Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:20, контрольная работа
В любом государстве власть носит государственный характер. Государственная власть – это часть социальной власти и средство социального управления. Все демократические страны в качестве конституционной основы, конституционного принципа осуществления государственной власти используют принцип разделения властей.
Принцип разделения властей известен мировому сообществу с давних времен. Еще древние греки использовали данный принцип для укрепления государственного строя, гарантии его от изменений, потрясений и различных катаклизмов.
17 Правительство как коллегиальный орган исполнительно-распорядительной власти………………………………………………………...3
84 Проблема соотношения собственности и власти………….………………...7
45 Технология выборов: мировой и российский опыт……………………..…..9
Список литературы………………………………………………………………15
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт менеджмента и бизнеса
Кафедра: Экономики товарных рынков
Контрольная работа по курсу: «Политология»
Выполнил ст.группы Эбзс 10-1
Проверил: Романова О.П.
Содержание
17 Правительство как коллегиальный орган исполнительно-распорядительной власти………………………………………………………...
84 Проблема соотношения собственности и власти………….………………...7
45 Технология выборов: мировой и российский опыт……………………..…..9
Список литературы……………………………………………………
Правительство как коллегиальный орган исполнительно-распорядительной власти
В любом государстве власть носит государственный характер. Государственная власть – это часть социальной власти и средство социального управления. Все демократические страны в качестве конституционной основы, конституционного принципа осуществления государственной власти используют принцип разделения властей.
Принцип разделения властей известен мировому сообществу с давних времен. Еще древние греки использовали данный принцип для укрепления государственного строя, гарантии его от изменений, потрясений и различных катаклизмов.
Суть принципа разделения властей состоит в том, что государственная власть исходит от народа, едина и неделима, самостоятельна и не зависит ни от какой другой власти. Вся власть в государстве принадлежит народу, а он делегирует ее органами государственной власти, составляющими государственный аппарат.
Чтобы исключить возможность сконцентрировать в своих руках всю власть и бесконтрольно пользоваться ею, единая государственная власть функционально делиться на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную, т.е. по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий, обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из ветвей власти не может принять на себя функции другой, и в то же время они тесно взаимодействуют между собой, образуя государственный механизм.
Остановимся подробней на одной из них – исполнительной власти.
Правительство: порядок формирования и структура
Коллегиальным органом исполнительной власти является правительство. Это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство государственным управлением (орган, коллегиально принимающий решения). В состав правительства входят руководители министерств и руководители центральных ведомств. Правительство, как и другие органы власти, осуществляет исполнительную государственную власть в стране. Исполнительная власть есть власть по выполнению законов, по реализации их в жизнь любыми законными мерами, включая принуждение. Одновременно исполнительная власть осуществляет необходимые организационные меры, распорядительную деятельность, издает индивидуальные и нормативные правовые акты. В современных условиях исполнительная власть является чаще исполнительно-
От других государственных органов правительство отличается своим предметом и сферой деятельности. Исполнительная власть (правительство) занимается организацией исполнения законов, обеспечивает управление государственным аппаратом и обеспечивает экономику страны. Оно имеет свою территориальную систему подчиненных ему органов исполнительной власти. Исполнительная власть обладает наиболее разветвленной системой разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих в центре и на местах.
Органы исполнительной власти подчинены строгой иерархии, основанной на подчинении. Они вправе непосредственно обязывать подчиненные органы, указывая им, как следует действовать, как решать тот или иной вопрос.
Исполнительная власть – объективная необходимость, без нее не может функционировать государство. Исполнительная власть по Конституции принадлежит только правительству. Правительство подчиняется закону.
Формирование правительства зависит от формы правления. Во многих странах новое правительство всегда назначается после выборов парламента и (или) президента.
В соответствии с п. «а, д» ст.83 Конституции Российской Федерации установлены полномочия Президента Российской Федерации по отношению к деятельности исполнительной власти РФ – Правительства РФ. Президент РФ назначает Председателя
Правительства РФ. До акта назначения он должен получить согласие Государственной Думы.
После назначения на должность Председатель Правительства не позднее недельного срока представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти и предлагает Президенту РФ кандидатуры других членов Правительства РФ.
Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются и освобождаются от должности по предложению Председателя Правительства РФ соответствующими указами Президента РФ. Заместителей федеральных министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти назначает на должности и освобождает от должностей Правительство РФ.
Правительство РФ является общефедеральным исполнительным и распорядительным органом государственной власти Российской Федерации. В его состав входят: Председатель, его заместители и федеральные министры.
Правительство – не выборный орган.
Конституционный статус Правительства РФ
Президентско-парламентская форма правления, установленная в России Конституцией РФ, предопределила положение Правительства РФ в системе органов государственной власти. Правительство РФ – федеральный орган исполнительной власти общей компетенции. Положение Правительства среди других органов российского государства определяется его полномочиями, закрепленными в Конституции РФ, федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», федеральными законами, нормативными указами Президента РФ и другими нормативными актами. В части 1 статьи 114 Конституции РФ перечислены общие полномочия Правительства РФ.
