Политические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 23:09, контрольная работа

Описание работы

Многие ученые пытались найти объяснение подобным явлениям, объявляя причинами или порочность и глупость властей, или высшую справедливость угнетенных народных масс, сводя глобальное явление к какому-то кругу первопричин, к тому же редко созерцаемых глазами беспристрастного наблюдателя. Поэтому, опираясь на постулаты вездесущей философии можно последовательно и однозначно поставить под сомнение правильность всех известных теорий о причинах, порождающих государственные катаклизмы.

Работа содержит 1 файл

контр. раб. политические конфликты.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

1. Введение.

    Конфликт  – объективно-субъективное явление, состояние, реальность, присущие общественным отношениям. Тезис о всеобщей гармонии интересов – один из многочисленных мифов. Глубинная причина конфликтов в обществе – противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон – объективные противоречия (экономические, социальные, политические, этно-конфессиональные, идеологические, культурные и др.). Наиболее острые конфликты происходят между индивидами и социальными группами в сфере политики. Политика, с одной стороны, деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов: «Искусство жить вместе»1. С другой стороны, политика – средство провоцирования конфликтов, поскольку она связана с борьбой за обладание властью. Технология и практика управления конфликтами определяются не только общими правилами, но и социально-экономическим, политическим состоянием общества, историческими, национальными, религиозными и культурными особенностями.

      История показывает немало примеров трагедий, когда процветающая держава  оказывалась  порабощенной  воинственным  и менее развитым  соседом.  И  тогда  гибла  самобытная  культура, утрачивал  былую  славу  народ,  еще недавно могущественный  и исполненный достоинства.

    Другие  государства   рассыпались  в   прах  когда  ни  одна чужеземная сила  была не в состоянии посягнуть  на их могущество. Они падали  жертвами внезапных бунтов и волнений. Серая, смутная толпа рушила  все, что в недавнем прошлом было под неприкасаемым авторитетом Власти.

    Многие  ученые пытались найти объяснение подобным явлениям, объявляя  причинами или  порочность и глупость властей, или  высшую   справедливость  угнетенных  народных  масс,  сводя глобальное явление  к какому-то  кругу первопричин,  к  тому  же редко созерцаемых глазами беспристрастного наблюдателя. Поэтому, опираясь на постулаты вездесущей философии можно последовательно и однозначно  поставить под сомнение правильность всех известных теорий о причинах, порождающих государственные катаклизмы.

 
2. Политические конфликты, их структура. 

     Политический  конфликт – острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.

     Наиболее  общей причиной возникновения конфликтов является неравное положение, занимаемое людьми в обществе, разлад между ожиданиями, практическими намерениями и поступками людей, несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. По мнению Р.Дарендорфа, автора конфликтной модели общества, главный вопрос в конфликтах – это кто и каким образом распоряжается ресурсами, в чьих руках власть, позволяющая одной группе людей распоряжаться деятельностью других.

     Субъектами  политического конфликта могут быть государство, классы, социальные группы, политические партии, личности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Типы, функции политических конфликтов.

      Различают 3 основных типа политических конфликтов:

1.Конфликты интересов…

2.Конфликты ценностей…            типы стр493-494 Василик

3.Конфликты идентификации…

    В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты -государства и их коалиции), государственным (субъекты- ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты- региональные политические силы), местным. 

     Под функцией, конфликта понимаются определенные в тех или иных временных рамках последствия или направленность его воздействия на общество в целом или на отдельные сферы жизнедеятельности. О позитивном или негативном значении конфликтов можно говорить лишь в конкретных случаях и в достаточно условном смысле. Конфликты полифункциональны:

     - выполняют стабилизирующую роль  и могут привести к дезинтеграции и дестабилизации общества;

     - способствуют разрешению противоречий и обновлению общества, а могут повлечь гибель людей и материальные потери;

     - стимулируют переоценку ценностей,  идеалов, ускоряют или замедляют процесс становления новых структур;

     -обеспечивают  лучшее познание участников конфликта и могут привести к кризису или потере легитимности власти.

