Уровень организации живой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:56, контрольная работа

Описание работы

1.Клетка – автономная система жизнедеятельности организма. Строение клетки. Дать определение понятиям «митоз» и «мейоз».
2. Ткани и их характеристика.
3.Дать характеристику понятиям: «овогенез», «сперматогенез», «оплодотворение», «эмбриогенез». Акт рождения.
4. Охарактеризовать понятия «рост» и «развитие». Возрастные изменения роста и развития у детей раннего и дошкольного возраста.
5. Контроль за физическим и нервно-психическим развитием дошкольников. Антропометрия, ее значение.
6. Роль воспитателя и родителей в создании педагогических и санитарно-гигиенических условий нормального роста и развития детей.

Работа содержит 1 файл

конт анатомия.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

  В первые 3-4 месяца ребенок проявляет  повышенную устойчивость ко многим инфекциям (корь, скарлатина, дифтерия, ветряная оспа, краснуха и др.) благодаря сохранению пассивного иммунитета, приобретенного внутриутробно через плаценту. В то же время он чувствителен к гноеродным микроорганизмам и особенно к кишечной флоре. Сохраняется склонность к генерализации воспалительного процесса, к общей ответной реакции на любое воздействие. Так, при ряде заболеваний (пневмония, грипп, дизентерия) могут развиться судороги, менингеальные явления, токсикоз.

     Преддошкольный  период (от 1 года до 3 лет-ясельный возраст). Он характеризуется быстрым совершенствованием двигательных навыков ребенка, речи и психики, продолжающимся активным ростом. ребенок очень подвижен, любознателен, основной формой развития является игра, через которую он познает окружающую среду и приобретает первые трудовые навыки. Быстро растет словарный запас, ребенок начинает говорить, составляя сначала примитивные фразы. К 2 - 3 годам предложения становятся многословными. ребенок подражает взрослым, поэтому особенно важно разговаривать с ним правильно. Начиная с 2 лет дети спят днем около 3 ч, а ночью- 11 ч.

  В преддошкольном периоде также важно  правильно организовать режим ребенка, чтобы не перегрузить его впечатлениями, оградить от отрицательных воздействий  внешней среды.

     В связи с увеличивающимися контактами между собой, в также с утратой к этому времени врожденного иммунитета в преддошкольном периоде увеличивается возможность распространения острых детских инфекционных заболеваний (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина, дизентерия и др.).

  Дошкольный  период (от 3 до 7 лет). В этом возрасте несколько замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности органов и систем. В 5 -6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. ребенок переходит на режим питания взрослого. Дневной сон однократный - 2ч ночной - 10-11ч. ребенок будет спать крепко и спокойно, если он перед сном не был возбужден, не играл в шумные игры. В этом возрасте развиваются тонкие навыки: умение кататься на двухколесном велосипеде, на коньках, танцевать, вышивать, вязать. Благодаря хорошей памяти дети чрезвычайно легко запоминают стихи, пересказывают сказки, рассказы, усваивают чужой язык. Это возраст подражания как хорошему, так и плохому, поэтому особенно важна четкая организация воспитательной работы дома и в детских садах. К концу этого периода ребенок готовится к поступлению в школу. Заметно снижается склонность к генерализации процесса и токсическим реакциям. В этом периоде появляются заболевания, в развитии которых большую роль играет аллергия (бронхиальная астма, ревматизм и др.). 
 

  Контроль  за физическим и нервно-психическим  развитием дошкольников. Антропометрия, ее значение 
 

        Систематический контроль за  состоянием здоровья и развитием  детей является первым этапом  диспансеризации детского населения  и осуществляется врачом-педиатром как в условиях детских поликлиник, так и в детских дошкольных учреждениях.

        В задачи контроля за развитием  и состоянием здоровья детей  раннего и дошкольного возраста  входят:

       1. Определение индивидуальных особенностей развития ребенка и изучение условий его воспитания для правильной организации внешней среды и системы профилактических мероприятий.

       2. Раннее выявление отклонений  в развитии и здоровье ребенка  для организации целенаправленного  оздоровления и лечения с целью профилактики формирования хронических заболеваний.     

        На 1 году жизни дети осматриваются  педиатром в поликлинике в  дни приема здорового ребенка  1 раз в месяц (близко к дате  рождения ребенка 1-2 дня), на 2 году  жизни 1 раз в квартал (3-5 дней), на 3 году жизни 1 раз в полгода (5-10 дней), затем от 4 до 7 лет 1 раз в год: в 4 года, 5 лет, 6 лет, 7 лет (15 дней).    

        Обследование детей вообще, а  детей раннего и дошкольного  возраста в особенности, требует  специального подхода.

  Антропометрия - совокупность методов и приемов оценки морфологических особенностей тела человека: измерение роста, веса, внешних форм тела (размеров черепа, окружности груди, шеи, плеч, предплечий, бедер, голеней), а также ряда функциональных показателей (жизненной емкости легких, силы мышц и др.). При этом пользуются измерительными и описательными признаками. Измерительные признаки выражаются в числах, описательные (напр., цвет глаз, форма грудной клетки, живота, рост волос на лобке и в подмышечных впадинах и т. п.) - устанавливаются при осмотре путем сличения с различными эталонами - таблицами и моделями.

  При обследовании ребенка в первую очередь  определяется его физическое развитие. Для этого учитываются антропометрические показатели: длина тела, масса тела, окружность груди, а у детей 1 года, и головы. Длина тела у детей до 2 лет измеряется в лежачем положении горизонтальным деревянным ростомером, старше 2 лет - вертикальным ростомером.

        Масса тела определяется на  медицинских весах: детей раннего  возраста (до 2 лет) на детских чашечных весах, старше 2 лет - на рычажных весах типа Фербенкса.

