Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 09:55, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является рассмотрение причин образования дефицита государственного бюджета, его зависимость от величины государственного долга, его влияние на экономику страны, а также выявление путей его уменьшения и устранения вообще.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 4
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА 4
ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКОЙ И В РОССИИ 5
ГЛАВА 2 9
ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, ЕГО ОСНОВНЫЕ ВИДЫ 9
ЦИКЛИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 9
СТРУКТУРНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 12
ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 14
ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 14
КВАЗИФИСКАЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 15
ГЛАВА 3 18
СПОСОБЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 18
ПРОБЛЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ 24
ГЛАВА 4 31
ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 31
БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 33
ПОТРЕБИТЕЛИ И БУДУЩИЕ НАЛОГИ 34
ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИИ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Учебный материал
РОССИЙСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ РЕФЕРАТОВ (с) 1996
http://referat.students.ru; http://www.referats.net; http://www.referats.com
ОГЛАВЛЕНИЕ
Значительное общественное
Целью моей курсовой работы
является рассмотрение причин
образования дефицита
В моей курсовой работе шесть глав. В первой главе я попыталась описать бюджетную систему государства, ее структуру и формирование государственного бюджета как в странах с развитой рыночной экономикой, так и у нас в России. Во второй главе я характеризую основные виды дефицита государственного бюджета и причины их возникновения. В данной главе анализируются циклический дефицит государственного бюджета, структурный дефицит, операционный, первичный и квазифискальный дефицит государственного бюджета. Наряду с теоретическим анализом даются статистические материалы, а также связанные с этим допустимые меры бюджетно-налоговой политики. В третьей главе «Проблемы и способы финансирования дефицита государственного бюджета в переходной экономике» рассматриваются такие пути преодоления дефицита государственного бюджета как монетизация бюджетного дефицита, внешнее долговое финансирование, внутреннее долговое финансирование. Оцениваются положительные и отрицательные стороны каждого из них. Эта глава посвящена проблемам переходной экономики, связанным с дефицитом государственного бюджета. В ней рассматриваются долгосрочная и краткосрочная напряженность в бюджетно-налоговой сфере и ее причины, проблемы увеличения уровня налоговых поступлений и обслуживания государственного долга, аннулирования квазифискальных операций, а также утверждается необходимость структурной бюджетной реформы. В четвертой главе рассматриваются две точки зрения на государственный долг, а также влияние существования как внутреннего, так и внешнего долга на бюджет страны в целом. А также идет речь о существующем внешнем долге России и о влиянии его на экономику страны в целом, перспективы его сокращения и погашения. И последним разделом моей работы является заключение, содержащее выводы по всей работе с заключительными выводами.
Я
выбрала эту тему курсовой
работы, во-первых, потому
что она близка и интересна
мне как будущему экономисту,
а во-вторых, потому что я
считаю ее жизненно важной
для экономики любой страны.
По моему мнению, без сбалансированного
государственного
Бюджетная система страны представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений государства и местных органов власти.
Структура бюджета страны зависит от её государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухъярусное построение - государственный и местный бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством (США, ФРГ к ним относится и Россия) имеется промежуточное звено - бюджеты штатов, земель, регионов и соответствующих им административных образований.
Бюджет любого уровня представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает и распоряжается правительство страны или администрация конкретной территории. К бюджетам территории относятся: бюджеты крупных регионов - штатов, земель, департаментов; бюджеты местных органов управления - городов, графств, районов и т. д.
Структурно, любой бюджет включает две части: доходы субъекта и его расходы.
Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. По своей структуре расходные статьи, например государства, подразделяются на расходы по государственному управлению, на военные расходы, расходы на социально-экономические цели, расходы на хозяйственную деятельность государства, расходы на осуществление внешнеэкономической деятельности.
Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, значительно превышающими темпы роста ВНП. Например, в США государственные расходы в ХХ столетии выросли более чем в 350 раз. Только за период с 1980 по 1989 годы расходы федерального бюджета увеличились в два с лишним раза (с 433,5 млрд. дол. до 877,2 млрд. дол.).
К числу важнейших статей государственных расходов относятся затраты, связанные с созданием наиболее благоприятных предпосылок для функционирования производственных секторов экономики. Всё более значительное место занимают и расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, в первую очередь - на образование и здравоохранение.
Значительный удельный вес продолжают занимать военные расходы. Рассматривая военные расходы, необходимо учитывать не только прямые, но и косвенные затраты, к числу которых относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и пособия инвалидам войны, ветеранам и т. д.
Важной составной частью финансовой системы государства являются местные бюджеты. За счёт их расходов финансируются, в первую очередь, объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ, развитие средств связи, а также жилищное строительство. Бюджеты местных органов власти используются также на социально-культурные нужды, содержание объектов здравоохранения, поддержания экологического равновесия.