     Несмотря  на то, что каждый взятый в отдельности  конфликт уникален, он все равно  несет в себе некоторые общие  черты, позволяющие отнести его  к тому или иному типу (классу, виду). В основе типологии конфликтов может быть:

     - сходство причин, вызвавших конфликт: социальная несправедливость, неравное участие в принятии политических решений, отчуждение от власти и политических институтов;

     - сфера проявления: экономическая, социальная, межнациональная, культурная, военная и т.п.;

       - уровень формирования и проявления: на межличностном, групповом, региональном и глобальном уровнях; на организационном уровне – межпартийные, межинституциональные, между существующей властью и общественными силами, интересы которых не представлены во властных структурах или представлены в виде отрицания и подавления этих интересов, внутри самой власти;

     - время действия: затяжные, скоротечные.

     Современные исследователи выделяют конфликты, связанные с процессами модернизации политических систем: конфликты цивилизационного характера, а также конфликты потребностей, интересов, ценностей и идентификации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Механизмы  разрешения политических  конфликтов 

Этап  окончания конфликта – наиболее сложная фаза, так как от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. 

     Перечень общепризнанных средств урегулирования международных споров согласно статье 33 Устава ООН:

      - переговоры,

      - обследование,

      - посредничество,

      - примирение,

      - арбитраж,

      - судебное разбирательство,

      - обращение к региональным органам или мирные средства по своему выбору. 

     Наиболее  распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны  обмениваются мнениями, что снимает  остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно  оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры – ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия. 

Мирное разрешение конфликта включает такие пути и  методы:  
- достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;  
- соглашение, основанное на взаимных уступках;  
- истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;  
- обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.

5. Заключение  

      В современных условиях конфликты в России – единственный реальный способ выявления объективных противоречий, возникающих в процессе реформирования.

      Сложная политическая и социально-психологическая  ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов.

      По  этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом. 

     Рано  или поздно конфликт и внутренние войны заканчиваются, в большинстве случаев не принося никаких результатов в достижении ранее поставленных целей. В России и других постсоветских государствах деморализованное и граждански недостаточно зрелое, отравленное в целом ряде мест националистической пропагандой население, от имени которого и в интересах которого якобы лидеры и активисты начинали войну, ещё не способно в полной мере предъявить счёт ответственности. Но в любом случае приходится восстанавливать гражданский порядок и руины, оставленные конфликтом. Вчерашних врагов нужно примерить, а требования “победителей” согласовать с реальностями продолжающегося совместного существования в одном государстве.

     В некоторых благоприятных случаях  сохраняется и должна быть использована возможность признания конфликтовавшими сторонами нанесённого урона для всего общества и заявление о  необходимости воссоздать неразделённое гражданское общество на обновлённой основе. В этом случае можно приступать к созданию новых государственных институтов на условиях национального примирения. При этом должны предприниматься сознательные усилия обратить зло во благо. 
 
 
 

 
6.Список литературы.

  1. А.Г. Здравомыслов «Социология конфликтов», М.: Москва 1995.
  2. В.Г. Смоленский «Конфликты и конфликтология», М.: Москва 1981.
  3. К.С. Гаджиев. «Политическая наука», М.: Международные отношения,

      1994.

  1. Г.А. Белов. «Политология»: Уч. пособие. М.: Наука, 1994.
 
 

    1. Слепцов Н.С. Государственное  регулирование социальных и региональных  конфликтов. Уфа, 2004.

    2. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 2004.

    3. Дарендорф Р. Элементы теории  социального конфликта // Социологические  исследования. 2005. № 5. 
 
 

      1. К.С.Котанджян. Этнополитология консенсуса-конфликта. М.: Луч, 1992 

      2. В.И.Дорофеев, В.А. Родионов. Основы  политологии. СГУ, 1993 

      3. К.С.Гаджиева. Введение в политологию. М. Просвещение, 1994 

      4. П.Сорокин. Человек. Цивилизация.  Общество. М.:Политиздат, 1992. С. 251 

      5. Доминик Кола. Политическая социология. Пер. с фр., М., Изд-во «Весь мир», 2001 

      6. Ю. Делевский. Социальные антагонизмы  и классовая борьба в истории. С. Петербург, 1910

      7. В.В.Лунев. Преступность в межнациональных  конфликтах.//Социологические исследования. 1995. № 4

Информация о работе Политические конфликты