Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:56, контрольная работа
1.Клетка – автономная система жизнедеятельности организма. Строение клетки. Дать определение понятиям «митоз» и «мейоз».
2. Ткани и их характеристика.
3.Дать характеристику понятиям: «овогенез», «сперматогенез», «оплодотворение», «эмбриогенез». Акт рождения.
4. Охарактеризовать понятия «рост» и «развитие». Возрастные изменения роста и развития у детей раннего и дошкольного возраста.
5. Контроль за физическим и нервно-психическим развитием дошкольников. Антропометрия, ее значение.
6. Роль воспитателя и родителей в создании педагогических и санитарно-гигиенических условий нормального роста и развития детей.
2.
Дробление. Серия быстро
3.
Гаструляция. В результате
4.
Гистогенез, органогенез, системогенез.
В ходе дифференцировки
Акт рождения.
По мере того как беременная матка увеличивается в размере и растягивается все сильнее, возбудимость ее возрастает, так что любые раздражители легко заставляют ее сокращаться. Эти раздражители могут исходить от соседних брюшных органов, а также в результате прямого воздействия движений плода на внутреннюю поверхность матки. Во многих случаях не удается установить какого-либо предшествующего раздражения, и автоматическое сокращение матки представляется аналогичным тому, какое мы наблюдаем у растянутого мочевого пузыря. Обычно эти сокращения матки не вызывают никаких ощущений. Они ощущаются только тогда, когда их интенсивность усилена. На протяжении большей части беременности они почти или вовсе не оказывают влияния на содержимое матки. Однако в последние недели или дни беременности такие сокращения, становящиеся к этому времени значительно более выраженными, производят определенное физиологическое действие. С одной стороны, оказывая давление на плод, они заставляют его в большинстве случаев принять положение, удобное для последующего его изгнания. С другой стороны, поскольку в таких сокращениях участвует все тело матки, включая продольные мышечные волокна ее шейки, они способствуют общему увеличению всего органа, растягивая внутренний зев матки, в результате чего верхняя часть шейки сглаживается и за некоторое время до начала родов втягивается в тело матки.
Мышечные волокна круглых связок матки гипертрофируются и удлиняются, благодаря чему эти связки при последующем изгнании плода помогают сокращениям матки. Стенки влагалища утолщаются и становятся более рыхлыми, уменьшая таким образом сопротивление растяжению при прохождении плода.
Родовой акт обычно разделяют на две стадии. В первой стадии сокращения (схватки) ограничиваются самой маткой, и их действие направлено главным образом на расширение маточного зева. В этом расширении участвуют, во-первых, активное расширение, обусловленное сокращением продольных мышечных волокон, образующих главную часть нижних отделов маточной стенки, и во-вторых, пассивное расширение от давления наполненного амниотической жидкостью плодного пузыря, который вдавливается сокращениями дна матки в канал шейки и действует наподобие клина. Сокращения матки носят ритмический характер; вначале они слабые, затем интенсивность их постепенно нарастает до известного максимума и постепенно убывает. Частота и длительность схваток растут по мере того, как роды близятся к концу. Оболочки плода обычно разрываются в конце первой стадии родов. Во второй стадии, после того как произошло полное раскрытие шейки и головка плода вошла в таз, характер схваток меняется: они становятся продолжительными и частыми и сопровождаются более или менее произвольными сокращениями мышц живота (потуги). Эти сокращения брюшных мышц сопровождаются фиксацией диафрагмы и задержкой дыхания, так что давление действует на все содержимое брюшной полости, в том числе и матку. Влагалище не может содействовать выталкиванию выходящего плода, так как оно слишком сильно им растянуто. Таким образом, плод постепенно проталкивается через тазовый канал, растягивая мягкие части, препятствующие его движению, и в конце концов выходит через наружное половое отверстие, причем обычно первой рождается головка.
Описывают еще третью стадию родов, которая заключается в возобновлении сокращений матки через 20—30 мин после рождения плода и приводит к изгнанию плаценты и децидуальных оболочек.
Родовой
акт следует рассматривать как
рефлекторный процесс, управляемый
центром, расположенным в спинном
мозге. Деятельность этого центра может
тормозиться или усиливаться импульсами,
поступающими к нему от периферии тела,
например, при раздражении различных рецепторов,
или от головного мозга под влиянием
эмоциональных состояний. Разрушение
пояснично-крестцовой части спинного
мозга исключает нормальные родовые схватки.
