Автор: g********************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:27, дипломная работа
Стремление человека преодолеть силу земного притяжения и парить в воздухе подобно птице уходит своими истоками в глубокую древность. С давних времён человечеством владела мысль о свободном полёте в воздушном океане, который манил своей безбрежностью и величием. Для достижения этой цели людям пришлось пройти долгий и тернистый путь, полный как неудач, так и свершений. Проблемой полёта занимались вполне серьёзные мыслители, философы и исторические деятели, и пока учёные умы пытались более или менее научно разработать модель летательной машины, простые романтики и авантюристы прыгали с колоколен, церквей, башен и, естественно, калечились и погибали.
Оглавление:
Введение………………………………………………………………………………1
Раздел I. История дирижаблестроения……………………………………………..5
1.1. Трудное начало………………………………………………………………….5
1.2. Первые дирижабли………………………………………………………………6
1.3. Накануне войны………………………………………………………………….11
1.4. Советские дирижабли…………………………………………………………..20
Раздел II. Типы дирижаблей………………………………………………………..33
2.1. Тепловой дирижабль мягкой системы………………………………………...38
2.2. Полужёсткий дирижабль……………………………………………………….40
2.3. Жёсткий дирижабль…………………………………………………………….41
2.4. Легче воздуха……………………………………………………………………42
Раздел III. Перспективы применения дирижаблей………………………………..45
3.1. Сфера применения дирижабля…………………………………………………45
3.2. Коммерческая эксплуатация дирижабля……………………………………...47
3.3. Применения дирижаблей в Казахстане……………………………………….57
Раздел IV. Использование дирижабля……………………………………………..60
4.1. Конструкция дирижабля МД-900……………………………………………….60
4.2. Оборудование дирижабля МД-900……………………………………………64
4.3. Эксплуатация дирижабля МД-900……………………………………………66
4.4. Оборудование наземного комплекса для дирижабля МД-900……………..68
4.5. Доходы получаемые от эксплуатации дирижабля МД-900…………………70
Раздел V. Безопасность жизнедеятельности, охрана труда и техника безопасности при обслуживании дирижабля………………………………………………………73
5.1. Общие требования безопасности………………………………………………73
5.2. Требования безопасности перед началом работ……………………………..75
5.3. Требования безопасности во время работы………………………………….76
5.4. Требования безопасности после окончания работы…………………………78
5.5. Ответственность…………………………………………………………………78
Выводы и рекомендации……………………………………………………………79
- Курить в специально отведенном месте.
- Во
время работы нельзя
Нельзя
прикасаться к
5.2.
Требования безопасности
перед началом
работы.
К процессу технического обслуживания дирижабля следует приступать только:
- После полной остановки дирижабля на месте стоянки;
- После полной установки дирижабля к мачте и установленных упорных колодках под колеса тележек шасси;
- При подключенном модуле дирижабля к заземляющему устройству места стоянки дирижабля;
- Все
переключатели потребителей и
источников электроэнергии
76
- Необходимо проверить и привести в порядок спецодежду и средства индивидуальной защиты, снять с рук предметы украшения, которыми можно зацепиться за выступающие части оборудования;
Перед началом работы необходимо осмотреть площадку, где будет расположено оборудование. Место и площадка должны быть очищены от снега, льда, грязи, мусора, камней, промасленной ветоши, масла.
Нужно убедиться, что инструмент исправен и промаркирован, приспособления прошли метрологическую аттестацию, убедитесь в исправности необходимых приспособлений и стремянок.
Необходимо
проверить исправность
Убедиться
в наличии средств
5.3.
Требования безопасности
во время работы.
При встрече дирижабля встречающий должен находиться в поле зрения экипажа (пилота) на расстоянии 5 метров от места остановки дирижабля.
После выключения двигателей и остановки винтов на месте стоянки дирижабль должен быть немедленно заземлен с помощью специального устройства – заземления. Трос заземления должен быть припаян к штырю и иметь надежный зажим для закрепления к дирижаблю.
Запуск двигателей может быть начат экипажем только после получения разрешения от авиационного специалиста, выпускающего дирижабль.
Начать выруливание с места стоянки командир экипажа может только после разрешения авиационного специалиста, выпускающего дирижабль:
- Днем – поднятием на уровень головы правой руки сжатой в кулак, с вытянутым вверх большим пальцем;
- Ночью – сигнальным фонариком (взмахом в направлении движения);
77
При ТО дирижабля надо пользоваться только исправным, маркированным инструментом и применять его лишь по прямому назначению. Запрещается работать самодельным и неучтенным личным инструментом.
Работы на высоко расположенных частях дирижабля выполнять только на специально предусмотренных стремянках, приставных, раздвижных и телескопических лестниц для дирижабля данного типа, а также использовать предохранительные пояса.
Приставные лестницы должны иметь на нижнем конце заостренные или резиновые наконечники, а ступеньки лестницы рифление.
