Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:00, реферат

Описание работы

Государственный бюджет – совокупный денежный фонд государства, представляющий по форме показатели образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.docx

— 194.50 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

 

13.1. Понятие государственного  бюджета и бюджетной

 системы

Государственный бюджет – совокупный денежный фонд государства, представляющий по форме показатели образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет (согласно Бюджетному Кодексу РК от 04.12.2008 N 95-4) определяется как централизованный денежный фонд, утвержденный законом или решениями местных представительных органов, предназначенный для обеспечения государством своих функций и создаваемый за счет налогов, сборов, других обязательных платежей, доходов от операций с капиталом, неналоговых и других поступлений, предусмотренных законодательными актами.

Государственный бюджет РК основывается на следующих принципах:

1) принцип единства - применение единых принципов организации и функционирования бюджетной системы, использование единой бюджетной классификации и единых процедур бюджетного процесса в Республике Казахстан;

2) принцип полноты - отражение в бюджете и Национальном фонде Республики Казахстан всех поступлений и расходов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, недопущение зачетов взаимных требований с использованием бюджетных средств, равно как и уступок прав по бюджетным средствам;

3) принцип реалистичности - соответствие утвержденных (уточненных, скорректированных) показателей бюджета утвержденным (скорректированным) параметрам, направлениям прогнозов социально-экономического развития и бюджетных параметров, стратегических планов государственных органов;

4) принцип транспарентности - обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и отчетов об их исполнении, стратегических планов и отчетов об их реализации, о формировании и использовании Национального фонда Республики Казахстан, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также обязательная открытость бюджетного процесса для общества и средств массовой информации;

5) принцип последовательности - соблюдение государственными органами ранее принятых решений в сфере бюджетных отношений;

6) принцип результативности - разработка и исполнение бюджета, ориентированного на достижение прямых и конечных результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов;

7) принцип самостоятельности бюджета - стабильное распределение поступлений между бюджетами разных уровней и определение направлений их расходования в соответствии с настоящим кодексом. Право всех уровней государственного управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс в соответствии с настоящим кодексом. Недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения местных бюджетов, и остатков бюджетных средств местных бюджетов в вышестоящие бюджеты. Недопустимость возложения на нижестоящие бюджеты дополнительных расходов без соответствующей их компенсации;

8) принцип преемственности - планирование республиканского и местных бюджетов, основанное на прогнозах социально-экономического развития и бюджетных параметрах, базовых расходах, утвержденных в предыдущие периоды, итогах бюджетного мониторинга, оценке результатов;

9) принцип обоснованности - планирование бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений или расходов, обоснованность их объемов;

10) принцип своевременности - зачисление поступлений в республиканский и местные бюджеты, на контрольный счет наличности Национального фонда Республики Казахстан и перевод их на счета правительства в Национальном Банке Республики Казахстан. Принятие обязательств государственными учреждениями в соответствии с индивидуальными планами финансирования по обязательствам. Проведение платежей в соответствии с индивидуальными планами финансирования по платежам и перечисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств в сроки с соблюдением порядка, установленного соответствующими нормативными правовыми актами;

11) принцип единства кассы - зачисление всех поступлений в бюджет на единый казначейский счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого казначейского счета в национальной валюте;

12) принцип эффективности - разработка и исполнение бюджета исходя из необходимости достижения наилучшего прямого результата с использованием утвержденного объема бюджетных средств или достижения прямого результата с использованием меньшего объема бюджетных средств;

13) принцип ответственности - принятие необходимых административных и управленческих решений, направленных на достижение прямых и конечных результатов. Обеспечение ответственности администраторов бюджетных программ и руководителей государственных учреждений за принятие решений, не соответствующих законодательству Республики Казахстан;

14) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - направление и использование бюджетных средств администраторами бюджетных программ для достижения результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов, с соблюдением законодательства Республики Казахстан.

Социально-экономическое содержание государственного бюджета, то есть воздействие на экономику проявляется в процессе реализации его функций. К ним относятся:

  1. перераспределение национального дохода. Государственный бюджет обеспечивает формирование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства. С помощью бюджета осуществляются межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение валового внутреннего продукта, национального дохода.

2. государственное регулирование и стимулирование экономики. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономике обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет также является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержке депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.

  1. финансовое обеспечение социальной политики. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих. Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны.
  2. контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

Cовокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения, основанные на экономических отношениях и юридических нормах образуют бюджетную систему.

