Комнатные растения на уроках биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Специфической особенностью преподавания биологии является широкое использование натуральной наглядности, постановка опытов и наблюдений за живыми объектами. Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми растениями на уроках и во внеурочное время активизирует детей. Изучение биологии не должно сводиться к рассматриванию изображений объектов на таблицах и запоминанию символов

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1
1.1 Познавательная деятельность на уроках биологии………………………4
1.2 Формирование умений и навыков учащихся при изучении
комнатных растений…………………………………………………………7
1.3. Комнатные растения на уроках биологии…………………………….........9
Заключение…………………………………………………………………….....14
Приложение……………………………………………………………………..15
Список используемой литературы…………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Урок биологии.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Учитель: Для чего человек создает такие условия? 

Ученики: Для более быстрого роста и  развития растений, образования плодов и семян. 

По окончанию  беседы ученики заполняют таблицу  «Фотосинтез» 

1.Фотосинтез - научный факт. 

2. Причина  фотосинтеза. 

3. Условия  для фотосинтеза. 

4. Побочный продукт фотосинтеза. 

5. Фотосинтез - живая фабрика. 

6.Результат  фотосинтеза. 

факт 

Фотосинтез- это процесс образование органического  вещества.  

причина 

Необходимость растений в питательных веществах.  

Повод 

Наличие в листьях воды и углекислого газа, поглощение солнечного света.  

Сопутствующие события 

Образование и выделение кислорода.  

Аналоги и сравнения 

«Живая  фабрика в листьях»  

Последствия 

Рост  и развитие растений, накопление органического  вещества.  
 
 

Учитель: А как сказывается загрязненность воздуха пылью и газами на интенсивности процесса фотосинтеза? (выслушиваются варианты ответов учеников) 

4.Закрепление  изученного материала. 

Вопросы: 

1. Что  такое фотосинтез? 

2. Что  образуется в листьях при фотосинтезе? 

3. Какие  условия необходимы для фотосинтеза? 

4. Какова  космическая роль зеленых растений? 

Выполнить тест: 

1. Фотосинтез  происходит … 

А) в  устьицах; 

Б) в  межклетниках; 

В) в  хлоропластах, 

2. В  процессе фотосинтеза происходит  … 

А) поглощение кислорода и выделение углекислого газа 

Б) поглощение углекислого газа и образование  кислорода. 

3. Крахмал,  образующийся в листьях в процессе  фотосинтеза, нужен растению для  … 

А) выделения  его во внешнюю среду; 

Б) снабжения  им всех частей растения. 

4. Хлорофилл  в клетке находится … 

А) в  ядре; 

Б) в  пластидах; 

В) в  цитоплазме. 

5. Крахмал,  образующийся в листьях в процессе  фотосинтеза, является … 

А) запасным питательным веществом; 

Б) побочным продуктом обмена. 

биология  кабинет урок фотосинтез 

5. Домашнее  задание. 

1. Сравнить  процессы фотосинтеза и дыхания и ответить на вопросы: 

 В  какое время суток происходит? 

Какой газ поглощается? 

Какой газ выделяется?  

Поглощается или выделяется тепло? 

В каких  клетках происходит?  

Увеличивается или уменьшается масса?  

Образуется  или разрушается органическое вещество? 

2. Подумать: Во всех ли клетках листа  образуются органические вещества? Привести доказательства своих  выводов? 

3. Выписать  термины по теме «Фотосинтез»  и дать им определение. 

4. Зарисовать  и объяснить результаты опытов  Д. Пристли. 

Данные  задания предлагаются отдельным  учащимся, в зависимости от их творческих способностей и познавательных интересов. 

Таким образом, для достижения главной  цели - обоснование значения зеленых  растений для жизни на Земле, были использованы разнообразные методические приемы с опорой на индивидуальные особенности учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Перечень растений, на которых в школе проводятся наблюдения, опыты 

Растения  влажных тропических  лесов 

Бальзамин африканский. Семейство бальзаминовых. Родина - тропическая Африка.

Растение  неприхотливо к почве. Летом полив  обильный (за что растение называют Ванька мокрый), зимой умеренный. Требователен к освещению. Цветки ярко-розовые (еще  одно название -огонек).

Растение  может быть использовано для демонстрации передвижения жидкости по сосудам стебля, цветков, саморазбрасывания семян, искусственного опыления, вегетативного размножения стеблевыми черенками.  

Бегония королевская, или бегония реке. Семейство бегониевых. Родина - острова Ява и Мадагаскар.

Растение  нуждается в повышенной влажности, поэтому хорошо растет рядом с  аквариумами или во влажной камере. Летом полив обильный, зимой умеренный, опрыскивание производить нельзя. Яркое  солнечное освещение вредно. Зимой  содержат при температуре 12-15°С. Пересадку производят ежегодно в почвенную смесь, состоящую из листовой, перегнойной, дерновой земли и песка в равных пропорциях.

Бегонию используют для демонстрации вегетативного  размножения частями листа и  надрезами на листе, а также как  растение, приспособленное к жизни при слабом освещении в тропическом лесу. 

Восковой  плющ, или хойя мясистая. Семейство ластовневых. Родина - тропическая Азия.

