Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 10:18, реферат
Среди читателей нет ни одного, кто хотя бы раз в жизни не участвовал в каком-либо конфликте. Ведь конфликт - неизбежный спутник каждого человека, живущего среди людей, он неизменно обнаруживается в любой социальной группе, стране, в любом обществе и государстве. «Отдохнуть» от конфликта можно разве что оказавшись, подобно Робинзону Крузо, на необитаемом острове, но и то лишь до Пятницы. Итак, уж в чем-чем, а в конфликтах все мы имеем опыт и отличать конфликт от «неконфликта» вроде бы умеем.
1. Введение.
2. Что такое конфликт?
3. Классификация конфликтов.
4. Политические конфликты.
5. Этика управления политическими конфликтами.
6. Разрешение политических конфликтов.
План
1. Введение.
2. Что такое конфликт?
3. Классификация конфликтов.
4. Политические конфликты.
5. Этика управления политическими конфликтами.
6. Разрешение
политических конфликтов.
Предмет
изучения, или что наука понимает
под конфликтами.
Правила
«хорошего тона» требуют
Однако многочисленные попытки
определить, казалось бы, очевидные
черты, признаки конфликта, начавшиеся
едва ли не с возникновением человечества
и продолжающиеся по сей день,
так и не дали универсального
для всех конфликтов и приемлемого
для всех их исследователей
(не говоря уже об участниках)
ответа. Действительно, то общего
между такими типовыми, миллионы
раз повторяющимися ситуациями,
как драка малолетних карапузов,
ссора влюбленных, забастовка или война?
Итак, перед нами встал вопрос.
Что
такое конфликт?
Изобилие различных «понимании», трактовок, версий содержания
основополагающих
научных понятий не облегчает,
а затрудняет выбор. Ведь всякое
научное понятие – и понятие
«конфликт» не составляет
здесь исключения – должно иметь не только
объем, вмещающий все охватываемые
им явления, но и содержание, отражающее
их существенные признаки, «суть дела».
Универсальность, всеобщность конфликтного взаимодействия вызвала
стремление создать «общую теорию конфликта». Эта теория по замыслу призвана
помочь в каждом из них - семейном, экологическом, военном или любом другом,
- выработав общие принципы и правила поведения в конфликтной ситуации.
Конфликтологи-математики, занимающиеся «общей теорией конфликта», считают, что она является концепцией, охватывающей ноосферу, биосферу, экосферу, техносферу, живую и неживую материю.
По-видимому, с этой точки зрения к конфликтам в «живой материи»
относятся не только хорошо известные отношения между волком и зайцем, но и борьба за место под солнцем между подсолнухами, а к конфликтам, происходящим в неживой материи, например, противоборство воды и огня во время извержения вулкана на морском дне. Понятие «конфликт» в таком случае оказывается очень размытым, а его содержание одновременно и безбрежным, и бездонным, и всепоглощающим.
Куда более сдержаны ученые-
объектом конфликта, этот элемент должен находиться на пересечении интересов различных социальных субъектов, т. е. отдельных людей, различных профессиональных, национальных, возрастных или любых других групп, коллективов, объединений, включая нации, государства и межгосударственные союзы.
Сторонники общей теории
Громадное число подобных
множестве подобных случаев то, что выглядит (иногда благодаря сознательной
маскировке) как бескорыстная битва идей во имя истины, торжества
справедливости и счастья для всех, в своей основе имеет борьбу за лучшее
социальное
положение, власть и
деньги для себя
и «своих».
Но, несмотря на настойчивое стремление приверженцев общей теории
конфликта дать универсальное толкование всем (или, по крайней мере, всем социальным) конфликтам, среди значительной части конфликтологов распространено скептическое отношение к «общей теории конфликта». Так, авторитетный в этой области науки исследователь, американский ученый А. Рапопорт пришел к выводу:«Создание общей теории конфликта маловероятно, если вообще возможно, ибо само понятие "конфликт" отражает существование значительно отличающихся явлений, к тому же подчиняющихся совершенно разным принципам». Вместе с
тем, скептицизм этой части конфликтологов по отношению к «общей теории конфликта» не затрагивает широко распространенного убеждения в том, что всюду, где есть общественная жизнь, присутствует конфликт.
Именно это убеждение
многих традиционно-социологических задач, возникающих в ходе изучения любых,в том числе и политических, конфликтов: выявление специфики их социальных основ, типологизация и ранжировка форм, видов и стадий социального конфликта, а также поиск тех общих зависимостей, закономерностей или правил, которые обнаруживаются в ходе конфликтов, неизменно присущих различным сферам общественной жизни.
Современная наука все более убедительно подтверждает, что «в мире
существует лишь одно место, где нет конфликтов, - это кладбище». Можно считать доказанным: состояние социальной гармонии, бесконфликтности, из стремления к которому исходит религия, а также некоторые школы политической философии и социологии, не может быть достигнуто в реальных, действительных общественных отношениях. При этом надо подчеркнуть, что как бы ни понимался конфликт и его место в окружающем нас мире, самыми трудными для изучения оказываются как раз те конфликты, которые особенно важны. Это - конфликты мыслящих, т. е. конфликты тех, кто сознательно ставит перед собой цели и стремится к их достижению.
Именно с сознанием участников
конфликта связывают
явления такие мало похожие в остальном друг на друга ученые, как, например, Р. Арон и К. Боулдинг.
Первый из них - выдающийся
французский социолог и
Второй - К. Боулдинг, исследователь сциентистской ориентации, для
которой характерно стремление синтезировать, объединить принципы и методы различных научных дисциплин в систему упорядоченного и последовательно выстроенного научного знания. Он много сделал для разработки не только общей теории систем в ее очень широкой, по сути философско-методологической версии, но и общей теории конфликта. К. Боулдинг определял конфликт как «ситуацию соперничества, в которой стороны знают о несовместимости их возможных в будущем позиций и в которой каждая из сторон стремится занять положение, несовместимое со стремлениями другой». Под «стороной конфликта» К. Боулдинг понимает «бихевио-ральную единицу», т. е. «некое целое или организацию, способные принимать различные состояния, сохраняя при этом свою определенность или границы». Как пример такой единицы К. Боулдинг
называет личность, семью, идею, теорию и т.д. В качестве бихевиоральных
единиц
им рассматриваются и такие
Однако уже первые опыты
Перефразируя известное изречение: «природа полна тайн, но не
коварства», - можно сказать, что конфликт - это сосредоточие не только
тайн, но и коварства. Он маскируется, стремится быть непохожим на себя,
выдать себя за что-то другое, всеми способами ускользнуть от понимания как сторонних исследователей, так и тех, кто в нем непосредственно участвует. В этом своем качестве он похож на шахматы или любую другую игру, участники которой зная, что противник в ответ на их действия постарается ответить наилучшим образом, пытаются найти, заготовить неожиданные, непредсказуемые ходы и комбинации, часто ставящие в тупик не только соперника, по и тех, кто следит за игрой и анализирует ее.
Разгадывать загадки
установили
своеобразие конфликта как «
Вместе с тем, накопленный человечеством опыт свидетельствует:
существует
немало путей, способов приближения
к тайнам конфликта. Они выявлены
и описаны наукой в качестве «методологических
подходов» - способов исследования
конфликта. Понятно, что знакомство
с этими способами, а по возможности
и овладение ими, повышает
шансы не только понять природу
конфликта, но и правильно вести
себя в конкретном конфликте
и успешно завершить его.