Охарактеризовать
понятия «рост» и «развитие». Возрастные
изменения роста и развития у
детей раннего и дошкольного
возраста
Рост и развитие — важнейшие процессы, обусловливающие морфологические и функциональные изменения организма в восходящей фазе онтогенеза. Рост — количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и массы отдельных его клеток благодаря их делению. Развитие — качественное преобразование тканей и органов организма, которые протекают как за счет увеличения размеров, так и за счет дифференцировочных процессов (увеличение разнообразия и специализации клеточных структур), и приводит к качественным и количественным изменениям функций организма. Рост и развитие протекают гетерохронно, причем для каждой из тканей организма фазы роста и дифференцировочных процессов чередуются.
Процессы роста и развития начинаются с образования зиготы (начальная стадия образования зародыша человека) и завершаются в основном к 20 годам. Термин "рост" используется иногда как синоним длины тела; термин "развитие" — для описания достигнутого уровня морфофункционального созревания отдельных свойств человека: развитие физическое, развитие психическое, развитие моторное и др.
Период новорожденное, или неонатальный период (лат. neonatus - новорожденный). Этот период начинается от первого вдоха ребенка и продолжается до конца 4-й недели жизни (28 дней). Длительность этого периода определяется временем адаптации новорожденного к внеутробным условиям. Переход к самостоятельному, внематочному существованию характеризуется рядом значительных морфологических, функциональных и биохимических сдвигов. Начинается легочное дыхание, включаются малый и большой круг кровообращения, запустевают пупочные сосуды, закрывается артериальный (боталлов) проток, устанавливается самостоятельная, но крайне несовершенная терморегуляция. Этот период характеризуется незрелостью всех органов и систем тканей, особенно ЦНС. Внешне ребенок беспомощен: свисает голова, не держится спина, он все время делает беспорядочные движения руками и ногами. При этом верхние и нижние конечности находятся в состоянии гипертонуса, что указывает на преобладание в этом периоде подкорковой и спинальной регуляции. Из-за недифференцированное коры большого мозга ребенок рождается только с безусловными рефлексами (сосательный, глотательный, хоботковый и др.) и почти постоянно, кроме периодов кормления, находится в состоянии сна.
Такие процессы, как дыхание, кровообращение, выделение, совершаются с максимальной интенсивностью (число дыханий 40 в 1 мин, пульс до 160 в 1 мин). У новорожденного быстро нарастает масса тела. За первый месяц жизни он прибавляет в весе около 800 г. Активность пластических процессов и быстрая прибавка массы тела обеспечиваются большим функциональным напряжением желудочно-кишечного тракта (при условии низкой ферментативной активности), а главное - характером питания. Наиболее физиологической пищей для этого возраста является грудное молоко. Иммунологические показатели новорожденного следующие: в первые 3 - 4 нед жизни катаболизируются иммуноглобулины класса G, пассивно приобретенные во внутриутробном периоде. Иммуноглобулины А и М, которые не проходят в норме через плацентарный барьер, у здорового ребенка при рождении не обнаруживаются; выявление их свидетельствует о преждевременном синтезе в связи с внутриутробным инфицированием. Иммунная система созревает постепенно. Естественное вскармливание, асептика и антисептика предупреждают инфекционные заболевания ребенка с физиологически сниженной иммунной защитой,
У новорожденного наблюдается также недостаточность нейроэндокринной и почечной регуляции обмена воды, что определяет непостоянство осмотического давления плазмы и склонность к обезвоживанию. В связи с транзиторным дефицитом факторов свертывания крови и повышенной проницаемостью сосудов у детей первых дней жизни может наблюдаться повышенная кровоточивость. Здоровым новорожденным в первые сутки свойствен ацидоз. рН крови у них ниже, чем у детей старшего возраста, и составляет 7,29 - 7,34. Такой "пограничный" ацидоз обычно исчезает на 3-й сутки.
Таким
образом, в период новорожденное
все основные функции организма
находятся в состоянии
В периоде новорожденности могут наблюдаться особые состояния, пограничные между физиологией и патологией (эритема новорожденных, физиологическая желтуха, физиологический мастит, транзиторная лихорадка, физиологическая потеря массы тела, альбуминурия, мочекислый инфаркт почек, половые кризы). Эти состояния бывают кратковременными, никогда в дальнейшем не повторяются, но при неблагоприятных условиях могут перейти в патологический процесс.
