Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое осмысление и эмпирическое исследование
взаимозависимости особенностей типа темперамента, стратегий поведения в
конфликте у сотрудников коммерческой организации, а также разработка
практических рекомендаций для оптимизации профессиональной деятельности
сотрудников организации.
Содержание:
Введение..............................2
Глава 1 «Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии»
§1 Социально-психологическое содержание понятия «конфликт», и его
классификация...........................4
§2 Структурно-динамические характеристики конфликта........14
§3 Специфика организационного конфликта............21
Глава 2 «Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и
стратегии поведения в конфликтных ситуациях»
2.1. Программа исследования.....................30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования..........32
2.3. Практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности
сотрудников коммерческих организаций........34
2.4. Выводы по исследованию....................37
Заключение
..........................................................................................................38
Приложения...........................40
Литература.............................47
решению придает то, что оно обеспечивает наилучшим способом согласованные
действия сотрудников, наилучшее раскрытие их потенциальных возможностей.
5. Принцип упрощения
устойчивой тенденции к усложнению производственных и иных социальных
структур. Эта тенденция ведет к разбуханию штатов и звеньев управления,
каждое из которых потенциально содержит в себе возможность возникновения
конфликтов. Реализация этого принципа, как правило, начинается с
предложения работникам задуматься над проблемой упрощения своей работы,
ответив на такие вопросы: Каковы результаты моей работы? Как я их достигаю?
Что из того, что я делаю, является излишним? Принцип упрощения, не требуя
дополнительных затрат, может обеспечить значительный рост эффективности
производства, улучшить психологический климат в организации.
6. Принцип подбора и воспитания эффективных сотрудников-
профессионалов предполагает такую постановку управленческой работы, при
которой самые обычные люди обеспечивают необыкновенный результат. Его
реализация предполагает прежде всего подбор таких специалистов, которые
способны выполнить данную работу, ибо тот, кто к ней не способен, не
получит нужного результата. Но и способный работник станет настоящим
профессионалом только при условии заинтересованности в труде, которая
достигается при наличии значимой цели деятельности, четкой системы оценки
индивидуального вклада работника в ее достижение, и конечно, при условии
достойного вознаграждения этого вклада. Конечно, руководитель кроме этого
должен ещё и заботиться о профессиональном росте, совершенствовании
сотрудников, требуя от них постоянного осмысления и корректировки как
поставленной цели, так и способов ее достижения.
7. Принцип сотрудничества
все предыдущие установки эффективного антиконфликтного управления и
реализуется только на основе их полного осуществления. Как отмечалось выше,
достижение этого универсального результата в деятельности фирмы достигается
как психологическими,
так и организационно-
значение на
организационно-управленческом
коллективах такой обстановки, которая способствует общению и тесному
взаимодействию
между сотрудниками.
Одним из наиболее
управленца является грамотное проведение профилактики конфликтов. Именно
этим объясняется актуальность сформулированной нами темы «психология и
профилактика конфликтов». Выбранные и обозначенные проблемы для менеджера
современно значимы. В настоящее время знание управленческой психологии
помогает менеджерам практически во всех моментах их профессиональной
деятельности.
В ходе исследования нами была изучена и проанализирована следующая
литература:
- «Социальная психология» учебное пособие под редакцией А.Л. Журавлёва.
Содержание учебного пособия базируется на микросоциальном подходе к
анализу социально-
изложения материала строится от социальной психологии личности к
психологии больших социальных
инверсию традиционной последовательности описания социально-
психологических объектов. Так же содержание пособия представляет собой
классического и
сложившегося в 90-е годы ХХ века. Авторы практикуют одновременно и
исследовательскую, и преподавательскую деятельность в области
социальной психологии, что позволило учесть результаты современных
исследований основных классических объектов социальной психологии:
личности в группе, малых и
больших социальных групп,
межгруппового взаимодействия.
- «Психология управления» практическое пособие, М.И. Станкин. Данное
пособие предназначено для лиц,
понимающих, что от этого хуже идёт работа, руководитель теряет
авторитет.
- «Психология управления» курс лекций, ответственный редактор М.В.
