Политические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:03, реферат

Описание работы

Конфликтология - это наука, которая изучает этапы развития конфликта, анализирует его структурные элементы и психологические характеристики, способы его мирного решения. Самыми важными характеристиками конфликта являются восприятие ситуации и характера возникших разногласий, отношение к возможности изменения обстановки и готовности к этому, привычные стратегии поведения и т.д. В зависимости от этих составляющих конфликтные ситуации могут развиваться по-разному, а, значит, исход конфликта определяет не сам факт разногласий, а то развитие, которое принимает ситуация.
Во многих случаях мы сами можем взять развитие конфликтных ситуаций под контроль, и от нашего стиля поведения зависит то, насколько благополучно будет разрешен конфликт. Анализ конфликтов - необходимое условие их регулирования и разрешения!

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 82.64 Кб (Скачать)

     Введение

     Проблема  конфликта стара как мир. Однако до конца XVIII в. мыслители сводили его к проблеме господства и подчинения, решаемой благодаря регулирующей деятельности государства.

     Конфликт  как социальное явление впервые  был сформулирован в работе Адама Смитта «Исследования о природе и причинах богатства народов»(1776г.). В ней была высказана мысль, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Это деление и является движущей силой развития общества, выполняющей полезные функции.

     Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus-столкновение, противостояние. Современные психологи относят понятие «конфликт» к широкому кругу разноуровневых явлений, возникающих обязательно «между кем-то и кем-то», или реже - «между чем-то и чем-то».

     За  последние годы многое изменилось в  реалиях мира: прошли те времена, когда любой конфликт воспринимался как неизбежное зло; люди обрели понимание того, что хотя конфликтов невозможно избежать, ими можно управлять. Но среди всего прочего люди разучились разрешать конфликты «переговорным путем», разрушаются складывающиеся десятилетиями традиции разрешения международных проблем, многие конфликты вновь решаются с позиции силы, на арену социальной жизни выходят новые факторы.

     Противоречия  пронизывают все сферы жизни: социально- экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества - это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт. Конфликт-это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт-это повсеместное явление, и каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социального знания - конфликтологии.

     Конфликтология - это наука, которая изучает этапы развития конфликта, анализирует его структурные элементы и психологические характеристики, способы его мирного решения. Самыми важными характеристиками конфликта являются восприятие ситуации и характера возникших разногласий, отношение к возможности изменения обстановки и готовности к этому, привычные стратегии поведения и т.д. В зависимости от этих составляющих конфликтные ситуации могут развиваться по-разному, а, значит, исход конфликта определяет не сам факт разногласий, а то развитие, которое принимает ситуация.

     Во  многих случаях мы сами можем взять  развитие конфликтных ситуаций под контроль, и от нашего стиля поведения зависит то, насколько благополучно будет разрешен конфликт. Анализ конфликтов - необходимое условие их регулирования и разрешения!

 

     

  1. Политический  конфликт: понятие, сущность, виды, функции
    1. Понятие политического конфликта

     Политический  конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.

     Политика - неустранимый аспект общественного  существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. 

     Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими  за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.

     Политическая  государственная власть, обладание  ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и  символы, являющиеся базой политической власти и в целом данного политического общества, - все это составляет объект и предмет политических конфликтов.

     Противоречие  между политическим обществом как  целостной системой и неравенством, включенных в нее индивидов и групп, выраженным в иерархии политических статусов, - источник и основа политического конфликта.

    1. Сущность и значение конфликтов в политике
 
    1. Виды  политических конфликтов

     Различают три основных типа политических конфликтов.

     1. Конфликты интересов. Конфликты  такого рода преобладают в  экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является «торг» по поводу дележа экономического «пирога» (борьба вокруг размеров налогов, объема социального обеспечения и т.д.); этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение.

     2. Конфликты ценностей характерны  для развивающихся государств  с неустойчивым государственным  строем; они требуют больше усилий  по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как «свобода», «равенство», «терпимость» труднодостижим, если вообще возможен.

     3. Конфликты идентификации: характерны  для обществ, в которых происходит  отождествление субъектом себя  с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом; этот тип конфликта возникает условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.

     В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты -государства и их коалиции), государственным (субъекты - ветви власти, политические партии и т.д.), такая типология представлена в табл.1. 

     Таблица 1.

Внутригосударственные конфликты Межгосударственные  конфликты
 Мирные  формы проявления  Немирные  формы проявления Вооруженные Невооруженные
  • Предвыборная борьба;
  • выражение вотума недоверия
  • Массовые действия, выражающие политический протест: забастовки, голодовки и т.д.;
  • гражданская война;
  • революция
  • Война
  • Холодная война;
  • идеологическая война;
  • экономические санкции;
  • таможенная война
 

     Также субъектами позиционных политических конфликтов выступают политические институты, организации, осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы, но занимающие различные позиции. Таковы, например, органы и занятые в них группы людей, представляющие разные ветви государственной власти, институты федеральной власти и субъектов федерации. Предмет таких конфликтов - отдельные элементы политической системы и политики правящих кругов, не соответствующие в полной мере интересам и целям системы, отдельным группировкам правящих сил. Их разрешение ведет к частичным изменениям в политике властей. Это частичные конфликты.

