Шпоры по политологии

Автор: m**************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 15:04, шпаргалка

Описание работы

Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: politike – государственные, общественные дела и logoc – слово, смысл, учение. Отцом первого понятия является Аристотель, второго – Гераклит. Сочетание этих двух понятий означает, что политология – это учение, наука о политике (об управлении государством). Термин «politike» связан с древнегреческим городом – государством, который именовался полисом. Полис «место» по гречески, форма общественного устройства, ставшая прототипом современного национального государства.

Работа содержит 1 файл

шпоры.docx

— 119.86 Кб (Скачать)

     Учёный-богослов Фома Аквинский (1225-1274) в своих работах  «О правлении властителей», «Сумма теологии» и др. развивает теократическую концепцию власти. Согласно её государственная  власть есть результат воли Бога. Вопрос о законности происхождения и  использования власти правителями  решает церковь. То есть государственная власть выступает как опосредованное церковью установление Бога. Государство существует для того, чтобы заботиться об общем благе. Лучшей формой государства является монархия. Власть доброго и справедливого короля должна быть отражением власти Бога в мире. 

     8 Эпоха Возрождения (XIVв-XVв) характеризуется появлением идеи централизованного национального государства, сильной государственной власти.

     Наиболее  ярким представлением стал итальянский  мыслитель Николо Макиавелли. В работе «Государь» он теологической концепции  государства противопоставляет  концепцию светского государства  и выдвигает принцип политического  реализма. С его точки зрения, политику определяет не Бог и мораль, а практика – реальные условия  действительности, реальные интересы. Государь, если он хочет сохранить  власть, должен уметь отступать от добра. Лучшей формой государственного устройства в будущем, Макиавелли считал республику. В настоящей действительности только сильный правитель может  создать независимое итальянское  государство.

     Французский философ Жан Боден в работе «Шесть книг о государстве», также выступил идеологом централизованного государства и выдвинул идею государственного суверенитета Суверенитет – самый существенный признак государства. Под ним он понимал высшую, абсолютную и постоянную власть над подданными. Бодену принадлежит идея географической типологизации государства в зависимости от климата.

     9 Политическая наука Нового Времени развивается в эпоху буржуазных революций (XIIв – первая половина XIXв). Она представлена выдающимися мыслителями Англии, Голландии, Франции, Германии, США.

     Английский  философ Томас Гоббс (1588-1679) в работах  «О гражданине» и «Левиафан или  материя, форма и власть государства  церковного и гражданского», рассматривает  возникновение государства на основе общественного договора. В догосударственном состоянии люди воевали все против всех. Его тезис – человек человеку волк. Государство должно было прекратить эту войну и обеспечить мир. Добровольное ограничение своих свобод и передача государю прав отдельных граждан было результатом общественного договора.

     Концепция общественного договора была представлена в Голландии Гую Гроцием (1583-1645), Бенедиктом Спинозой (1632-1677) и в Англии Джоном Локком (1632-1704). Заслугой Дж. Локка является идея разделения властей в государстве: на законодательную, исполнительную и судебную

     .

     10 В трудах мыслителей французского Просвещения эта идея получила дальнейшее развитие. Так, Шарль Луи Монтескье (1689-1755) в своём труде «О духе законов» писал, что только независимое существование законодательной, исполнительной и судебной власти может гарантировать политическую свободу. Вольтер (1624-1678) считал своим политическим идеалом «просвещённую монархию». Жан Жак Руссо (1712-1778) выдвинул идею народовластия. Каждый закон должен быть принят всем народом, иначе он недействителен. Избранники народа – депутаты – должны заниматься только исполнением законов, перед которыми все равны. 

     11 Политические идеи американской демократии представлены: Бенджамином Франклином (1706-1790), Джоном Адамсом (1735-1826), Томасом Джефферсоном (1743-1826) и др. В ходе борьбы за независимость США их идейные принципы развивали европейское Просвещение: право народа на самоопределение и независимое существование, смены правительства, дополнение идеи разделения властей системой сдерживания. Которое обеспечивает равновесие между соперничающими властями, судебного надзора за конституционностью принимаемых законов и др. 

