Политические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 21:44, доклад

Описание работы

Цель работы: дать определение понятию политический конфликт, изучить источники возникновения конфликтов и методы их разрешения

Работа содержит 1 файл

доклад политология конфликты.doc

— 437.50 Кб (Скачать)

 Введение

 Человечество  знакомо с конфликтами с момента  своего возникновения. Споры и войны  вспыхивали на всем протяжении исторического  развития общества между племенами, городами, странами, блоками государств. Войны велись по поводу территорий и ресурсов. Их порождали религиозные, культурные, идеологические, этнические и другие противоречия. Как заметил немецкий военный теоретик и историк К. фон Клаузевиц, история мира - это история войн. И хотя подобное высказывание является все же преувеличением, нельзя не согласиться с тем, что роль и место конфликтов в истории развития человечества более чем существенны. Вооруженные конфликты уносили множество жизней, вели к разрухе и голоду.

 Первая, а затем и вторая мировые войны  поставили вопрос о предотвращении вооруженных конфликтов особенно остро. С появлением ядерного оружия вооруженные конфликты стали приобретать наиболее зловещий характер. Все это побудило членов мирового сообщества предпринять дополнительные меры для сохранения мира на планете. Статья 33 главы IV Устава ООН так и называется - "Мирное разрешение споров". Она предусматривает, что "стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору".

 Однако  несмотря на понимание опасности  конфликтов и военных столкновений, несмотря на меры, предпринимавшиеся для их предотвращения, все же конфликтов и войн во второй половине XX столетия избежать не удалось. Вскоре после второй мировой войны они вспыхнули в Корее, на Ближнем Востоке, во многих других точках земного шара. Да и сама "холодная война" держала в напряжении все человечество.

Современные конфликты  стали одним из ведущих факторов нестабильности на земном шаре. Будучи плохо управляемыми, они имеют  тенденцию к разрастанию, подключению  все большего числа участников, что создает серьезную угрозу не только тем, кто непосредственно оказался вовлеченным в конфликт, но и всем живущим на земле. Эта угроза значительно возрастает, если принять во внимание, что крупнейшие экологические катастрофы возможны даже в случае небольших локальных конфликтов.

 Для России проблема урегулирования конфликтов мирными средствами важна вдвойне: во-первых, с точки зрения общей  угрозы, которую вооруженные конфликты  представляют для человеческой цивилизации, и, во-вторых, с точки зрения непосредственных российских интересов. Многие вновь возникшие вооруженные конфликты находятся в крайней близости от российских границ и затрагивают нашу страну самым существенным образом. Они создают полосу нестабильности и вызывают тревогу у русскоязычного населения, проживающего на территории сопредельных государств. Огромный поток беженцев на территорию России в случае развития вооруженных конфликтов в этих странах может обернуться серьезной социальной и экономической проблемой для Российской Федерации.

 Цель работы: дать определение понятию политический конфликт, изучить источники возникновения конфликтов и методы их разрешения 

 Понятие и структура политического  конфликта

 Современные представления о политическом конфликте  – результат длительной эволюции идей о конфликтах в сферах общественной жизнедеятельности. Теории конфликтов в основном сложились в XIX-XX веках, их авторы выражали три основных подхода к пониманию и роли конфликтов в обществе:

  1. признание принципиальной неизбежности и неустранимости из жизни, ведущей роли конфликтов в общественном развитии. Это направление представляют Г.Спенсер, Л.Гумплович, К.Маркс, Г.Моска, Л.Козер, Р.Дарендорф, К.Боулдинг, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, В.И.Ленин;
  2. неприятие конфликтов, проявляющих себя как войны, революции, классовая борьба, социальные эксперименты, признание их аномалиями общественного развития, вызывающими нестабильность, нарушение равновесия в социально-экономической и политической системах. Сторонниками данного направления являются Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, В.С.Соловьев, М.М.Ковалевский, Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, И.А.Ильин;
  3. рассмотрение конфликта в качестве одного из многих видов социального взаимодействия и социальных контактов наряду с конкуренцией, солидарностью, кооперацией, партнерством; выразители этого направления Г.Зиммель, М.Вебер, Р.Парк, Ч.Миллс, Б.Н.Чичерин и др.

 Реальная  жизнь намного сложнее любых  схем и предполагает такое взаимодействие индивидов, групп, организаций, институтов, в процессе которого имеют место  сотрудничество, соперничество, несовпадение интересов, ценностей, ненависть, борьба, конфликт. Роль конфликтов в том, что они наиболее остро сигнализируют власти и обществу о возникающих разногласиях, противоречиях и стимулируют практические действия по своевременному преодолению имеющихся проблем.

 Политический  конфликт – острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимным проявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.

 Структуру конфликта можно определить, как  совокупность элементов, выступающих  в качестве необходимых сущностных параметров этого явления, без которых конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система или процесс. Обычно выделяют пять структурных элементов социального конфликта.

 -Участники  конфликта (индивиды, группы, общности, государства, блоки, коалиции и др.). Нет участников – нет конфликта.

 -Предмет  конфликта (само противоречие, точка  пересечения интересов конфликтующих  сторон. Следует отметить, что существуют  конфликты, не имеющие предмета. Их называют нереалистичные конфликты.  Это противоборство, обусловленное не наличием у сторон противоположных целей, но необходимостью разрядки напряжения для одной или обеих сторон.)

