Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:56, контрольная работа
1.Клетка – автономная система жизнедеятельности организма. Строение клетки. Дать определение понятиям «митоз» и «мейоз».
2. Ткани и их характеристика.
3.Дать характеристику понятиям: «овогенез», «сперматогенез», «оплодотворение», «эмбриогенез». Акт рождения.
4. Охарактеризовать понятия «рост» и «развитие». Возрастные изменения роста и развития у детей раннего и дошкольного возраста.
5. Контроль за физическим и нервно-психическим развитием дошкольников. Антропометрия, ее значение.
6. Роль воспитателя и родителей в создании педагогических и санитарно-гигиенических условий нормального роста и развития детей.
В первые 3-4 месяца ребенок проявляет повышенную устойчивость ко многим инфекциям (корь, скарлатина, дифтерия, ветряная оспа, краснуха и др.) благодаря сохранению пассивного иммунитета, приобретенного внутриутробно через плаценту. В то же время он чувствителен к гноеродным микроорганизмам и особенно к кишечной флоре. Сохраняется склонность к генерализации воспалительного процесса, к общей ответной реакции на любое воздействие. Так, при ряде заболеваний (пневмония, грипп, дизентерия) могут развиться судороги, менингеальные явления, токсикоз.
Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет-ясельный возраст). Он характеризуется быстрым совершенствованием двигательных навыков ребенка, речи и психики, продолжающимся активным ростом. ребенок очень подвижен, любознателен, основной формой развития является игра, через которую он познает окружающую среду и приобретает первые трудовые навыки. Быстро растет словарный запас, ребенок начинает говорить, составляя сначала примитивные фразы. К 2 - 3 годам предложения становятся многословными. ребенок подражает взрослым, поэтому особенно важно разговаривать с ним правильно. Начиная с 2 лет дети спят днем около 3 ч, а ночью- 11 ч.
В преддошкольном периоде также важно правильно организовать режим ребенка, чтобы не перегрузить его впечатлениями, оградить от отрицательных воздействий внешней среды.
В связи с увеличивающимися контактами между собой, в также с утратой к этому времени врожденного иммунитета в преддошкольном периоде увеличивается возможность распространения острых детских инфекционных заболеваний (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина, дизентерия и др.).
Дошкольный
период (от 3 до 7 лет). В этом возрасте несколько
замедляется процесс роста, но активно
совершенствуются функциональные возможности
органов и систем. В 5 -6 лет начинается
смена молочных зубов на постоянные. ребенок
переходит на режим питания взрослого.
Дневной сон однократный - 2ч ночной - 10-11ч.
ребенок будет спать крепко и спокойно,
если он перед сном не был возбужден, не
играл в шумные игры. В этом возрасте развиваются
тонкие навыки: умение кататься на двухколесном
велосипеде, на коньках, танцевать, вышивать,
вязать. Благодаря хорошей памяти дети
чрезвычайно легко запоминают стихи, пересказывают
сказки, рассказы, усваивают чужой язык.
Это возраст подражания как хорошему,
так и плохому, поэтому особенно важна
четкая организация воспитательной работы
дома и в детских садах. К концу этого периода
ребенок готовится к поступлению в школу.
Заметно снижается склонность к генерализации
процесса и токсическим реакциям. В этом
периоде появляются заболевания, в развитии
которых большую роль играет аллергия
(бронхиальная астма, ревматизм и др.).
Контроль
за физическим и нервно-психическим
развитием дошкольников. Антропометрия,
ее значение
Систематический контроль за
состоянием здоровья и
В задачи контроля за
1. Определение индивидуальных
2. Раннее выявление отклонений
в развитии и здоровье ребенка
для организации
На 1 году жизни дети осматриваются педиатром в поликлинике в дни приема здорового ребенка 1 раз в месяц (близко к дате рождения ребенка 1-2 дня), на 2 году жизни 1 раз в квартал (3-5 дней), на 3 году жизни 1 раз в полгода (5-10 дней), затем от 4 до 7 лет 1 раз в год: в 4 года, 5 лет, 6 лет, 7 лет (15 дней).
