Шпоры по политологии

Автор: m**************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 15:04, шпаргалка

Описание работы

Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: politike – государственные, общественные дела и logoc – слово, смысл, учение. Отцом первого понятия является Аристотель, второго – Гераклит. Сочетание этих двух понятий означает, что политология – это учение, наука о политике (об управлении государством). Термин «politike» связан с древнегреческим городом – государством, который именовался полисом. Полис «место» по гречески, форма общественного устройства, ставшая прототипом современного национального государства.

Работа содержит 1 файл

шпоры.docx

— 119.86 Кб (Скачать)

     В постсоветских странах данный институт стал формироваться в 1990гг. Главной  его целью явилось внедрение  в массовое сознание благоприятного имиджа новых политиков и бизнесменов («новых русских» и др.). Именно в  этот период термин «пиар» (PR) приобрёл негативный оттенок – «белый пиар», «серый пиар», «черный пиар». Однако сегодня службы паблик рилешинз заняли место среди институтов гражданского общества. 

     48 Термин «политическая культура» впервые был употреблён немецким философом И. Г. Гердером (1744-1803) в работе «Идеи к философии истории человечества». Как категория политической науки он введён американским ученым Г. Алмондом.

     Политическая  культура – это совокупность устоявшихся  политических знаний, убеждений и  принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности членов данного общества.

     В качестве носителей политической культуры выступают личности, социальные группы, классы, нации и общество в целом (первичные субъекты).

     В политических ценностях и нормах закрепляются интересы, положения и  особенности исторического развития социальной общности.

     Политическая  культура личности формируется под  воздействием политической культуры социального  класса и общества. Личность воспринимает стереотипы политического мышления, ориентации и поведения той социальной среды, в которой она находится. В тоже время, политическая культура каждого человека характеризуется  индивидуальными чертами, в которых  отражён опыт, уровень знаний, психологические  особенности. Политическая культура личности проявляется в уровне политических знаний, приверженности определённым ценностям, степени гражданской  активности, в стиле поведения.

     Носителями  политической культуры являются также  и вторичные субъекты политических отношений: институты власти, политические партии, общественные организации.

     Политическая  культура выполняет определённые функции, обеспечивая жизнедеятельность  общества. К числу основных функций  относят такие, как интеграционная, регулятивная, коммуникативная, социализирующая.

     В структуре политической культуры выделяют следующие элементы: когнитивный (познавательный), нормативно-оценочный и эмоционально-психологический (политическая психология).

     Когнитивный, или познавательно-информационный элемент политической культуры составляют типичные, устойчивые представления  о разных аспектах политической жизни  общества.

     Нормативно-оценочный  элемент включает политические ценности, нормы, идеалы, цели.

     Эмоционально-психологический  элемент (политическая психология) составляют чувства, переживания социальных субъектов. Сюда входят и политическая символика: флаг, герб, гимн государства, памятные даты и общественные ритуалы –  торжественные собрания, праздничные  шествия, военные парады и т.п.

     Многообразие  политических систем, различие социально-экономического, политического, культурного уровня развития стран, поставило вопрос о  необходимости классификации политических культур. Американские политологи С. Верба  и Г. Алмонд предложили следующую её типологию: патриархальная или приходская, подданническая или культура подчинения, активистская или культура участия.

     Патриархальная  политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых  ограничены своим районом (общиной, деревней, селом) и не охватывают центральные  власти.

     Подданническая  культура отличается ориентацией социальных субъектов на политическую систему, деятельность властей, но слабым участием в функционировании этой системы. От центральной власти они ожидают либо приказов, либо благ.

     Активистская  политическая культура характеризуется  ориентацией на существующую политическую систему и на активное участие  в политической жизни общества.

     В реальном обществе эти типы находятся  в состоянии смешения. Такую разновидность  политической культуры авторы определили как гражданскую культуру.

     В Беларуси при построении демократического общества начался переход к гражданской политической культуре с преобладанием населения активно участвующего в политической жизни. 

           49 Развитие политической культуры в Беларуси. Политическая культура в Беларуси развивалась в русле политических культур и культурных процессов, протекавших на ее историческом пути. В ее развитии можно выделить

три этапа:

первый  — досоветский,

второй  — советский 

третий  — современный этап.

           Современная политическая культура республики не только сложна по своему характеру, но и противоречива  по направлениям развития, которые отличаются борьбой между традиционными и новыми представлениями о политических ценностях. Эти тенденции особенно заметны стали после "перестроечного смятения" политического сознания масс, вызванного развалом СССР и обвальным разрушением политической системы социализма.

           К числу таких  тенденций относится консервация  сохранившихся социальных и политических установок и возврат к исчезающим ценностям социалистического общества.

           В числе таких  установок и ценностей можно  выделить следующие; порядок и стабильность общественной жизни; ориентации на социальную справедливость и равенство; негативное отношение к частному предпринимательству; интернационализм, союзная наднациональная форма государственности; приоритетная ориентация внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности на Восток; неприятие инакомыслия и оппозиции.