        Окружность груди измеряется  сантиметровой лентой, которая накладывается  сзади под нижними углами лопаток,  а спереди так, чтобы она  покрывала нижние сегменты околососковых кружков. Измерения проводятся при опущенных руках, в состоянии покоя. Окружность головы измеряется при положении ленты сзади на выступе затылочного бугра, а спереди - через глабеллу по надбровным дугам.

              Оценка физического развития  ребенка базируется на динамике основных показателей физического развития. Для детей первого года жизни особое внимание следует уделить ежемесячной динамике массы и длины тела, окружности груди и головы, а также перекресту размеров последних (в среднем в возрасте 3-4 месяцев). Уровень возрастного развития детей 5-7 лет определяется по соответствию "зубному возрасту" (приложение 1), по количеству прорезавшихся постоянных зубов.

        В практике оценивается физическое  развитие ребенка на момент  обследования. Эта оценка включает в себя характеристику физического развития по соотношению тотальных размеров тела с помощью местных стандартов (шкал регрессии). Определив рост, который имеет 5 градаций*, следует установить соответствие массы тела и окружности грудной клетки росту данного ребенка.     

        Общий уровень нервно-психического  развития ребенка характеризуется  уровнем развития отдельных психических  функций, что отражает степень  созревания центральной нервной  системы. 

        Нервно-психическое развитие ребенка  выявляется созданием специальной ситуации, для этого должны быть игрушки, помогающие определить параметры развития на каждом возрастном этапе. На первом году жизни, оценивая уровень нервно-психического развития, все признаки по линии развития определяет врач. На 2 и 3 году жизни в оценке уровня нервно-психического развития наряду с врачом принимают участие медицинская участковая сестра, медсестра кабинета здорового ребенка при участии родителей, воспитателей дошкольных учреждений.

        Правильную и в достаточной степени полноценную оценку достигнутого на момент обследования уровня нервно-психического развития врач может дать только на основании определения ряда показателей, характеризующих различные стороны этого процесса.

        Оценка нервно-психического развития ребенка осуществляется по трем параметрам: "возрасту соответствует", "отстает" или "опережает возраст".

        За норму развития ребенка  на первом году жизни принимают  овладение умениями в пределах  ±15 дней от паспортного возраста. Ранним или ускоренным развитием считается, если ребенок овладел умениями в более ранние возрастные сроки (+15 дней). Замедленное развитие - овладение умениями в более поздние возрастные сроки (-15 дней). На 2 году жизни за нормальное развитие принимается формирование умений в пределах квартала. На третьем году жизни за нормальное развитие принимается формирование умений в пределах полугодия.

        Для оценки нервно-психического  развития детей от 3 до 7 лет следует  пользоваться данными наблюдений  за поведением ребенка во время различных режимных моментов, при проведении углубленных обследований, а также характеристикой педагога, если ребенок посещает дошкольное учреждение.

        Ведущими показателями являются:

        1) моторное развитие и зрительная  координация (равновесие в ходьбе, статическое равновесие, прыжок и т.д.);

        2) развитие речи (звуковая культура  речи, грамматически правильная  речь, чтение стихов и рассказывание  и т.д.);

        3) познавательная деятельность: количество  и счет, величина, ориентировка в  пространстве, ориентировка во времени, знание и ощущение цвета, конструирование, воспроизведение, формирование обобщений;

        4) социально-культурное развитие: культурно-гигиенические  навыки, самостоятельность и трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения  с окружающими.    

             В результате научных исследований, апробированных в течение нескольких лет в детских лечебно-профилактических учреждениях ряда территорий страны, предлагается 5 групп здоровья:

        к I группе относятся здоровые  дети; ко II группе - здоровые, но с наличием риска возникновения патологии; к III, IV и V группам - больные дети в состоянии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации патологического процесса.     

        Объединение детей в однородные  группы здоровья позволяет:

        - обеспечить дифференцированное обслуживание контингентов детей с качественно разными уровнями состояния здоровья;

        - осуществлять более правильное  планирование работы медицинских  учреждений по обслуживанию различных  групп детей.     

        Оценка здоровья ребенка и определение группы здоровья проводится на основе анамнестических сведений, уровня физического и нервно-психического развития ребенка, данных клинического осмотра, заключения врачей специалистов, лабораторных исследований, анализа заболеваемости ребенка.

        Оценка состояния здоровья дается  на момент обследования. При осмотре  функциональное состояние органов  и систем определяется клиническими  методами с использованием в  необходимых случаях функциональных  проб. Резистентность и реактивность, отражающие степень сопротивляемости детского организма неблагоприятным факторам, определяются по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней), их тяжести и длительности за предшествующий осмотру год.

         

     Роль  воспитателя и родителей в создании педагогических и санитарно-гигиенических условий нормального роста и развития детей 
 

Дошкольный  возраст — значительный период детства. По сравнению с периодом раннего  возраста социальные и духовные потребности  ребенка резко усиливаются. Итог развития детей дошкольного возраста — сформированная готовность их к жизни, к обучению в школе.

       Семья — первая социальная  общность, которая закладывает основы  личностных качеств ребенка. В  семье он приобретает первоначальный  опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная активность и многие другие личностные качества.

       Семья сильна прежде всего  своими эмоциональными, интимными отношениями, которые наиболее доступны для маленького ребенка. Здесь он учится жить подлинно социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, сострадать, ощущать единство с родными людьми. Вот почему следует особо подчеркнуть значение семьи. Если в семье нет любви, доверия, эмоциональной близости, которая просматривается во взглядах, мимике, поступках, то нет почвы для социального развития. Ссоры, разобщенность, эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказываются на психическом развитии ребенка, и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общении.

Информация о работе Уровень организации живой системы