Автор: m**************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 15:04, шпаргалка
Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: politike – государственные, общественные дела и logoc – слово, смысл, учение. Отцом первого понятия является Аристотель, второго – Гераклит. Сочетание этих двух понятий означает, что политология – это учение, наука о политике (об управлении государством). Термин «politike» связан с древнегреческим городом – государством, который именовался полисом. Полис «место» по гречески, форма общественного устройства, ставшая прототипом современного национального государства.
Такое направление, как институционализм, представлено фр. Морисом Ориу. М. Дюверже и др.Все политические явления рассматриваются с точки зрения существующих политических институтов и системой социально-нормативных актов.
К этому направлению относят и теорию политических партий и системно-функциональные концепции политики, ам. Г. Лассуэлла (1902-1978), Толкота Парсонса (1902-1979), Дэвида Истона (1917-1979). Они исследуют политику, её институты с точки зрения функций общества. В работах Гарольда Лассуэлла рассматривается роль массовых коммуникаций в функционировании политической власти.
Теория демократии, современные основы которой были заложены фр. Алексисом де Токвилем (1805-1859), разрабатывается ам. С.М. Липсетом и Р. Далем. В частности, учение о правовом государстве, гражданском обществе, правах и свободах человека, соотношении демократии и бюрократии.
Предметом
современной политологии
Книга
французского социолога Раймонда Арона
(1905-1983) посвящена проблемам
17 /18
Рассматривая
историю возникновения и
Политика, по М. Веберу – это: легитимное общепризнанное насилие; особая профессиональная деятельность, связанная с контролем над властью и её распределением субъектами политики выступают:
Взаимодействия субъектов политики составляет суть политических отношений. Характер этого взаимодействия принимает самые различные формы: от согласия и сотрудничества до соперничества и конфликта (вооруженной борьбы) между ними.
Различают виды и уровни политики. Виды: внутренняя, внешняя и международная. Уровни: глобальный, межгосударственный, государственный (федеральный), региональный и местный.
Средством осуществления политики выступает власть, признаками которой являются: 1) суверенитет, верховенство, неделимость; 2) авторитетность и легитимность; 3) волевой характер (цель, программа, готовность их добиваться); 4) принуждение (в различной степени). Все четыре признака являются необходимыми. При отсутствии любого из них наступает кризис политической власти.
Функции
политической власти рассматриваются
в различных темах курса. Выделим
основные из них: поддержание целостности
и стабильности в обществе; регулирование
процесса реализации социальными субъектами
своих индивидуальных, групповых
и общих интересов; использование
насилия и принуждения во имя
сохранения существующих общественно-политических
взаимоотношений.
19 На основании учения М. Вебера о легитимных типах господства можно дать следующее определение легитимности власти.Положение, при котором люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право приказывать, называется легитимностью власти.Другими словами, легитимность власти – этоа) признание власти населением;б) принятие власти как правомерной и справедливой;в) наличие у власти авторитета в глазах населения
Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин – легальность власти.
Легальность власти означает, что
а) власть имеет законное происхождение;
б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);
в) власть сама подчиняется закону.
Отсюда видно, что легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия.
Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).
Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.
Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Для понимания различия указанных характеристик власти представляется важным введение еще одного понятия – подчинение власти.
Подчинение власти – это юридический акт, он означает, что я не нарушаю закон. А вот подчиняюсь я, признавая или не признавая существующую власть – это уже этическая, оценочная характеристика власти. Другими словами, не всякое мое подчинение власти означает признание этой власти, или – люди подчиняются не только легитимной власти.
Когда
власть становится нелигитимной в глазах
населения, возрастает вероятность противодействия
этой власти. Одной из распространенных
в демократической практике форм сопротивления
власти, выражения ей своего недоверия
являются акции гражданского неповиновения
как средство ненасильственной борьбы
20 Механизмом организации и осуществления политической власти является политическая система общества. Политическая система общества - совокупность политических организаций и институтов, идей, взглядов, ценностей, норм, права, с помощью которых осуществляется власть. Это понятие ввел в научный оборот американский политолог Дэвид Истон в середине ХХ века.
Компонентами политической системы являются государство, политические партии, а также общественные организации и движения (национальные, профессиональные, молодёжные, женские, ветеранские, религиозные и др.). Осуществление политической власти, борьба за власть или стремление повлиять на неё – важнейшее содержание их деятельности.
Основным элементом политической системы общества выступает государство. Это определяется тем, что только государство обладает правом легитимного насилия (принуждения) и имеет соответствующие органы (армия, полиция, милиция, разведка, тюрьмы и др.). Только государство является всеобщей организацией и его решения обязательны для всех членов общества.
Политические партии участвуют в осуществлении политической власти через органы государства. Современные политические системы немыслимы без партий.. Борьба за власть, за овладение органами государства, чтобы реализовать интересы тех слоёв, которые они определяют – основное назначение политических партий. Став правящей, политическая партия проводит через органы государства свой политический курс, влияет на формирование состава правительства, выдвигает лидера государства и т д.
Общественные организации и движения выступают источниками политической инициативы, оказывают давление на органы государства с целью принятия ими таких решений, которые соответствуют интересам и потребностям членов объединений. Они оказывают влияние на ход избирательных компаний.
Социальные, политические и правовые нормы выполняют роль регулятивного элемента политической системы.
Основные функции: интеграционная, регулятивная, целеполагающая, организаторская.
Интеграционная функция политической системы призвана обеспечить объединение различных элементов социальной структуры в единое целое, стабильность и устойчивое развитие общества посредством государства.
Функция находит своё выражение в согласовании интересов различных социальных групп, слоёв; распределении благ и услуг между различными категориями населения. Кроме того, в легитимации власти.
Целеполагающая функция политической системы состоит в определении политического курса страны: целей и задач политического, экономического, социального и культурного развития общества на определённый срок и перспективу.
Организаторская функция призвана обеспечивать осуществление намеченных целей и задач развития общества – мобилизовать людские, материальные и духовные ресурсы страны.
Сравнительный анализ политических систем различных стран показывает их разнообразие, множественность модификаций по функциям, структуре, специфике общественных отношений. Но в тоже время группы стран имеют схожие черты в своих политических системах
21 Государство – основной институт политической системы общества. Оно возникает в период разложения родового строя и перехода к классовой структуре общества. Существуют различные теории его происхождения: «теологическая» – государство есть божественное установление; «патриархальная» – оно возникает из разросшейся семьи, а власть государя - видоизменение власти отца в семье.
В
Новое время возникает теория
«общественного договора» (Т. Гоббс, Д.
Локк, Ж.-Ж. Руссо), согласно которой
государство возникает как
Марксистское
учение о классах и государстве
рассматривает экономическую
Государство – особая форма организации публичной власти, которая обладает суверенитетом; действует на строго определённой территории, подчиняет себе все население, проживающее на данной территории. Необходимыми признаками государства являются: территория, население, власть.
Территория
– это физическая, материальная
основа государства (земля, недра, воздушное
пространство, территориальные воды).
Именно поэтому одной из главных
целей правящих политических групп
является гарантирование территориальной
целостности государства с
Население
как составной элемент
Власть осуществляется правящей группой посредством системы специальных институтов и учреждений – государственного аппарата. Особенности того или иного государства определяются этой системой институтов.
Основополагающим признаком государства является суверенитет. Универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства на территории страны выступает как высшая, а в мировом сообществе – как самостоятельная, независимая.
Другим важным инструментом и атрибутом государства является закон. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признавать все и подчиняться ему. Обязательность соблюдения населением правовых норм обеспечивается деятельностью исполнительных органов, судов, специального аппарата, принуждения.