 -Конфликтные  действия (т.е. непосредственное  конфликтное взаимодействие. Их  можно разделить на активно-конфликтные (вызов) и пассивно-конфликтные (ответ на вызов). Некоторые авторы к конфликтным действиям относят «избегание конфликта» или «приспособление к конфликту». Правомерно эти понятия рассматривать не как конфликтные действия, а как конфликтное поведение. Конфликтные действия можно разделить на наступательные и оборонительные. Наступательные связаны со стремлением причинить вред, ущерб противной стороны. Оборонительные – с защитой своих позиций).

 -Условия  конфликта (физическая, социальная  среда. Очевидно, что среда, в которой происходит конфликт, может его стимулировать, противодействовать его развитию или быть нейтральной. Например, наличие социальной или экологической напряженности, уровень преступности, качество работы правоохранительных органов, низкая покупательная способность населения в регионе и др.)

 -Последствия  конфликта (они сказываются не  только на участниках, но и  на состоянии социума, на перспективах  будущего взаимодействия сторон, на характере новых противоречий. Следует отметить, что последствия  социальных конфликтов интерпретируются в обществе неоднозначно). 

 Источники и формы политических конфликтов

 Политический  конфликт – это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное  противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.

 Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими  за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию  своих интересов и признание  их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.

 Политическая  государственная власть, обладание  ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и  символы, являющиеся базой политической власти и в целом данного политического общества, - все это составляет объект и предмет политических конфликтов.

 Противоречие  между политическим обществом как  целостной системой и неравенством включенных в нее индивидов и  групп, выраженным в иерархии политических статусов, - источник и основа политического конфликта.

 Различают три основных типа политических конфликтов.

 1. Конфликт  интересов. Конфликты такого рода  преобладают в экономически развитых  странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является «торг» по поводу дележа экономического «пирога»; этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение.

 2. Конфликты  ценностей характерны для развивающихся  государств с неустойчивым государственным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как «свобода», «равенство», «терпимость» труднодостижим, если вообще возможен.

 3. Конфликты  идентификации: характерны для  обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом, этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.

 В зависимости  от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты – государства и их коалиции), государственным (субъекты – ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты – региональные политические силы), местным.

 Наиболее яркой формой политических конфликтов выступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, гражданская война.

 Революция представляет собой преобразование общества в целом и замену господствующих классов и групп. Эти преобразования осуществляются на основе нового проекта общественного развития, в свою очередь, порождающего новые учреждения и ценности. Эти процессы, как правило, являются насильственными и предполагают открытое столкновение борющихся за господство групп. Имеется целый ряд экономических, политических и др. факторов, создающих условия для начала революционного процесса. Это глубокое социально-экономическое неравенство, неспособность правящего слоя прислушаться к некоторым существенным требованиям масс, неспособность «верхов» управлять по-старому, наличие «субъективного фактора», то есть осознание массами несправедливости существующих порядков, их способность на организованные, массовые действия. Когда в обществе проявляются перечисленные родовые и специфические факторы, говорят, что оно переживает революционную ситуацию.

 В социальных революциях могут выделяться следующие  этапы: вызревание, взрыв, победа и институциализация.

 На  этапе вызревания накапливаются  нерешенные конфликты, обманутые надежды  и суровая критика, заставляющая население терять веру в постепенные перемены. Вторым этапом революционных процессов является взрыв, когда происходит вооруженное столкновение между правительственными силами и восставшими. Данный этап характеризуется всеобщим насилием, приводящим к человеческим жертвам и материальным разрушениям. Восставшие могут победить или потерпеть поражение, судьба революции еще не решена. Третий этап — победа, приход к власти новых политических сил, лидеры которых берут на себя руководство аппаратом. Между революционными руководителями часто возникают разногласия относительно дальнейшего курса, перерастающие во внутреннюю борьбу, вплоть до физического устранения «проигравших». Поэтому часто говорят, что «революция пожирает собственных детей». На завершающем этапе революции создаются и укрепляются новые государственные, властные органы, создаются новые формы политической жизни, которые будут существовать до тех пор, пока новые импульсы революционного брожения не потребуют быстрых и немедленных перемен.

 Иной  тип политических процессов, направленных на разрешение конфликтов, составляют реформы. Они ведут к общественным изменениям, не подрывая основ власти правящего класса. Реформирование осуществляется сознательно и целенаправленно группой людей или лидером. Сохраняется постоянный контроль за ходом политического процесса, власть регулирует отношения между социальными группами во имя сохранения общественного порядка.

 Реформы пытаются решать определенные, четко  стоящие проблемы и не ставят перед  собой гигантской цели полного преобразования общества на основе идеальной модели. Реформы представляют собой ряд ответов на наиболее острые проблемы общества и характеризуются духом прагматизма. Успех реформистской политики зависит, в частности, от своевременности ее проведения. Как правило, запоздавшие реформы не приводят к смягчению социальной напряженности. Поэтому речь должна идти не только о проведении реформ, но и об их проведении в надлежащее время, так как в противном случае может быть открыт путь к революционным процессам, к предотвращению которых как раз и стремилась реформистская стратегия.

 Революции и реформы протекают в обществе, находящемся на переломном этапе  своего существования. Для стабильных демократических общественных систем наиболее характерным является избирательный  процесс — выборы в законодательные и исполнительные органы власти. Перечень различного рода должностей и постов, замещаемых в демократических странах, довольно широк. Он охватывает все уровни государственной власти, от центрального до местного, от президента страны до руководителя местного (районного) самоуправления. 

Информация о работе Политические конфликты