Шпора

Автор: Саша Петрова, 07 Июня 2010 в 15:30, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и метод теории государства и права. Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции. Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.). Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государство и право исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.

Работа содержит 1 файл

шпоры ТГП.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

1. 1. Предмет и метод теории государства и права. Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции. Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.). Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государство и право исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.  Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания. Все многообразие методов теории государства и права можно представить в виде следующей системы. 1. Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих можно выделить метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику - материалистическую и идеалистическую; последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм. Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм — с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором), материалистическая же диалектика - с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. 2. Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: - анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части); - синтез (изучение явления путем условного объединения его— составных частей); - системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем); - функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим) и др. 3. Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят: - конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере); - статистический (позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления); - кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления) и другие методы. Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: - формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.); -сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств).

2. Место теории государства и права в системе общественных наук

Все общественные науки имеют своим объектом общество.

Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Объектом изучения философии является мир в целом, а результатом исследований — картина мира.

Социология — наука об обществе в целом, а также о его составляющих: социальных институтах, социальных процессах, социальных группах, отношении личности с обществом. Применительно к государству и праву социология занимается изучением их роли в обществе.

Экономическая теория — наука, изучающая производственные отношения, т.е. такие отношения, которые связаны с производством, обменом и потреблением материальных благ, а также с собственностью на них. Применительно к государству и праву экономическая теория изучает влияние государства и права на экономику.

Политология — наука, изучающая отношения между людьми по поводу государственной власти. Применительно к государству политология изучает его место среди других институтов политической системы общества (политических партий, общественных объединений и др.).

3. Теории происхождения государственности. Марксистская: разделение человечества на 2 класса - имущие и неимущие. Классы – большие группы людей, которые отличаются друг от друга по 4 критериям: занимают разное место на ступенях общественного производства, по разному относятся к средствам производства, разное отношение к распределению продуктов производства, разное отношение к потреблению (количество и качество). Государство будет существовать, пока существуют эти классы, если они исчезнут, то исчезнет потребность в государстве. Ф. Энгельс: государство - это аппарат подавления одного класса другим, Ленин: государство- машина для поддержания господства одного класса над другим. После этого “обобществление” собственности. Отпадает необходимость в государстве. Государство будет заменяться общественным самоуправлением трудящихся. Отдельные эксцессы отдельных лиц будут гаситься общественным самоуправлением. Теологическая: государство - порождение божьей воли. Правитель – наместник бога на земле, все его указы, распоряжения и т.п. – обязательны для подчиненных. Передача власти по наследству, тесная связь между гос. и церковной властью. Концепцией утверждается сведение отдельного человека до “винтика” в гос. машине, утверждается неспособность человека что-либо изменить. Представитель – Фома Аквинский. Органическая (Ч. Спенсер): все органы государства связаны друг с другом. Трудно найти истоки возникновения государственности. Всё здесь подвержено изменчивости. Сравнение с чел. организмом. Психологическая (Петржевский): индивиду свойственно жить в группе, жить организованно (соц. связи), свойственно подчиняться кому-то. Патриархальная (Аристотель): государство – разросшаяся семья. Здесь есть отец семейства, все остальные – его дети. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский): выделяют внутреннее и внешнее насилие. Некие племена завоевывают другие, насильственно порабощая их. Одно племя (более молодое) порабощает другие. Внешнее насилие – убивать некот. мужчин, некоторых оставлять в живых, наблюдать за ними, как они работают, нужно создать аппарат, схожий с государством. Внутр. насилие – порабощение внутри собствен. племени. Необходимость создания аппарата – будущего государства. Появление прибавочного продукта – появление имущих и неимущих. Правовая (естеств.-договорная): Гроций, Локк, Руссо, Н. Радищев. Государство возникло в силу ест. договора. Люди, жившие совместно на определенной территории, заключают устный договор о принципах совместного сосуществования. Создание аппаратов, обмен, распр-е продуктов. Создание правил общ. поведения, в будущем – право. Порядок обеспечивается насильственным аппаратом. Мононормы – в догос. состоянии правила на все случаи жизни. Обеспеч-ся обществен. влиянием, осуждением.

