Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:20, курсовая работа
Специфической особенностью преподавания биологии является широкое использование натуральной наглядности, постановка опытов и наблюдений за живыми объектами. Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми растениями на уроках и во внеурочное время активизирует детей. Изучение биологии не должно сводиться к рассматриванию изображений объектов на таблицах и запоминанию символов
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1
1.1 Познавательная деятельность на уроках биологии………………………4
1.2 Формирование умений и навыков учащихся при изучении
комнатных растений…………………………………………………………7
1.3. Комнатные растения на уроках биологии…………………………….........9
Заключение…………………………………………………………………….....14
Приложение……………………………………………………………………..15
Список используемой литературы…………………………………………….32
Учитель:
Для чего человек создает такие условия?
Ученики:
Для более быстрого роста и
развития растений, образования плодов
и семян.
По окончанию
беседы ученики заполняют таблицу
«Фотосинтез»
1.Фотосинтез
- научный факт.
2. Причина
фотосинтеза.
3. Условия
для фотосинтеза.
4. Побочный
продукт фотосинтеза.
5. Фотосинтез
- живая фабрика.
6.Результат
фотосинтеза.
факт
Фотосинтез-
это процесс образование
причина
Необходимость
растений в питательных веществах.
Повод
Наличие
в листьях воды и углекислого
газа, поглощение солнечного света.
Сопутствующие события
Образование
и выделение кислорода.
Аналоги и сравнения
«Живая
фабрика в листьях»
Последствия
Рост
и развитие растений, накопление органического
вещества.
Учитель:
А как сказывается
4.Закрепление
изученного материала.
Вопросы:
1. Что
такое фотосинтез?
2. Что
образуется в листьях при
3. Какие
условия необходимы для фотосинтеза?
4. Какова
космическая роль зеленых
Выполнить
тест:
1. Фотосинтез
происходит …
А) в
устьицах;
Б) в
межклетниках;
В) в
хлоропластах,
2. В
процессе фотосинтеза
А) поглощение
кислорода и выделение
Б) поглощение
углекислого газа и образование
кислорода.
3. Крахмал,
образующийся в листьях в
А) выделения
его во внешнюю среду;
Б) снабжения
им всех частей растения.
4. Хлорофилл
в клетке находится …
А) в
ядре;
Б) в
пластидах;
В) в
цитоплазме.
5. Крахмал,
образующийся в листьях в
А) запасным
питательным веществом;
Б) побочным
продуктом обмена.
биология
кабинет урок фотосинтез
5. Домашнее
задание.
1. Сравнить
процессы фотосинтеза и дыхания и ответить
на вопросы:
В
какое время суток происходит?
Какой
газ поглощается?
Какой
газ выделяется?
Поглощается
или выделяется тепло?
В каких
клетках происходит?
Увеличивается
или уменьшается масса?
Образуется
или разрушается органическое вещество?
2. Подумать:
Во всех ли клетках листа
образуются органические
3. Выписать
термины по теме «Фотосинтез»
и дать им определение.
4. Зарисовать
и объяснить результаты опытов
Д. Пристли.
Данные
задания предлагаются отдельным
учащимся, в зависимости от их творческих
способностей и познавательных интересов.
Таким
образом, для достижения главной
цели - обоснование значения зеленых
растений для жизни на Земле, были
использованы разнообразные методические
приемы с опорой на индивидуальные особенности
учащихся.
2.Перечень
растений, на которых
в школе проводятся
наблюдения, опыты
Растения
влажных тропических
лесов
Бальзамин африканский. Семейство бальзаминовых. Родина - тропическая Африка.
Растение неприхотливо к почве. Летом полив обильный (за что растение называют Ванька мокрый), зимой умеренный. Требователен к освещению. Цветки ярко-розовые (еще одно название -огонек).
Растение
может быть использовано для демонстрации
передвижения жидкости по сосудам стебля,
цветков, саморазбрасывания семян, искусственного
опыления, вегетативного размножения
стеблевыми черенками.
Бегония королевская, или бегония реке. Семейство бегониевых. Родина - острова Ява и Мадагаскар.
Растение нуждается в повышенной влажности, поэтому хорошо растет рядом с аквариумами или во влажной камере. Летом полив обильный, зимой умеренный, опрыскивание производить нельзя. Яркое солнечное освещение вредно. Зимой содержат при температуре 12-15°С. Пересадку производят ежегодно в почвенную смесь, состоящую из листовой, перегнойной, дерновой земли и песка в равных пропорциях.
Бегонию
используют для демонстрации вегетативного
размножения частями листа и
надрезами на листе, а также как
растение, приспособленное к жизни при
слабом освещении в тропическом лесу.
Восковой плющ, или хойя мясистая. Семейство ластовневых. Родина - тропическая Азия.
Летом поливают ежедневно, часто опрыскивают, прямых солнечных лучей не переносит. Зимой полив умеренный, воздух сухой. Молодые растения пересаживают ежегодно в смесь глинисто-дерновой земли (2 части) и торфяной земли (1 часть). Растение легко черенкуется, для декоративности рекомендуется в один горшок сажать несколько растений. Цветет летом.