Удальцова. В курсе обобщён
теоретический, методический и
материал, ориентированный на применение в сфере управления
персоналом. Авторы особое внимание уделили групповой динамике,
конфликтам, переговорным процессам и технологии принятия решений.
- И многие другие книги.
В нашем исследовании мы выполнили следующие задачи:
1. Дали определение конфликта
2. Обозначили классификацию конфликтов
3. Перечислили распространённые
способы профилактики
Приложение
В процессе исследования было проведено тестирование для обнаружения
уровня конфликтности личности при помощи теста (см. ниже) предлагаемого
В.И. Андреевым.[9]
При ответе на вопросы теста из трёх предлагаемых вариантов ответа
выберите один и запишите его.
Например: 1а, 2б, 3в и т.д.
1.
Характерно ли для Вас
чтобы подчинить своей воле других?
а) нет; б) когда как; в) да.
2. Есть ли в Вашем коллективе люди, которые Вас побаиваются, возможно,
и ненавидят?
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.
3. Кто Вы в большей степени?
а) пацифист; б) принципиальный; в)предприимчивый.
4. Как
часто Вам приходится
а) часто; б) периодически; в)редко.
5. Что для Вас было бы наиболее характерно, если бы Вы возглавили новый
для Вас коллектив?
а) разработал бы программу
работы коллектива на год
бы коллектив в её
установил бы контакт с
6. В случае неудач, какое состояние для Вас наиболее характерно?
а) пессимизм; б) плохое настроение; в) обида на самого себя.
7. Характерно ли для Вас стремление отстаивать и соблюдать традиции
Вашего коллектива?
а) да; б) скорее всего да; в) нет.
8. Относите ли Вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в
глаза, чем промолчать?
а) да; б) скорее всего да; в) нет.
9. Из трёх личностных качеств, с которыми Вы боретесь, чаще всего
стараетесь изжить в себе:
а) раздражительность; б) обидчивость;
в) нетерпимость критики со стороны других.
10. Кто Вы в большей степени?
а) независимый; б) лидер; в) генератор идей.
11. Каким человеком считают Вас Ваши друзья?
а) экстравагантным; б) оптимистом; в) настойчивым
12. Против
чего Вам чаще всего
а) против несправедливости; б) бюрократизма;
в) эгоизма
13. Что для Вас наиболее характерно?
а) недооценка своих способностей; б) оценка своих способностей
достаточно объективно; в) переоценка своих способностей.
14. Что Вас приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще всего?
а) излишняя инициатива; б) излишняя критичность; в) излишняя
прямолинейность.
Для расшифровки результатов данного теста необходимо использовать
представленный
ниже ключ к тесту.
Ключ к тесту:
|Вопросы |Оценочные балы |Уровни развития |Суммарное число |
| |ответов |конфликтности |баллов |
|1 |а)1 б)2 в)3 |1 – очень |14 – 17 |
|2 |а)3 б)2 в)1 |низкий | |
|3 |а)1 б)3 в)2 |2 – низкий |18 – 20 |
|4 |а)3 б)2 в)1 |3 – ниже |21 – 23 |
|5 |а)3 б)2 в)1 |среднего | |
|6 |а)2 б)3 в)1 |4 – чуть ниже |24 – 26 |
|7 |а)3 б)2 в)1 |среднего | |
|8 |а)3 б)2 в)1 |5 – средний |27 – 29 |
|9 |а)2 б)1 в)3 |6 – чуть выше |30 – 32 |
|10 |а)3 б)1 в)2 |среднего | |
|11 |а)2 б)1 в)3 |7 – выше |33 – 35 |
|12 |а)3 б)2 в)1 |среднего | |
|13 |а)2 б)1 в)3 |8 – высокий |36 – 38 |
|14 |а)1 б)2 в)3 |9 – очень |39 - 42 |
|
|
|высокий
|
|
Для проведения тестирования был выбран 11 «Б» класс средней
общеобразовательной школы-комплекса №49. В тестировании приняло участие 18
человек, средний возраст тестируемых 16 лет. После обработки полученных