           Сторонники новационной политической культуры ориентированы на либерально-демократические ценности: демократию, и в первую очередь на утверждение реальных прав и свобод граждан; правовое государство и гражданское общество, разделение властей; приоритетную ориентацию внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности на Запад.

           Выразителями новационной тенденции в развитии политической культуры

           Безусловно, выделение  этих тенденций в обобщающем плане не означает, что отмеченные традиционные и либерально-демократические политические ценности и ориентации в полном наборе проявляются на личностном уровне. В индивидуальном политическом сознании они могут существовать и в комбинированном виде, в том или ином количестве. В переходный период их сочетание естественно. И относиться к ним следует не с радикально отрицательных и тем более с враждебных позиций, а с точки зрения национальных (государственных) интересов, принимая во внимание мировой опыт и политические традиции населения своей страны.

           Политическая культура всегда взаимодействует с экономическими отношениями 

50 Политическое сознание общества - это система знаний, идей, взглядов, ценностей, норм, убеждений, представлений, чувств, в которых выражается восприятие политическими субъектами политических процессов и мира политики в целом. Политическое сознание - это непассивное отражение политического бытия В научной литературе различают три уровня развития политического сознания. Первый уровень - наиболее высокий - авангардное (передовое), или, иначе, <репрезентативное>, сознание. Оно в наибольшей степени испытывает влияние политической идеологии, достаточно полно отражает основные интересы и потребности общества, класса, группы.

Второй  уровень - промежуточный (средний) - непоследовательно  отражает интересы и потребности  общества и класса, подвержен стихийным  колебаниям.

Третий  уровень - отсталое сознание. Оно является консервативным, несет в себе отпечаток  прежних условий, слабо отражает актуальные потребности и интересы, как общенародные, так и специфические  групповые.

Реально в обществе сосуществуют разные качественные состояния политического сознания, <разнесенного> по его субъектам. Однако в каждый конкретный момент времени одно из состояний может  преобладать и решающим образом  воздействовать на активность и деятельность политического сознания. На формирование и функционирование этого сознания оказывают влияние другие формы  сознания (право, мораль, религия, искусство). Эта взаимосвязь исторически  обусловлена и различна. Ближе  всех стоят к политическому сознанию право и мораль. Именно реакция  на нормы права и морали оказывается  наиболее сильной и действенной  в политическом сознании. 

51 Среди основных идеологических течений в современном мире следует выделить следующие:

-либерализм, сформированный на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII–XVIII вв. и связывающий свободу личности с уважением основополагающих прав человека, с системой частного владения и идеологией свободной конкуренции. Либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. В XX в. тенденции универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан, переориентировали политическую программу неолибералов на плюралистические формы организации и осуществления государственной власти (в отличие от прежней склонности либерализма определять демократичность жизни по большинству) Р. Даль, Ч. Линдбдюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем более оно соответствует принципам либерализма;

консерватизм, отстаивающий приоритет преемственности перед инновациями, незыблемость естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленную свыше иерархичность человеческого общества, соответствующие моральные принципы, лежащие в основе семьи, религии и собственности. Консерватизм возник как отрицательная реакция на Великую Французскую революцию 1789 г., когда, потрясенные попытками радикального политического переустройства, духовные отцы этого направления – Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Берк – пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. Усиление влияния консерватизма в современном мире связано с реакцией на экономический кризис 1973–1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей. Неоконсерватизм предлагает духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, моральной взаимоответственности гражданина и государства, уважение закона, крепкий государственный порядок и стабильность. Теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл) стремились разработать программы, преодолевающие дефицит управления обществом (из-за чрезмерной демократизации), модернизирующие механизмы защиты элитизма, совершенствующие средства урегулирования конфликтов;

социализм, перспективы решения крупнейших общественных проблем связывающий с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей. Существуют различные разновидности социалистической идеологии: коммунизм, социал-реформизм, традиционное и модернистское течение социал-демократической идеологии, но общим у всех них является материалистическая трактовка общественной жизни, социально-классовый подход к общественным явлениям, гуманистический характер конечных целей, социальный коллективизм, исторический оптимизм. 

52, 53 Социа́льное госуда́рство (нем. Sozialstaat; государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Целью социальной политики (социальными приоритетами) являются:

достижение  улучшения материального положения  и условий жизни людей;

обеспечение занятости, повышение качества и  конкурентоспособности рабочей  силы;

гарантии  конституционных прав граждан в  области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения  жильем;

переориентация  социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

нормализация  и улучшение демографической  ситуации, снижение смертности населения;

улучшение социальной инфраструктуры.

Важнейшими  принципами формирования и функционирования эффективной социально ориентированной  политики являются:

принцип социального равенства людей - членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.);

принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся  на общность основных жизненных интересов  и целей населения данной страны;

принцип социальной справедливости, имеющий  исторические особенности, но в целом  понимаемы как отношения эквивалентности  в жизни общества и его социальных групп (например, соответствие прав и  обязанностей, практического вклада и реального положения человека и т.п.).

Информация о работе Шпоры по политологии