     12 Наряду с этими направлениями, в XII – XIX в.в. в Западной Европе развивались идеи утопического социализма. Его представителями являются англичане Томас Мор (1478-1535),Роберт Оуэн (1771-1858), итальянец Томазо Кампанелла (1568-1639), французы Жан Мелье (1664-1729), Анри Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837). Они обосновали необходимость новых общественных отношений, в основе которых лежат коллективная собственность, труд всех, равенство, общественное самоуправление. В идеальном государстве Томаса Мора все должностные лица избираются народом, подотчётны народу, действуют в его интересах.

(книга «Утопия»). В городе солнца Т. Кампанеллы – идеальная республика.

     В сочинениях других социалистов-утопистов  высказываются критические замечания  по поводу государственной власти. Мелье сущностью государства считал организованное насилие. Сен-Симон в будущем промышленном обществе не видел ему места. 

     13Дальнейшее развитие социалистические идеи получили в работах Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1885) – марксизме, который получил название научный социализм. Сущность марксистского подхода состоит в диалектико-материалистическом понимании общества: определяющей роли способа производства социальных, политических и духовных процессов жизни. Рассмотрение классовой борьбы как движущей силы истории. Переход от диктатуры буржуазии к диктатуре пролетариата через социальную революцию в её различных формах. Выделим новые подходы марксизма к объяснению политики, государства и права – политические проблемы. Государство, с точки зрения Маркса и Энгельса, возникает в результате разделения труда и появления классов и классовой борьбы. Политическая власть представляет собой организованное насилие одного класса над другим. А нормы права являются юридическим выражением и закреплением этих общественных отношений. Закономерностью человеческой истории выступает движение к обществу без классов и отмиранию государства.

     Политические  идеи марксизма развивали П. Лафарг (во Франции), К. Либкнехт и А. Бебель (в Германии), А. Лабриола (в Италии), Г.В. Пасханов, В.И. Ленин (в России) и др 

     14 Рассматривая особенности развития политической мысли России, выделим её этапы, которые совпадают с развитием русской государственности: период Древней Руси (IX – XIIIв.в.), образование и развитие Московского государства (XIV – XVIв.в.), становление и усиление абсолютизма (XVII – XVIIIв.в.), разложение феодально-самодержавного строя (XIX – н. XXв.в.), советский и постсоветский период (ХХ в.).

     В период Древней Руси политическая идеология  подчинена: задачам объединения  русских земель, укрепления русской государственности, утверждения русского государства как равноправного среди западных и восточных стран.

     Принятие  Киевской Русью в 988г. христианства способствовало укреплению русской  государственности и формированию единого русского народа. К числу  памятников древнерусской литературы относятся «Слово о Законе и Благодати  киевского митрополита Иллариона» (1049г.), «Повесть временных лет» (1113г) и др. Идеи единства русской земли, укрепления и организации великокняжеской власти, обороне от внешних врагов нашли отражение в этих источниках.

     В XIV – XIIв.в. на Руси идет процесс объединения русских земель вокруг Московского княжества, поэтому основным вопросом политической мысли становится вопрос соотношения церковной и государственной власти, роли Русского государства среди других. Псковский монах Филофей (1465-1542) выдвинул теорию «Москва – третий Рим». Первый – Древний Рим – пал за отступление от первоначального христианского вероучения. Вторым стала Византия со столицей в Константинополе. За согласие на унию с католической церковью была наказана Богом и погибла в 1453 году. После этого единственным хранителем чистоты христианской веры – православия – остался русский народ. Москва стала третьим Римом, а четвёртому Риму не бывать. Москва – центр всего православного мира. Эта идея Филофея под названием «русская идея».

     В XVIIв. После фактического слияния всех русских земель основной проблемой политической мысли становится форма правления – просвещённая абсолютная монархия и её обоснование.

     Развитие  капиталистических отношений в  России XVIII – XIXв.в. приводит к формированию и развитию идеологии просветительства. Сочинение А.Я. Радищева (1749-1802) «Путешествие из Петербурга в Москву» явилось призывом к крестьянскому восстанию против крепостного права и самодержавия..

     Впоследствии  в русской общественно-политической мысли сложились два течения: западников и славянофилов. Западники  считали, что Россия должна учиться  у Запада. Пройти путь развития Западной Европы, как наиболее прогрессивный.

