Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:00, реферат
Государственный бюджет – совокупный денежный фонд государства, представляющий по форме показатели образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
13.1. Понятие государственного бюджета и бюджетной
системы
Государственный бюджет – совокупный денежный фонд государства, представляющий по форме показатели образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
Государственный бюджет (согласно Бюджетному Кодексу РК от 04.12.2008 N 95-4) определяется как централизованный денежный фонд, утвержденный законом или решениями местных представительных органов, предназначенный для обеспечения государством своих функций и создаваемый за счет налогов, сборов, других обязательных платежей, доходов от операций с капиталом, неналоговых и других поступлений, предусмотренных законодательными актами.
Государственный бюджет РК основывается на следующих принципах:
1) принцип единства - применение единых принципов организации и функционирования бюджетной системы, использование единой бюджетной классификации и единых процедур бюджетного процесса в Республике Казахстан;
2) принцип полноты - отражение в бюджете и Национальном фонде Республики Казахстан всех поступлений и расходов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, недопущение зачетов взаимных требований с использованием бюджетных средств, равно как и уступок прав по бюджетным средствам;
3) принцип реалистичности - соответствие утвержденных (уточненных, скорректированных) показателей бюджета утвержденным (скорректированным) параметрам, направлениям прогнозов социально-экономического развития и бюджетных параметров, стратегических планов государственных органов;
4) принцип транспарентности - обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и отчетов об их исполнении, стратегических планов и отчетов об их реализации, о формировании и использовании Национального фонда Республики Казахстан, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также обязательная открытость бюджетного процесса для общества и средств массовой информации;
5) принцип последовательности - соблюдение государственными органами ранее принятых решений в сфере бюджетных отношений;
6) принцип результативности - разработка и исполнение бюджета, ориентированного на достижение прямых и конечных результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов;
7) принцип самостоятельности бюджета - стабильное распределение поступлений между бюджетами разных уровней и определение направлений их расходования в соответствии с настоящим кодексом. Право всех уровней государственного управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс в соответствии с настоящим кодексом. Недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения местных бюджетов, и остатков бюджетных средств местных бюджетов в вышестоящие бюджеты. Недопустимость возложения на нижестоящие бюджеты дополнительных расходов без соответствующей их компенсации;
8) принцип преемственности - планирование республиканского и местных бюджетов, основанное на прогнозах социально-экономического развития и бюджетных параметрах, базовых расходах, утвержденных в предыдущие периоды, итогах бюджетного мониторинга, оценке результатов;
9) принцип обоснованности - планирование бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений или расходов, обоснованность их объемов;
10) принцип своевременности - зачисление поступлений в республиканский и местные бюджеты, на контрольный счет наличности Национального фонда Республики Казахстан и перевод их на счета правительства в Национальном Банке Республики Казахстан. Принятие обязательств государственными учреждениями в соответствии с индивидуальными планами финансирования по обязательствам. Проведение платежей в соответствии с индивидуальными планами финансирования по платежам и перечисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств в сроки с соблюдением порядка, установленного соответствующими нормативными правовыми актами;
11) принцип единства кассы - зачисление всех поступлений в бюджет на единый казначейский счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого казначейского счета в национальной валюте;
12) принцип эффективности - разработка и исполнение бюджета исходя из необходимости достижения наилучшего прямого результата с использованием утвержденного объема бюджетных средств или достижения прямого результата с использованием меньшего объема бюджетных средств;
13) принцип ответственности - принятие необходимых административных и управленческих решений, направленных на достижение прямых и конечных результатов. Обеспечение ответственности администраторов бюджетных программ и руководителей государственных учреждений за принятие решений, не соответствующих законодательству Республики Казахстан;
14) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - направление и использование бюджетных средств администраторами бюджетных программ для достижения результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов, с соблюдением законодательства Республики Казахстан.
Социально-экономическое
2. государственное регулирование и стимулирование экономики. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономике обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет также является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержке депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.
Cовокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения, основанные на экономических отношениях и юридических нормах образуют бюджетную систему.
Бюджетная система основана на взаимодействии
бюджетов всех уровней, осуществляемом
через использование
Главный документ в построении бюджетной системы – Конституция страны.
Кроме Конституции Республики Казахстан и Бюджетного Кодекса РК принимается ежегодно Закон о республиканском бюджете на предстоящие три года.
В Казахстане, как унитарном государстве, бюджетная система представлена двумя уровнями: республиканский бюджет и местные бюджеты, образующие в совокупности государственный бюджет.
Структура построения бюджетной системы в разрезе звеньев схематично представлена на рисунке 2.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ
МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ
Бюджет города республи-
канского значения (г.Алматы)
Бюджет столицы (г.Астана)
БЮДЖЕТ ОБЛАСТИ
Бюджет района
Бюджет города областного значения
Областной бюджет
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД
Рисунок 2 - Структура построения бюджетной системы
Бюджетная система Республики Казахстан включает бюджеты различных уровней, основанные на экономических отношениях и соответствующих правовых нормах. В Республике Казахстан самостоятельно функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты, в совокупности, составляющие государственный бюджет. Функционирование бюджетной системы основано на взаимосвязи бюджетов различных уровней и обеспечивается порядком их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения, контроля, а также отчетами об их исполнении республиканского и местного бюджетов.
Разработка проекта
Стратегические
и программные документы
Послание Главы государства
народу Казахстана
Проект республикан-ского бюджета на 2011-2013 годы
Среднесрочный план социально-экономического развития Республики Казахстан на 2009-2011 годы Прогнозные показатели социально-экономического развития
Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан
на 2011-2013 годы
Разработка и утверждение СФП
Разработка проекта
на 2009-2011 годы
Утверждение Среднесрочной фискальной политики
на 2011-2013 годы
Определение параметров республиканского бюджета
на 2011-2013 годы
по поступлениям и расходам
Разработка проекта
Рисунок 3 - Формирование Среднесрочной фискальной политики Правительства Республики Казахстан на 2011 - 2013 годы
Исходя
из практики построения и ведения
экономической и бюджетной
С введением в действие с 4 декабря 2008 г. Бюджетного кодекса Республики Казахстан, организация бюджетного процесса осуществляется на основе его норм. Принятие Бюджетного кодекса позволило усилить роль среднесрочного планирования и обеспечило гармонизацию законодательства в бюджетной системе.
Для
реализации Бюджетного кодекса был
принят 31 нормативный правовой акт,
в том числе правила, определяющие
порядок разработки проектов республиканского
бюджета на предстоящий финансовый
год и чрезвычайного
Приведены в соответствие с принятым Бюджетным кодексом правила составления и представления бюджетной заявки администраторами бюджетных программ.
Основными задачами в сфере совершенствования
бюджетного законодательства и в
целом бюджетной системы
1) постепенный переход к
С целью реализации концепции Национального фонда вводятся новые понятия - «консолидированный бюджет» и «ненефтяной дефицит».
Консолидированный бюджет состоит из республиканского бюджета, бюджета области, бюджетов города республиканского значения, столицы, поступлений от предприятий нефтяного сектора и переводов их в Национальный фонд.
Ненефтяной дефицит бюджета равен сумме поступлений в бюджет, кроме поступлений из Национального фонда, за вычетом расходов бюджета.
2) Ужесточение требований к
Инвестиционные проекты (программы) будут включены в перечень приоритетных бюджетных программ (подпрограмм) в случае, если они соответствуют мероприятиям принятых государственных, отраслевых и региональных программ и положений ежегодных посланий Главы государства. Обязательным условием включения в вышеназванный перечень будет наличие положительного заключения отраслевой экспертизы, соответствие их плану мероприятий утвержденных Программ, наличие технико-экономического обоснования с положительным заключением экономической экспертизы.