Обследование детей вообще, а
детей раннего и дошкольного
возраста в особенности,
Антропометрия - совокупность методов и приемов оценки морфологических особенностей тела человека: измерение роста, веса, внешних форм тела (размеров черепа, окружности груди, шеи, плеч, предплечий, бедер, голеней), а также ряда функциональных показателей (жизненной емкости легких, силы мышц и др.). При этом пользуются измерительными и описательными признаками. Измерительные признаки выражаются в числах, описательные (напр., цвет глаз, форма грудной клетки, живота, рост волос на лобке и в подмышечных впадинах и т. п.) - устанавливаются при осмотре путем сличения с различными эталонами - таблицами и моделями.
При
обследовании ребенка в первую очередь
определяется его физическое развитие.
Для этого учитываются
Масса тела определяется на
медицинских весах: детей
Окружность груди измеряется
сантиметровой лентой, которая накладывается
сзади под нижними углами
Оценка физического развития ребенка базируется на динамике основных показателей физического развития. Для детей первого года жизни особое внимание следует уделить ежемесячной динамике массы и длины тела, окружности груди и головы, а также перекресту размеров последних (в среднем в возрасте 3-4 месяцев). Уровень возрастного развития детей 5-7 лет определяется по соответствию "зубному возрасту" (приложение 1), по количеству прорезавшихся постоянных зубов.
В практике оценивается
Общий уровень нервно-
Нервно-психическое развитие
Правильную и в достаточной степени полноценную оценку достигнутого на момент обследования уровня нервно-психического развития врач может дать только на основании определения ряда показателей, характеризующих различные стороны этого процесса.
Оценка нервно-психического
За норму развития ребенка
на первом году жизни
Для оценки нервно-
Ведущими показателями
1) моторное развитие и
2) развитие речи (звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов и рассказывание и т.д.);
3) познавательная деятельность: количество и счет, величина, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, знание и ощущение цвета, конструирование, воспроизведение, формирование обобщений;
4) социально-культурное развитие: культурно-гигиенические
навыки, самостоятельность и
В результате научных исследований, апробированных в течение нескольких лет в детских лечебно-профилактических учреждениях ряда территорий страны, предлагается 5 групп здоровья:
к I группе относятся здоровые дети; ко II группе - здоровые, но с наличием риска возникновения патологии; к III, IV и V группам - больные дети в состоянии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации патологического процесса.
Объединение детей в
- обеспечить дифференцированное обслуживание контингентов детей с качественно разными уровнями состояния здоровья;
- осуществлять более правильное
планирование работы
Оценка здоровья ребенка и определение группы здоровья проводится на основе анамнестических сведений, уровня физического и нервно-психического развития ребенка, данных клинического осмотра, заключения врачей специалистов, лабораторных исследований, анализа заболеваемости ребенка.
Оценка состояния здоровья
Роль
воспитателя и родителей в создании педагогических
и санитарно-гигиенических условий нормального
роста и развития детей
Дошкольный возраст — значительный период детства. По сравнению с периодом раннего возраста социальные и духовные потребности ребенка резко усиливаются. Итог развития детей дошкольного возраста — сформированная готовность их к жизни, к обучению в школе.
Семья — первая социальная
общность, которая закладывает основы
личностных качеств ребенка. В
семье он приобретает
Семья сильна прежде всего своими эмоциональными, интимными отношениями, которые наиболее доступны для маленького ребенка. Здесь он учится жить подлинно социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, сострадать, ощущать единство с родными людьми. Вот почему следует особо подчеркнуть значение семьи. Если в семье нет любви, доверия, эмоциональной близости, которая просматривается во взглядах, мимике, поступках, то нет почвы для социального развития. Ссоры, разобщенность, эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказываются на психическом развитии ребенка, и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общении.