Бюджетная система основана на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых  и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Это  реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику.

Главный документ в построении бюджетной  системы – Конституция  страны.

Кроме Конституции Республики Казахстан  и Бюджетного Кодекса РК принимается  ежегодно Закон о республиканском  бюджете на предстоящие три года.

В Казахстане, как унитарном государстве, бюджетная система представлена двумя уровнями: республиканский  бюджет и местные бюджеты, образующие в совокупности государственный  бюджет.

Структура построения бюджетной системы  в разрезе звеньев схематично представлена на рисунке 2.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ



 


РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ


 

МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ



 

 


 

Бюджет города республи-


канского значения (г.Алматы)


Бюджет столицы (г.Астана)

БЮДЖЕТ ОБЛАСТИ



 


Бюджет района


Бюджет города областного значения


Областной бюджет



 

 

 

 


 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД



 

 

Рисунок 2 - Структура построения бюджетной системы

Бюджетная система Республики Казахстан включает бюджеты различных уровней, основанные на экономических отношениях и соответствующих правовых нормах. В Республике Казахстан самостоятельно функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты, в совокупности, составляющие государственный бюджет. Функционирование бюджетной системы основано на взаимосвязи бюджетов различных уровней и обеспечивается порядком их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения, контроля, а также отчетами об их исполнении республиканского и местного бюджетов.

Разработка проекта республиканского бюджета


Стратегические

и программные документы

Послание Главы государства

народу Казахстана

Проект республикан-ского бюджета на 2011-2013 годы

Среднесрочный план социально-экономического развития Республики Казахстан на          2009-2011 годы Прогнозные показатели социально-экономического развития

Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан

 на 2011-2013 годы

Разработка и утверждение  СФП

Разработка проекта Среднесрочной фискальной политики

 на 2009-2011 годы

Утверждение Среднесрочной фискальной политики

  на 2011-2013 годы

Определение параметров республиканского бюджета

на 2011-2013 годы

по поступлениям и расходам

Разработка проекта республиканского бюджета на 2011-2013 годы

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 - Формирование  Среднесрочной фискальной  политики Правительства Республики Казахстан на 2011 - 2013 годы

 

Исходя  из практики построения и ведения  экономической и бюджетной политики в стране, фискальная политика на предстоящие  три года будет строиться в  соответствии с долгосрочными и  среднесрочными программными документами  государства (рисунок 3).

С введением в действие с 4 декабря 2008 г. Бюджетного кодекса Республики Казахстан, организация бюджетного процесса осуществляется на основе его  норм. Принятие Бюджетного кодекса  позволило усилить роль среднесрочного планирования и обеспечило гармонизацию законодательства в бюджетной системе.

Для реализации Бюджетного кодекса был  принят 31 нормативный правовой акт, в том числе правила, определяющие порядок разработки проектов республиканского бюджета на предстоящий финансовый год и чрезвычайного государственного бюджета, разработки проектов местных  бюджетов, а также регистрации  и учета государственных и гарантированных государством займов Республики Казахстан, исполнения республиканского и местных бюджетов.

Приведены в соответствие с принятым Бюджетным  кодексом правила составления и  представления бюджетной заявки администраторами бюджетных программ.

Основными задачами в сфере совершенствования  бюджетного законодательства и в  целом бюджетной системы являются:

1) постепенный переход к достижению  сбалансированного бюджета за  счет ненефтяных поступлений.

С целью реализации концепции Национального  фонда вводятся новые понятия - «консолидированный бюджет» и «ненефтяной дефицит».

Консолидированный бюджет состоит  из республиканского бюджета, бюджета  области, бюджетов города республиканского значения, столицы, поступлений от предприятий  нефтяного сектора и переводов  их в  Национальный фонд.

Ненефтяной дефицит бюджета  равен сумме поступлений в  бюджет, кроме поступлений из Национального  фонда, за вычетом расходов бюджета.

2) Ужесточение требований к разработке  инвестиционных проектов (программ).

Инвестиционные проекты (программы) будут включены в перечень приоритетных бюджетных программ (подпрограмм) в случае, если они соответствуют мероприятиям принятых государственных, отраслевых и региональных программ и положений ежегодных посланий Главы государства. Обязательным условием включения в вышеназванный перечень будет наличие положительного заключения отраслевой экспертизы, соответствие их плану мероприятий утвержденных Программ, наличие технико-экономического обоснования с положительным заключением экономической экспертизы.

Информация о работе Государственный бюджет