     Субъектами  оппозиционных внутриполитических конфликтов выступают, с одной стороны, властвующие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, организации, лидеры. С другой - организации, представляющие подвластные массы, а также политически активные группы, выступающие против существующих порядков, господствующей политической власти. Предметом конфликта в данном случае является существующая система государственной власти в целом, существующий режим. Конечный итог разрешения конфликта – смена политической системы. Поэтому конфликты подобного рода называют радикальными.

     Источником  радикального конфликта являются противоречия между коренными политическими  интересами и основными ценностями крупных социальных групп; источником частичного - противоречия между временными, неосновными интересами и ценностями конфликтующих агентов. Радикальные конфликты вовлекают в сферу противоборства большинство или все политические институты и значительные массы населения. В частичных конфликтах участвуют лишь некоторые институты и группы, части элит, соперничающие партии, заинтересованные в разрешении (или в неразрешении) конкретных проблем реформирования политических отношений и институтов. Первые разделяют общество на две основные противоположные политические силы; вторые вырастают из сплетения многих политических сил, действующих в рамках и по правилам <игры> плюрализма.

     Внутриполитические  конфликты подразделяются на режимные и легитимные.

     Режимные  внутриполитические конфликты: целью  одного из субъектов может быть захват власти в государстве или смена  политической системы, но без разрушения территориальной целостности государства.

     Легитимные  внутриполитические конфликты: часть  государства стремится отделиться от целого; часто легитимные конфликты совпадают с этнополитическими, но не всегда этнополитические конфликты являются легитимными (например, требования национального равноправия, автономии).

    1. Функции политических конфликтов

     Являясь постояннодействующим фактором, политический конфликт выполняет определённые функции, которые можно разделить на позитивные и негативные. 

Позитивные  функции

конфликта

     Негативные  функции

     конфликта

    • Выполняет стабилизирующую, интегрирующую роль, сигнализируя обществу и властям о разногласиях, противоречиях; стимулирует действия, способные поставить ситуацию под контроль;
    • способствует разрешению противоречий и обновлению общества; стимулирует переоценку ценностей;
    • ускоряет создание новых структур;
    • обеспечивает лучшее познание его участников
  • Приводит к дезинтеграции общества;
  • приводит к социальному взрыву, гибели людей, ликвидации материальных ценностей;
  • приводит к осложнениям межгосударственных, международных отношений;
  • приводит к абсолютизации вооруженного насилия как средства разрешения конфликта, к установлению военной или другой диктатуры
  •  

      Для конфликтов в трансформирующихся обществах, к которым сегодня относится  Россия, характерны значительная острота  и скорость протекания, наличие существенных противоречий между регионами и центром, особая роль национально-этнического и религиозного факторов, приоритеты национального и «местного» самосознания, недостаточный уровень демократической и политической культуры, опыта разрешения конфликтов. В связи с этим политические конфликты в трансформирующихся обществах имеют тенденцию к преобладающему проявлению именно негативных функций и требуют поиска правильных методов разрешения.

           Методы урегулирования конфликтов

           Поскольку негативные функции конфликта опасны для стабильного существования общества, центральной проблемой конфликтологии является поиск методов их урегулирования. Без этого может возникнуть ситуация, когда придется иметь дело не только с конфликтом, но и с его последствиями, которые могут быть опаснее самого конфликта.

           Урегулирование  конфликтов – довольно широкое понятие. Оно подразумевает: предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными  действиями (войнами, массовыми беспорядками и др.); разрешение конфликтов путем  устранения причин, вызывающих их; формирование нового уровня отношений участников (снижение уровня враждебности конфликтующих  сторон, перевод конфликта в русло  поиска совместного решения проблемы).

           В отличие от противоречия конфликт всегда субъективно осмыслен и разрешается  сознательно-деятельным путем. В связи  с этим велика роль посредника как  действующего лица конфликта. Роль третейского  судьи должно выполнять государство, так как в его руках закон, средства массовой информации, вооруженные  силы.

           Государство обязано вмешиваться в ход  событий, когда: конфликты угрожают интересам многих людей; участники конфликта допускают акты насилия, несовместимые с законом; конфликт выливается в массовое насилие.

           Посредником в конфликте может быть и отдельное  лицо, обладающее авторитетом в глазах обеих конфликтующих сторон.

           Политической  практикой выработаны некоторые  общепризнанные положения, которые необходимо учитывать при урегулировании конфликтов: в Конституции должны содержаться законодательные основы механизма разрешения конфликтов; необходимо стремиться к достижению как можно большей сферы согласия между конфликтующими сторонами; необходимо локализовать конфликт, четко определить его границы и не допускать включения в него дополнительных факторов; избегать упрощения проблем, послуживших основанием политического конфликта; не допускать промедления в принятии и реализации конструктивных решений, так как фактор времени в разрешении конфликта часто является одним из решающих условий успеха; использовать накопленный опыт урегулирования конфликтов с учетом их национальной специфики. Урегулирование конфликта способствует ограничению его интенсивности и масштаба. Современная теоретическая и прикладная политология выявляет ряд методов урегулирования политических конфликтов

    Информация о работе Политические конфликты