеличения расходов бюджета (государственных закупок и трансфертов) и сокращения доходов бюджета (налогов), что порождает дефицит бюджета. Теперь рассмотрим экономический смысл «эффекта вытеснения» с точки зрения финансирования этого дефицита. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета , т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается.
Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.
• Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса.
Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.
Достоинства подобного метода:
Недостатки:
Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.
Среди конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует назвать такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов, а именно:
Помимо
этого, в мировой практике для
снижения бюджетного дефицита широко
используется система мер, стимулирующих
привлечение в страну иностранного
капитала. При этом решается сразу
несколько задач как
Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.
Внутренние источники
• Финансирования дефицита за счет внутренних источников включают:
• средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте ;
• бюджетные кредиты;
• кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;
• иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:
• поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;
• поступления
от реализации государственных/региональных/
• курсовая разница по средствам бюджета;
• прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.
Внешние источники
В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:
• средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
• кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);
• кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.
• прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.
Для того, чтобы определить воздействие бюджетного дефицита на состояние национальной экономики в целом, нужно оценить качество самого дефицита, которое может быть весьма различным.
1.
Дефицит может быть связан
с необходимостью
2.
Дефициты возникают в
3.
Дефицит может отражать
Последствиями бюджетного дефицита являются:
Дефицит
государственного бюджета как основной
инфляционный фактор учитывается по
тем же отчётным периодам (окончательный
обычно за год), по которым определяются
результаты экономического роста и
другие макроэкономические показатели.
Возникший впервые дефицит
Поскольку дефицит госбюджета синхронно вызывает и такой же прирост доходов сферы производства, то в силу устанавливающегося равновесия цен на товары и тарифов на трудовые услуги часть этого прироста её дохода в следующем году уйдёт на увеличение заработной платы производственников (как частичная компенсация на инфляционный рост цен) и через государственные налоги на увеличение дохода вообще сферы потребления. Государство тоже будет вынуждено за счёт увеличения при этом налоговых поступлений (своих доходов) повысить заработную плату госбюджетников и через трансфертные выплаты – доход остального населения с целью привести их в определённое соответствие с зарплатой производственников.
Значит, дефицит госбюджета оказывает своё влияние на инфляцию за отчётный год, а доход сферы потребления повышается от этого спустя год.
Следовательно, дефицит госбюджета, вызывающий инфляцию и рост номинального дохода производственной сферы, сопровождается и некоторым ростом номинальной заработной платы и доходов населения в целом, правда, с некоторым отставанием от роста цен.
В дальнейшем с исчезновением дефицита госбюджета исчезает и инфляция, но цены, возросшие в результате инфляции, остаются на том же уровне, т. е. не снижаются.
Сбережение госбюджета (профицит) приводит к недополучению сферой производства части своего дохода, что замедляет темпы роста национальной экономики и вызывает дефляцию, уровень которой равен проценту этих сбережений к НД. Последующее использование этих сбережений равносильно денежной эмиссии. Поэтому лучше, если экономика развивается без дефицита и профицита госбюджета.
Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это время положительных сальдо бюджета. Государственный долг может быть внешним и внутренним.
Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, т.к. страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения.
Внутренний
долг – это задолженность
Рост
государственного долга сокращает
запас капитала в экономике, так
как владелец сбережений вместо инвестирования
их в экономику посредством
Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия.
1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.