     Славянофилы, напротив, считали, что Россия должна развиваться по своему собственному пути. Для России отказ от самобытного  пути может привести к потере политической независимости, подчинению иностранцам. Россия в будущем должна перегнать  Запад, идя собственным путём.

     Русские революционные демократы В.Г.Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А. Добролюбов (1836-1881) в качестве будущего социально-политического  устройства страны рассматриваем республику, а переход к социализму – через  крестьянскую общину. Народные массы  составляют главную движущую силу развития общества.

     Их  идеи стали основными в теории и практике народников.

     Во  второй половине XIXв. В России оформляются и развиваются такие течения политической мысли, как либерализм, консерватизм и социализм в форме марксизма. Представители этих направлений стремились приспособить основные принципы течений западной идеологии для российской действительности. 

   15 Как и в других странах Европы общественно-политическая мысль Беларуси со времен Полоцкого княжества, находились в тесной связи с христианской религией. Вокруг церкви группировалась тогдашняя образованная интеллигенция. Религиозными и культурно-просветительскими центрами были монастыри. Представителями были Ефросинья Полоцкая и Кирилл Туровский. Их произведения посвящены укреплению феодальной власти и утверждению христианской религии, против княжеских междоусобиц.

   С XIV в. начинает формироваться белорусская народность, её этническое самосознание, которое проявляется, главным образом, в форме развития родного языка, самобытной культуры. Возникают течения, связанные с общеевропейским гуманизмом, Реформацией и Возрождением. Эти движения поставили в центр своих интересов человека с его земными делами и нуждами. Они обращались к внутреннему миру человека, его правам, свободам, достоинству и материальному благополучию.

   Особый  интерес проявляет Франциск Скорина к праву и закону. Законы он делит на две категории – естественные и написанные на бумаге. Естественные законы возникают из естественных прав  человека, они заложены в самой его природе. Законы, написанные на бумаге, появляются тогда, когда люди преступают законы естественные. Перед законом все должны быть равны. Гуманизм Скорины отличается демократичностью.

   С резкой критикой католической церкви, наиболее безобразных проявлений крепостничества выступал Сымон Будный. Он выступал с острой критикой феодализма.

     Основной политической темой  в трудах белорусских мыслителей  XVI–XVIII вв. являлась борьба с польскими феодалами и католической церковью (Казимир Лыщинский), а также проблема освобождения Беларуси от Польши и воссоединение её с Россией (Симеон Полоцкий).

   После восстания 1830–1831 гг. в Беларуси начало формироваться революционно-демократическое направление общественной мысли. Мыслители того времени начали понимать, что без участия в национально-освободительном движении широких народных масс рассчитывать на успех в борьбе с царизмом невозможно. Развивая идеи великих русских революционеров-демократов, Калиновский глубоко вскрыл сущность крепостнической эксплуатации во всех её формах, показал паразитизм помещиков, исключительно тяжелое положение крепостных крестьян Беларуси. Политическим идеалом Калиновского являлась демократическая республика. Он выступал за отмену в будущем обществе всех классовых, религиозных, национальных привилегий и ограничений с тем, чтобы сделать главным критерием ценности каждой человеческой личности труд, оценивать человека по его реальным делам и заслугам. Калиновский считал, что новое общество должно быть обществом трудящихся. Он был последовательным защитником интересов белорусских крестьян, выразителем их стремления к социальному равенству. Политическая цель, сформулированная Калиновским, прежде всего национальное возрождение и создание независимой Беларуси, владела национальной общественной мыслью и национально-освободительным движением второй половины XIX и начало XX ст. В начале XX ст. в Беларуси имел место широкий спектр идеологических и политических течений: либерально-буржуазное, социал-демократическое, большевистское (коммунистическое) и другие. 

     16 Основные современные проблемы политической науки представлены в ХХ веке социологами, политологами различных стран.

     В рамках социологического направления работы немца Макса Вебера французов Эмиля Дюркгейма Мориса Дюверже «Социология политики», итальянцы В. Парето разработали концепцию элиты. Парето считал, что общество делится на элиту и не элиту, круговорот элит выступает движущей силой общественного развития. Американский исследователь Артур Бентли (1870-1957) разработал теорию «групп давления». Люди в соответствии со своими интересами объединяются в группы, которые осуществляют давление на правительственную власть.

Информация о работе Шпоры по политологии