Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:20, курсовая работа
Специфической особенностью преподавания биологии является широкое использование натуральной наглядности, постановка опытов и наблюдений за живыми объектами. Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми растениями на уроках и во внеурочное время активизирует детей. Изучение биологии не должно сводиться к рассматриванию изображений объектов на таблицах и запоминанию символов
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1
1.1 Познавательная деятельность на уроках биологии………………………4
1.2 Формирование умений и навыков учащихся при изучении
комнатных растений…………………………………………………………7
1.3. Комнатные растения на уроках биологии…………………………….........9
Заключение…………………………………………………………………….....14
Приложение……………………………………………………………………..15
Список используемой литературы…………………………………………….32
Даже
маленькие дети с интересом всматриваются
в незнакомые предметы, стараются
их охватить, ощупать, испробовать на
вкус. Никакие средства наглядности:
ни коллекция, ни учебная таблица, ни
экран не в состоянии заменить
наблюдения за растениями и животными
в природе.
Эти примитивные
опыты и наблюдения, которые взрослые
часто считают шалостями, имеют
в основе инстинктивное стремление
осмыслить окружающий мир, получить
о нем представление, что называется,
из первых рук. Словом, дети являются как
бы прирожденными исследователями-наблюдателями-
Для того, чтобы наблюдения приносили ожидаемый эффект, следует учитывать следующее:
1) Нельзя
наблюдать вообще. Наблюдение должно
быть конкретным и
2) Полнее
оценивать наблюдаемое явление, отличать
существенное от несущественного. С этой
целью важно делать зарисовки, ибо рисунок
сразу покажет, что заметил ученик, что
пропустил, насколько оценил самое существенное.
3) Важную
роль при наблюдении играет
сосредоточенное внимание. Поэтому
очень важно развивать у учащихся эту
способность. С этой точки зрения биология
не имеет себе равных предметов.
4) При
выборе объектов для
5) Каждый
ребенок должен тщательно
1.3
Комнатные растения
на уроках биологии..
Опыт
1
Много
ли воды впитывают семена?
Во время
набухания семена впитывают в
себя воду. Много ли воды при этом
всасывается? Это можно узнать, проделав
несложный опыт.
В кабинете
химии вашей школы, конечно, имеется
мерный цилиндр на 250 мл, налейте в него
200 мл воды, затем отвесьте на аптекарских
весах 20 г семян гороха, положите их в марлевый
мешочек, завяжите ниткой так, чтобы остался
конец ее длиной 15-20 см, и аккуратно опустите
мешочек в цилиндр с водой. Во избежание
испарения воды из цилиндра завяжите его
сверху промасленной бумагой и поставьте
на стол. На следующий день снимите бумагу
и за конец нитки выньте мешочек с набухшим
горохом из цилиндра. Дайте стечь воде
с мешочка в цилиндр. Теперь посмотрите,
сколько воды там осталось.
Сколько
же воды впитали в себя семена? Для
наглядности количество впитанной
семенами воды желательно выразить в
процентах к первоначальному
весу семян.
Положим,
мы взяли 20 г семян. После проведения
опыта они весили 50 г. Следовательно,
они впитали в себя 30 г воды. На основании
этого составим пропорцию и решим задачу:
Это значит,
что семена впитали в себя 150% воды,
т. е. в полтора раза больше, чем
весили сами.
Опыт
2
Можно
ли на листе сделать фотографию?
На листьях
некоторых растений можно сделать своеобразные
фотографии. Этот опыт нужно провести
на кружке юннатов под руководством учителя.
Перед
опытом в течение суток растение
выдержите в темноте.
Подберите
хороший (контрастный) негатив, к негативу
плотно прижмите и. прикрепите бельевыми
зажимами лист крапивы, герани или примулы,
не отделяя его от растения и не повреждая.
После
прилаживания к негативу растение выставьте
на свет, так чтобы лучи света
падали на лист через негатив.
Через
два-три дня негатив снимите, лист
срежьте и опустите его в стакан с кипящей
водой. Через три-четыре минуты воду слейте,
а лист залейте спиртом; стакан поставьте
на асбестовую сетку и нагрейте на спиртовке
до кипения спирта. Как только спирт окрасится
в зеленый цвет, слейте его, добавьте еще
столько же чистого спирта и снова прокипятите.
Кипятить в спирте нужно до тех пор, пока
лист не станет совершенно белым.
После
этого положите лист в тарелку
и залейте его слабым раствором
йода (цвет спитого чая) или лучше
раствором йода в йодистом калии.
Через несколько минут освещенные части
листа потемнеют, так как в этих местах
на свету образовался крахмал, на затемненной
негативом части появится рисунок, который
был на негативе.
Такую
фотографию на листе можно долго
хранить в кабинете ботаники, в растворе
йода, в йодистом калии, добавив туда немного
формалина.
Опыт
3
Что поглощают
листья из воздуха?
Возьмите
элодею и поместите ее в прокипяченную
и остуженную воду. Поставьте на
окно, освещенное солнцем.