4. . Возникновение государства. Род - первичная ячейка организации первобытно-общинного строя, объединенная кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства, равенством соц. положения, единством интересов, и сплоченностью членов ряда. Род обеспечивал людям большую возможность выжить, чем если они жили бы по одиночке, обеспечивал возможность обмена, передачи и накопления знаний. Власть в роде осуществлялась на общем собрании всех членов рода, в особо важных случаях собирался совет старейшин. Отдельных воинов не было, при необходимости эту функцию осуществляли все мужчины рода. Действия людей основывались чаще всего на обычаях, которые были непререкаемы для всех (из-за кровных связей и общности интересов членов рода). Обычаи - первая форма передачи из поколения в поколение наиболее важных знаний. С повышением уровня знаний и переходом к земледелию и скотоводству появился добавочный продукт. Неолитическая революция (10-12 т.л.н.) также способствовала этому. Обмен этим продуктом между племенами дал возможность его накопления, началась специализация, вначале племен, затем отдельных семей. Появились скотоводы, земледельцы. Появились впервые рабы. Вследствие необходимости координировать все действия племени, все более и более увеличивающегося, появился аппарат управления (экономического, военного, духовного), отделилось сословие воинов, которые уже не занимались производством. Производящее хозяйство по мере его роста и совершенствования вело к общественному разделению труда, к социальной (в т.ч. классовой) дифференциации, к имущественному расслоению людей на богатых и бедных, на неравноправные классы. Большую роль играла религия (власть от бога и передача ее по наследству), объединению племен служила военная функция наиболее сильных племен, которая к тому же приводила к четкому обозначению границ территории. Еще факторы - преобразование родовой общины в отдельные семьи, переход к территориальной организации населения, усиление воин и военной организации племен, влияние религии на объединение племен и на укрепление верховной царской государственной власти.

6. Определение государства. Определение термина “государство” зависит от авторов концепций.

5. Понятие государства, признаки

Государство — это люди, живущие на определенной территории и объединенные властью. Таким образом, государство есть организация власти в обществе.

Государство является особой социальной организацией, имеющей признаки, отличающие ее от догосударственных организаций  и от других организаций цивилизованного  общества.

Признаки  государства:

1. Государственная власть является публичной

Государственная власть является необходимым условием существования общества и используется для руководства совместной деятельностью  людей и поддержания общественного  порядка.

Власть есть воздействие одних людей на поведение (деятельность) других, при этом одни подчиняют своей воле других. Власть является социальным отношением.

Публичная власть — это власть, которая:

а) распространяется на все общество;

б) выступает от имени всего общества;

в) действует в интересах всего общества;

г) носит безличный характер, т.е. распространяется на всех лиц, находящихся на определенной территории.

2. Территориальное деление населения

В догосударственный период развития общества люди делились по признаку родства, а с возникновением государства  стали делиться по признаку нахождения на определенной территории.

3. Наличие специального аппарата  власти

Люди  в этом аппарате не производят материальных и духовных благ, а профессионально  занимаются управлением деятельностью  других людей.

4. Наличие налогов и займов

Система налогов и займов служит финансовым обеспечением деятельности государства.

5. Суверенитет

Признаки  государственного суверенитета:

1) с внутренней стороны:

а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти;

б) самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

2) с внешней стороны — самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны.

6. Законотворческая монополия

Никто другой кроме государства не может  издавать на территории данной страны общеобязательные предписания (законы).  

 

Соотношение государственного суверенитета, национального и народного

Национальный  суверенитет — полновластие нации, т.е. возможность нации самостоятельно решать вопросы своей организации, в т. ч. право на самоопределение, вплоть до создания отдельного государства. Нация — этническая общность буржуазного общества, объединенная единством экономической жизни, территории, языка, культуры, национального самосознания.

Народный  суверенитет — полновластие народа (большинства жителей страны), т. е. народ является источником государственной власти и реализует свою власть путем прямого (непосредственного) и представительного (опосредованного) правления. Прямая демократия — это прямые выборы и референдум. Представительная демократия — это деятельность избранных представительных органов.

6. Сущность  государства. Сущность — это главное в предмете, то, что характеризует его на протяжении всего его существования.

Любое государство занимается общественными  делами, защищает общественные интересы (например, борьба с преступностью, эпидемиями, стихийными бедствиями и др.).

Любое государство служит: 1) обществу в целом; 2) определенным социальным силам. Это соотношение в разные периоды истории различно.

Современное демократическое государство служит в первую очередь всему обществу. Оно является средством разрешения социальных противоречий и средством достижения социального согласия.

7. Понятие и основные подходы к типологии государстваОдни исследователи отождествляют типологию и классификацию и считают что это — распределение объектов по классам на основе их общих признаков.

Другие  ученые полагают, что типология — это особый вид классификации, который занимается системными объектами и дает системное знание о них.

Формационный  подход

Государства классифицируются по их принадлежности к той или иной общественно-экономической формации.

Общественно-экономические  формации, в свою очередь, классифицируются по способу производства, т.е. сочетанию  производительных сил и производственных отношений.

Информация о работе Шпора