Восковой
плющ используют при изучении стебля (лианы),
вегетативного размножения черенками
и для демонстрации растения, приспособленного
к незначительному испарению влаги (листья
имеют толстую кутикулу и восковой налет).
Драцена. Семейство лилейных. Родина - тропическая Африка.
Летом драцену следует держать на полутенистом окне, ежедневно поливать, часто опрыскивать и протирать. Зимой содержат при температуре не выше
15 °С, поливают редко. Пересаживают весной в почвенную смесь, состоящую из дерновой, листовой земли, песка и перепревшего навоза.
Драцена
может быть использована для демонстрации
вегетативного размножения
Зигокактус. Семейство кактусовых. Родина - влажные тропические леса Бразилии, где растет на ветвях деревьев, как эпифит.
Цветет
зигокактус в декабре или январе. Поливают
обильно начиная с октября (время появления
бутонов). После цветения наступает период
покоя и растение поливают редко. Несмотря
на обильный полив в период бутонизации,
поливают только тогда, когда подсохнет
верхний слой почвы, в противном случае
растение сбрасывает бутоны. Для сохранения
бутонов не следует в это время переставлять
и поворачивать ратение. Зигокактус не
переносит яркого солнца, засухи, низких
температур. Температура должна быть постоянной
около 14-16°С. Хорошо растет зигокактус
на почвенной смеси из 1 части листовой
земли, 1/4 дерновой, 1/4 песка и 1/8 части кусочков
древесного угля. Для дренажа применяют
мелко битый кирпич. В школе зигокактус
используют для демонстрации вегетативного
размножения черенкованием (черенки -2-3
членика) и видоизменения вегетативных
органов.
Колеус. Семейство губоцветных. Родина -остров Ява.
Рекомендуется для светлых помещений. При содержании на хорошо освещенных окнах окраска листьев становится яркой, при недостатке освещения - бледнеет. Летом полив обильный зимой умеренный. При температуре ниже 15°С растение сбрасывает листья и у него загнивают корни. Хорошо растет в смеси дерновой (1 часть), перегнойной земли (2 части) и песка (1 часть).
Используют
колеус при демонстрации размножения
черенками и зависимости окраски листьев
от освещенности.
Монстера. Семейство ароидных. Родина - тропическая Америка.
Растение теневыносливое и влаголюбивое. На его росте отрицательно сказываются сквозняки. Летом полив обильный, зимой умеренный, опрыскивание обязательно. Молодые растения ежегодно пересаживают в почвенную смесь: дерновая, листовая, перегнойная земля и песок в равных пропорциях. Взрослые растения можно не пересаживать несколько лет.
В школе
монстеру используют при изучении придаточных
корней и их роли в питании растений, для
демонстрации выделения избытка влаги
через водяные устьица (гидатоды), как
пример лианы, вегетативного размножения
черенками, изменчивости расчленения
листа по мере его роста.
Панкрациум. Семейство амариллисовых. Родина-Антильские острова.
Цветет панкрациум осенью или зимой. После цветения растение нуждается в 2-3 -месячном покое, во время которого его содержат на полузатененном окне и поливают умеренно. После периода покоя растение переставляют на светлое окно и обильно поливают. Почвенная смесь для панкрациума состоит из глинисто-дерновой, листовой и перегнойной земли с добавлением песка.
Панкрациум
используют для демонстрации цветка
и размножения луковицами-
Традесканция. Семейство коммелиновых. Родина -тропическая и Северная Америка.
Растет в любой почве. Летом обильная поливка и опрыскивание, зимой поливка умеренная. Лучше растет при рассеянном свете. Легко черенкуется в любое время года. В школе могут быть использованы различные виды: традесканция вергинская, традесканция белоцветковая. традесканция зебровидная.
Традесканция
- хороший объект для наблюдений
при изучения клетки и движения цитоплазмы
(волоски тычиночных нитей, волоски
у основания листьев), устьиц (эпидермис
нижней стороны листа), корневых волосков
и корневого чехлика (на корнях черенков),
для постановки опытов по размножению
черенками и отводками, образованию придаточных
корней.
Фикус или каучуковое дерево. Семейство тутовых. Родина-Индия
Растение нетребовательно к свету и может развиваться вдали от окна. Так как его крупные листья испаряют много влаги летом необходима обильная поливка и опрыскивание зимой поливка умеренная. Следует регулярно обмывать листья. С марта по август подкармливают. Почвенную смесь для этого растения готовят из дерновой и перегнойной земли с примесью песка.
Фикус
используют для приготовления
Циперус. Семейство осоковых. Родина - остров Мадагаскар.
Это растение болотное, оно нетребовательно к почве, хотя лучше растет в питательной влажной почве, состоящей из 2 частей глинисто-дерновой земли, 2 частей торфяной и 1 части песка. Горшки с циперусами ставят в поддоны с водой ила опускают наполовину в аквариумы.
В школе
циперус используют как пример болотного
растения, а также для демонстрации
вегетативного размножения