Доходы государственного бюджета состоят, в первую очередь, из налогов, собранных как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений так называемых внебюджетных и целевых фондов. Создание такого рода фондов обусловлено необходимостью мобилизации крупных финансовых расходов для конкретных целей, прежде всего, социально-экономического характера. К числу их относятся социальное страхование, строительство дорог, охрана окружающей среды, подготовка и переподготовка рабочей силы и многое другое. Число их постоянно растет, примером этому может служить, к сожалению, не наш бюджет, а федеральный бюджет США, в рамках которого насчитывается свыше 800 подобных фондов.
Государственные финансы, в которые входят бюджеты центрального правительства, местных органов власти всех уровней, а в ряде стран и некоторые внебюджетные фонды, - важнейшая составная часть хозяйственного механизма развитых стран. Это тот рычаг, с помощью которого правительство оказывает огромное воздействие на весь процесс производства и распределения. Бюджетная система выполняет при этом три функции:
Главная особенность стран с рыночной экономикой состоит в том, что с помощью бюджета финансируются по преимуществу только те общественные потребности или сферы народного хозяйства, где частное предпринимательство и рыночные отношения не работают или работают плохо, а также те сферы, где требуется защита интересов отдельных слоёв общества или населения в целом.
Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как: содержание вооружённых сил и государственного аппарата; финансирование социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука и пр.); финансирование хозяйства; выплата процентов по государственному долгу.
Соотношение между этими глобальными категориями определяется многими факторами: социальной и экономической структурой в конкретной стране, долей государственного сектора, историческими и политическими традициями, общей стратегией регулирования экономики. Сравнительная характеристика структуры бюджетных расходов в США, Японии, ФРГ и Англии в конце 80-х - начале 90-х годов представлена в таблице (т.к. некоторые виды расходов опущены, то приведенные суммы отличаются от показателя «все расходы»).
Таблица 1 (15, с.44)
США |
Япония
1990 г. |
ФРГ1989 г. |
Англия 1990 г. | |
1. Общественные товары, в т. ч. | 9,3 | 4,9 | 9,2 | 9,7 |
оборона | 6,0 | 0,9 | 2,5 | 4,3 |
2.
Общественные услуги,
в т. ч. |
6,0 | 10,8 | 10,9 | 12,2 |
образование | 4,7 | 3,7 | 4,2 | 5,0 |
здравоохранение | 0,9 | 4,8 | 6,0 | 5,1 |
жилищное строительство | 0,4 | 2,2 | 0,7 | 2,1 |
3. Трансферты, в т.ч. | 11,9 | 7,8 | 18,5 | 13,4 |
поддержание доходов | 7,8 | 7,2 | 15,7 | 9,9 |
административные расходы | 0,6 | 0,6 | 2,4 | 1,6 |
Прочие трансферты | 3,5 | 0,0 | 0,4 | 1,8 |
4.
Экономические услуги,
в т. ч. |
4,6 | 4,4 | 4,5 | 4,0 |
капиталовложения | 1,7 | 2,9 | 1,4 | 1,8 |
субсидии | 0,6 | 0,5 | 1,8 | 0,5 |
5. Проценты по государственному долгу | 5,1 | 4,0 | 2,7 | 3,5 |
6. Все расходы | 36,9 | 32,5 | 45,8 | 43,2 |
Таблица 2 (16,с. 15)
Основные расходные статьи |
Доля в % к ВВП | Доля
в % к бюджетным
Расходам |
РАСХОДЫ
ВСЕГО
Из них: |
29,8 | 100 |
Государственное управление | 0,7 | 2,3 |
Международная деятельность | 1,7 | |
Национальная оборона | 3,0 | 10,0 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности | 1,6 | |
Промышленность, энергетика, строительство | 2,1 | 11,4 |
Сельское хозяйство и рыболовство | 1,3 | |
Социально-культурные мероприятия, в т. ч.: | 7,9 | 24,0 |
образование | 3,5 | 12,0 |
культура и искусство | 0,5 | |
здравоохранение и |
2,5 | |
социальная политика | 1,3 | |
Прочие | 11,5 | 40,0 |
Как видно, структура расходов российского бюджета существенно отличается. За годы реформ, прежде всего, произошло резкое снижение доли военных расходов - с примерно 20% ВВП в 1990 г. до 3% ВВП в 1995 г. (в США к 1995 г. они снизились до 3,7% ВВП). Но самое главное различие состоит в том, что удельный вес социальных расходов (статья “Социально-культурные мероприятия”) в России значительно ниже уровня развитых стран. Крайне низка у нас доля финансирования науки, причём она непрерывно снижалась: с 1,03% в 1991 г. до 0,41% в 1995 г. (в развитых странах этот показатель колеблется в пределах 2-2,7%).