Что такое?
Выделение газа не происходит?
В чем
здесь дело? Подумайте.
Вспомните,
при кипячении воды из нее удаляются
все газы, которые были в ней
растворены. Кроме кислорода, в речной
и прудовой воде растворены азот и
углекислый газ, тот самый газ, который
мы выдыхаем и который не поддерживает
горение.
Какой
же из этих двух газов необходим
растению?
Возьмите
немного (на кончике ножа) питьевой
соды и всыпьте в стакан с ветками
элодеи. Осторожно размешайте воду,
стакан снова поставьте на окно.
Несколько секунд и ... снова началось
выделение пузырьков кислорода.
Что же
произошло?
В листьях
растений происходит сложный процесс
усвоения углекислого газа и воды
с выделением кислорода, который
и выделяется в виде пузырьков.
Значит,
растение нуждается в углекислом
газе? Проверим это положение.
Вылейте
из стакана воду с растворенной в
ней содой, вымойте его чистой
(лучше кипяченой) водой и снова
налейте кипяченой воды. Проверьте,
выделяются ли на свету пузырьки кислорода.
Если не выделяются, то возьмите стеклянную
трубку и подуйте через нее
в стакан с водой. В выдыхаемом нами воздухе
содержится большое количество углекислого
газа.
Через
некоторое время снова
Сомнений
быть не может - растение поглощает
из воды растворенный углекислый газ.
Во время
опыта проводятся точные наблюдения
с измерениями. Опытническая работа
приучает учащихся к дисциплине, организованности,
культуре, аккуратности, развивает
любовь к труду, земле, растениям, воспитывает
бережное отношение к природе, углубляет
и расширяет теоретические знания, полученные
на уроках, увязывает теорию с практикой.
К проведению эксперимента, как и к другим
практическим методам, приучать школьников
надо постепенно, начиная с постановки
самых простейших быстротечных опытов
в 6 классе и заканчивая более сложными
и длительными у старшеклассников.
Особенности
наблюдений при экспериментировании:
1) В
природе мы наблюдаем то, что
она дает нам. В опыте же
наблюдаем то, что для нас наиболее
важно и нужно.
2) Именно
опыт дает возможность выяснить изучаемый
фактор (явление). В этом отношении простое
наблюдение в большинстве случаев недостаточно.
Только опытным путем, а не простым наблюдением
удается выяснить, какие именно факторы
являются существенными и какие нет.
3) Опыты
должны быть просты, доступны, маловариантны,
не громоздки.
Этапы
практической работы:
1. Постановка
вопроса, обусловливающего
2. Инструктаж
технический и организационный.
3. Выполнение
работы (определение, наблюдение, постановка
опыта).
4. Фиксация
результатов (проводится
5. Выводы,
отвечающие на поставленный
6. Отчет
или сообщение о своей работе
на уроке, конференции,
Выводы
1. Существующие
три группы методов (словесные,
· Словесно-иллюстративный
и словесно-исследовательский.
· Наглядно-иллюстративный
и наглядно-исследовательский.
· Практически-иллюстративный
и практически-исследовательский.
2. Исследовательскому
подходу (методу) сейчас опять
стали уделять первостепенное
внимание, ибо он обусловливает
самостоятельное добывание
3. На
одном уроке чаще всего
4. Методы
подбираются к уроку с учетом
его содержания, возраста детей,
характера и степени оборудования, поставленных
задач.
5. Методы
преподавания биологии в школе
знакомят учащихся с зачатками
методики научных исследований.
При изучении
данной темы учащиеся должны усвоить:
1. Знания
- распознавание и определение объектов
флоры и фауны. Их специфика, сходство
и различие, доступность широкого использования
при изучении биологии. Наблюдение за
объектами, процессами, явлениями с их
последующим обобщением и выводами. Требования
и условия, соблюдаемые с целью получения
наиболее эффективных результатов наблюдений.
Эксперимент, его подготовка, проведение
и выводы. Остальные методические условия
и требования, предъявляемые к школьному
эксперименту.
2. Умения
- научиться быстро и
Опыт
Могут
ли растения через листья поглощать
воду и минеральные вещества?
Известно,
что воду и минеральные вещества
поглощают растения корнями, листья
же усваивают на свету углекислый
газ. Однако растения иногда поглощают
минеральные вещества и воду через
... листья!
В воздухе
всегда содержится вместе с парами воды
некоторое количество различных минеральных
веществ. Они попадают в атмосферу с земли
с дымом вулканов, при горении органических
веществ и т. п. Вместе с водой эти вещества
могут усваиваться листьями растений.
Такое питание называется внекорневым
питанием растений.
Эту способность
растений используют в сельском хозяйстве
для внекорневой подкормки
Опыт
с внекорневой подкормкой можно
провести на учебно-опытном участке
школы или на своем огороде, используя
для этого такие вещества, как
борная кислота, в состав которой
входит бор, марганцовокислый калий (марганцовка),
который содержит марганец, сернокислый
цинк.