Полномочия Правительства РФ можно разделить на несколько групп:
· в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики;
· в социальной сфере, в сфере науки, культуры и образования;
· в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
· в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан;
· в сфере обеспечения обороны и государственной безопасности;
· в сфере внешней политики и международных отношений.
К полномочиям Правительства РФ в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики относятся: разработка государственной и инвестиционной политики; управление федеральной собственностью; общее руководство таможенным делом; разработка и представление в Государственную Думу федерального бюджета, который принимается Государственной Думой в виде федерального закона; обеспечение исполнения федерального бюджета; разработка и реализация налоговой политики и др.
К полномочиям Правительства РФ в социальной сфере, в сфере науки, культуры и образования, в частности, относятся: принятие мер по реализации трудовых прав граждан; разработка и реализация программ сокращения и ликвидации безработицы и др.
К полномочиям Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан относятся: разработка и реализация мер по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов; осуществление мер по обеспечению деятельности органов судебной власти и др.
Полномочия федерального Правительства охватывают все сферы жизни и деятельности общества.
Правительство РФ руководит работой федеральных министров и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы. Оно вносит в Государственную Думу различные финансовые законопроекты, законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, которые могут быть внесены в Государственную Думу лишь при наличии заключения Правительства РФ.
Правительство полномочно издавать постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.
За свою деятельность Правительство РФ несет ответственность политическую, гражданскую и уголовную.
Политическая ответственность состоит в том, что они обязаны уйти в отставку при выражении вотума недоверия, резолюции порицания и т.п. При солидарной ответственности уходит в отставку весь кабинет, при индивидуальной – только тот министр, которому выражено недоверие.
Гражданская ответственность означает возмещение ущерба, причиненного гражданам и юридическим лицам в результате деятельности правительства или министров, если при этом были нарушены законы. Возмещение осуществляется по решению суда в результате обращения потерпевшего в суд с гражданским иском. Уголовная ответственность правительства, его членов наступает за нарушение законов при исполнении служебных обязанностей.
Все это говорит о том, что деятельность Правительства самостоятельна и за свои правонарушения, ненадлежащее исполнение требований законодательства также самостоятельно несет и ответственность.
Глава Правительства РФ
Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации конкретизируются в ст. 24 федерально-конституционного закона «О Правительстве РФ» от 17.12.1997г. Среди них, в частности, названы:
· представление Правительства внутри страны и за пределами территории Российской Федерации;
· ведение заседания Правительства РФ;
· подписывание актов Правительства РФ;
· представление Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и освобождения от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, возложении на них дисциплинарных взысканий и их поощрении;
· распределение обязанностей между заместителями Председателя Правительства РФ;
· назначение исполняющего обязанности Председателя Правительства на время его отсутствия;
· утверждение регламента работы Правительства РФ;
· систематически информирование Президента РФ о работе Правительства РФ;
· исполнение обязанностей Президента РФ во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности.
В соответствии со статьей 113 Конституции РФ Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу.
Председатель Правительства РФ проводит заседания членов Правительства не реже одного раза в месяц. Заседания носят открытый характер, но отдельные вопросы могут рассматриваться и на закрытых заседаниях.
Проблема соотношения собственности и власти
Феномен власти-собственности — термин социальной антропологии, обозначающий право верховного правителя надобщинного коллектива распоряжаться всем его достоянием от его имени и в его интересах. Общество, где функционирует этот институт, не знает собственности, оно основано лишь на власти правителя. В этом случае высшая власть нередко сакрализована.
Социа́льная антрополо́гия — межпредметная научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие.
Первоначально социальная антропология исследовала представления о человеке как общественном существе, сложившихся в так называемых «примитивных» обществах.
К основоположникам социальной антропологии относят Э. Дюркгейма и Марселя Мосса, очерк последнего «О даре» считается классической работой в области социальной антропологии. Данных исследователей относят к разряду «arm-chair anthropologists» (антропологи в креслах), так как они использовали для анализа чужие наблюдения, не отправляясь в «поле» самолично.
Большой вклад в развитие социальной антропологии внес известный представитель структурализма К
Становление социальной антропологии как научной дисциплины в первую очередь связано с именами антропологов А. Рэдклиффа-Брауна и Бронислава Малиновского.
Они также выступили невольными родоначальниками структурного функционализма в социологии, так как их работы впоследствии использовали уже социологи, в первую очередь Толкотт Парсонс.
Мертон, Роберт Кинг позже критиковал Малиновского и Брауна, обвиняя их в некорректном использовании термина «функция», что привело, по его мнению, к дальнейшему кризису структурно-функциональной теории.
Первым на отсутствие частной собственности в восточных обществах обратил внимание Карл Маркс, выдвинувший идею об азиатском способе производства. Проблема соотношения «власти» и «собственности» активно изучалась на материале европейского средневековья медиевистом А. Я. Гуревичем, однако сам термин «власть-собственность» применяется к истории Востока, в частности его создателем — Леонидом Васильевым, который считает, что это феномен есть «имманентная специфическая сущность, квинтэссенция всех неевропейских (незападных по происхождению) обществ в истории».