Летом поливают ежедневно, часто опрыскивают, прямых солнечных лучей не переносит. Зимой полив умеренный, воздух сухой. Молодые растения пересаживают ежегодно в смесь глинисто-дерновой земли (2 части) и торфяной земли (1 часть). Растение легко черенкуется, для декоративности рекомендуется в один горшок сажать несколько растений. Цветет летом.

Восковой  плющ используют при изучении стебля (лианы), вегетативного размножения черенками и для демонстрации растения, приспособленного к незначительному испарению влаги (листья имеют толстую кутикулу и восковой налет). 

Драцена. Семейство лилейных. Родина - тропическая Африка.

Летом драцену следует держать на полутенистом окне, ежедневно поливать, часто опрыскивать и протирать. Зимой содержат при температуре не выше

15 °С, поливают  редко. Пересаживают весной в  почвенную смесь, состоящую из  дерновой, листовой земли, песка  и перепревшего навоза.

Драцена может быть использована для демонстрации вегетативного размножения стеблевыми черенками. 

Зигокактус. Семейство кактусовых. Родина - влажные тропические леса Бразилии, где растет на ветвях деревьев, как эпифит.

Цветет  зигокактус в декабре или январе. Поливают обильно начиная с октября (время появления бутонов). После цветения наступает период покоя и растение поливают редко. Несмотря на обильный полив в период бутонизации, поливают только тогда, когда подсохнет верхний слой почвы, в противном случае растение сбрасывает бутоны. Для сохранения бутонов не следует в это время переставлять и поворачивать ратение. Зигокактус не переносит яркого солнца, засухи, низких температур. Температура должна быть постоянной около 14-16°С. Хорошо растет зигокактус на почвенной смеси из 1 части листовой земли, 1/4 дерновой, 1/4 песка и 1/8 части кусочков древесного угля. Для дренажа применяют мелко битый кирпич. В школе зигокактус используют для демонстрации вегетативного размножения черенкованием (черенки -2-3 членика) и видоизменения вегетативных органов. 

Колеус. Семейство губоцветных. Родина -остров Ява.

Рекомендуется для светлых помещений. При содержании на хорошо освещенных окнах окраска  листьев становится яркой, при недостатке освещения - бледнеет. Летом полив обильный зимой умеренный. При температуре ниже 15°С растение сбрасывает листья и у него загнивают корни. Хорошо растет в смеси дерновой (1 часть), перегнойной земли (2 части) и песка (1 часть).

Используют  колеус при демонстрации размножения  черенками и зависимости окраски листьев от освещенности. 

Монстера. Семейство ароидных. Родина - тропическая Америка.

Растение  теневыносливое и влаголюбивое. На его росте отрицательно сказываются  сквозняки. Летом полив обильный, зимой умеренный, опрыскивание обязательно. Молодые растения ежегодно пересаживают в почвенную смесь: дерновая, листовая, перегнойная земля и песок в равных пропорциях. Взрослые растения можно не пересаживать несколько лет.

В школе  монстеру используют при изучении придаточных  корней и их роли в питании растений, для демонстрации выделения избытка влаги через водяные устьица (гидатоды), как пример лианы, вегетативного размножения черенками, изменчивости расчленения листа по мере его роста. 

Панкрациум. Семейство амариллисовых. Родина-Антильские острова.

Цветет  панкрациум осенью или зимой. После  цветения растение нуждается в 2-3 -месячном покое, во время которого его содержат на полузатененном окне и поливают умеренно. После периода покоя растение переставляют на светлое окно и обильно поливают. Почвенная смесь для панкрациума состоит из глинисто-дерновой, листовой и перегнойной земли с добавлением песка.

Панкрациум  используют для демонстрации цветка и размножения луковицами-детками. 

Традесканция. Семейство коммелиновых. Родина -тропическая и Северная Америка.

Растет  в любой почве. Летом обильная поливка и опрыскивание, зимой  поливка умеренная. Лучше растет при рассеянном свете. Легко черенкуется  в любое время года. В школе  могут быть использованы различные  виды: традесканция вергинская, традесканция белоцветковая. традесканция зебровидная.

Традесканция - хороший объект для наблюдений при изучения клетки и движения цитоплазмы (волоски тычиночных нитей, волоски  у основания листьев), устьиц (эпидермис  нижней стороны листа), корневых волосков и корневого чехлика (на корнях черенков), для постановки опытов по размножению черенками и отводками, образованию придаточных корней. 

Фикус или каучуковое дерево. Семейство тутовых. Родина-Индия

Растение  нетребовательно к свету и  может развиваться вдали от окна. Так как его крупные листья испаряют много влаги летом необходима обильная поливка и опрыскивание зимой поливка умеренная. Следует регулярно обмывать листья. С марта по август подкармливают. Почвенную смесь для этого растения готовят из дерновой и перегнойной земли с примесью песка.

Фикус используют для приготовления микропрепарата поперечного разреза листа, эпидермиса с устьицами, а также для демонстрации вегетативного размножения черенками. 

Циперус. Семейство осоковых. Родина - остров Мадагаскар.

Это растение болотное, оно нетребовательно к  почве, хотя лучше растет в питательной  влажной почве, состоящей из 2 частей глинисто-дерновой земли, 2 частей торфяной и 1 части песка. Горшки с циперусами ставят в поддоны с водой ила  опускают наполовину в аквариумы.

В школе  циперус используют как пример болотного  растения, а также для демонстрации вегетативного размножения делением и черенкованием. 

Информация о работе Комнатные растения на уроках биологии