Болезни периода новорожденности имеют свои особенности. В этом периоде чаще проявляются: внутриутробно развившиеся (врожденные) вирусный гепатит, цитомегалия, листериоз, малярия, туберкулез, сифилис, токсоплазмоз; врожденные пороки развития органов и систем; разнообразные родовые травмы и нарушения мозгового кровообращения, а также последствия внутриутробной асфиксии; гемолитическая и геморрагическая болезни новорожденных; септические заболевания, вызванные чаще всего кокковой флорой, по отношению к которой новорожденный беззащитен. Заражение может произойти как внутриутробно, так и в период родов и после рождения. Отмечается склонность к быстрой генерализации процесса с развитием тяжелых септических и токсико-септических состояний, пневмоний.
При рождении всегда производится оценка состояния здоровья новорожденного по шкале Апгар. В первую минуту жизни определяется 5 важнейших признаков: частота и ритм сердцебиений, характер дыхания, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, окраска кожных покровов. Каждый признак оценивается двумя возможными баллами, полученные значения складываются. Оценка состояния производится по сумме баллов. 1 - 3 балла свидетельствуют о тяжелом состоянии. Здоровые дети оцениваются в 8-10 баллов. Через 5 мин оценка по шкале Апгар повторяется. В этом случае она точнее коррелирует с неврологическим статусом ребенка первого дня жизни и может быть использована для прогноза степени неврологических расстройств.
Грудной период. Этот период начинается с 3-4-й недели жизни и условно заканчивается в 12 мес. Он характеризуется более высокими, чем в последующие годы, темпами физического и психического развития. Масса тела ребенка к концу первого года жизни утраивается. Рост увеличивается на 25 см, окружность головы - на 12 см, а окружность груди - на 13-15 см. Существенно меняются пропорции тела, приближаясь к таковым у взрослого, что выражается в преобладающем удлинении конечностей и в меньшей степени туловища и головы. Наряду с этим организм ребенка претерпевает заметные качественные изменения. В первые месяцы жизни осуществляются процессы клеточного новообразования, нервные клетки приобретают дендриты, волокна миелинизируются. Развиваются статические функции: к 2 мес ребенок хорошо держит голову, находясь в вертикальном положении; с 4-5 мес переворачивается с живота на спину, далее со спины на живот; к 7 мес самостоятельно садится, а к концу года начинает ходить. К 5-6 мес начинают прорезываться молочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов.
В грудном возрасте у ребенка значительными темпами осуществляется психическое развитие. По мере дифференцирования ЦНС, начиная с 2-3 нед, а особенно после месяца, происходит развитие условных рефлексов (1-я сигнальная система). Сначала они довольно просты, например рефлекс на положение при кормлении, а затем значительно усложняются. С 1 мес. движения глазных яблок становятся координированными, взгляд фиксируется на ярких предметах, появляется слуховое сосредоточение, к концу 2-го месяца ребенок следит за движением предмета, улыбается. С 3 - 4 мес. он эмоционально гулит, узнает близких, с 6 мес. лепечет слоги "ба", "па", "ма", громко смеется. К концу года ребенок произносит первые осмысленные слова (с этого момента начинается развитие речи - вторая сигнальная система), выполняет простые требования, понимает слова запрета. К этому времени замедляется физическое развитие, его опережает психическое.
Периоды детского возраста. Для правильного развития ребенка необходимы четкая организация режима, питания, чередование периодов сна и бодрствования. Детям 2 - 3 мес. надо обеспечить сон общей длительностью 16-18 ч, из них 10-11 ч ночью и 6 -7 ч днем в 3 - 4 приема; в возрасте 3 - 6 мес. длительность сна- 16 ч в сут.; от 6 до 10 мес. - 15 - 16 ч, из них днем около 5 ч в 3 приема. После 10 мес. дети переходят на двукратный дневной сон с общей продолжительностью в сутки 14,5-15 ч. После каждого сна ребенок должен есть, а после каждого кормления - бодрствовать. Все жизненные системы организма, адаптированные к внеутробному существованию в течение первого месяца жизни, оказываются еще неустойчивыми и легко расстраиваются при любых нерациональных условиях. Правильно организованное вскармливание должно обеспечить высокую потребность ребенка первого года жизни в основных питательных веществах и калориях. Несбалансированное питание в условиях интенсивного роста приводит к развитию заболеваний, связанных с легко возникающим дефицитом тех или иных веществ. К ним относятся анемия, рахит, гипотрофия. В то же время относительная незрелость функций желудочно-кишечного тракта затрудняет переваривание пищи и предрасполагает к быстрому развитию желудочно-кишечных заболеваний.