Приставные
лестницы, не имеющие указанных
Зачехление и расчехление дирижабля необходимо производить только с помощью специальных приспособлений и стремянок, обеспечивающих безопасную работу. Запрещается производить расчехление и зачехление высоко расположенных частей без применения страховочного приспособления, а также при скорости ветра более 7 м/сек.
Спецжидкости и ГСМ должны храниться в закрытой таре. Использованные спецжидкости и ветошь должны быть утилизированы после окончания работ в места, специально отведенных для этой цели.
На стоянке дирижабля запрещается:
- Запускать двигатели при наличии разлитого топлива на конструкции дирижабля или вблизи него на земле, а также при открытых горловинах топливных баков.
- Пользоваться
лампочками для подсвета
сборки
топлива и масла
78
5.4.
Требования безопасности
после окончания
работы.
Необходимо отключить от дирижабля источник энергоснабжения.
Закрыть двери и люки, проемы полов, убрать рабочее место.
Убрать от дирижабля все наземное оборудование, приспособления, заземлить дирижабль.
Сдать инструмент, использованную ветошь, мусор убрать в мусорный ящик.
Необходимо
привести в порядок спецодежду, вымыть
руки, лицо.
5.5.
Ответственность.
Лица,
нарушившие требования данного типа
раздела несут ответственность
в соответствии с законодательством
РК.
79
Заключение.
Дирижабль из довольно далекого прошлого начал медленно, но пожалуй, верно, перемещаться в реальную действительность. Когда граф фон Цеппелин 2 июля 1900 года поднял в небо свой дирижабль, казалось, что на свет появился воздушный корабль будущего.
На протяжении последующих двух десятилетий одно поколение этих машин сменяло другое, причем их размеры последовательно увеличивались. Кульминацией можно считать создание 245-метрового гиганта «Гинденбург», который поднялся в воздух в 1936 году и мог брать на борт до 120 человек. Неудивительно, что он сумел совершить несколько трансатлантических перелетов. Однако лучшие времена подобных летательных аппаратов закончились, когда этот флагман флота дирижаблей, наполненный, как и все его собратья, взрывоопасным водородом, потерпел катастрофу 6 мая 1937 года, в Нью-Йорке…
С того времени энтузиасты дирижаблестроения безуспешно пытались «второй раз войти в одну и ту же реку». Нынешние сторонники этой технологической идеи мечтают о новом поколении машин, созданных с использованием не водорода, а инертного гелия и современных космических технологий, материалов и авионики. Став на какое-то время реликвией под натиском скоростной маневренной авиации, дирижабль, как оказалось, не ушел в прошлое. Сегодня появились первые признаки долгожданного возрождения: несколько компаний в разных
странах мира начали разработку крупных дирижаблей, размеры которых соизмеримы с крупнейшими цеппелинами 30-х годов. Ожидается, что через пару лет эти машины смогут начать грузовые перевозки, а также участвовать в роскошных воздушных круизах.
Высказываются утверждения о том, что в третьем тысячелетии дирижабли могут стать одним из основных видов транспорта. Их выгодно отличают малая потребная энергетика и высокая экологичность, небольшая материалоемкость и низкие удельные эксплуатационные расходы, возможность решать уникальные задачи по исследованию и контролю окружающей среды, транспортировке на дальние расстояния крупногабаритных грузов. Привлекательность этого вида транспорта состоит еще и в том, что дирижабли не нуждаются в специально оборудованных посадочных площадках.
В наше время дирижабли применяются преимущественно в рекламном деле. Парящие в воздухе раскрашенные баллоны, микроскопические по сравнению с цеппелинами, стали уже привычным явлением на различных выставках и праздниках. Летательные аппараты легче воздуха курсируют сегодня в небе Северной и Южной Америки, Европы и Австралии, Африки и Азии. В США их создание получило солидную научную и производственную основу. Государственную поддержку проектированию и строительству дирижаблей оказывают Россия, Германия, Англия, Китай, Голландия и Израиль.
Так, германо-американская компания «Карго Лифтер» планирует создать 260-метровый дирижабль, предназначенный для грузовых перевозок. Модель CL
80
160, также имеющая полужесткий каркас, будет самым крупным дирижаблем за всю историю и сможет перевозить груз весом 160 т. С другой стороны, дирижабли могут найти себе применение, перевозя по воздуху громоздкие и тяжелые грузы, такие как генераторы, турбины или компоненты для нефтеперерабатывающих заводов, разработок месторождений как на суше так и на море (Каспийское, Казахстан) . Обычно это оборудование разбирается на части, которые затем отдельно транспортируются до места назначения водным, автомобильным или железнодорожным транспортом. Дирижабль же, работая в режиме «воздушного крана», способен доставить такой груз за один раз. Как показывают расчеты компании «Карго Лифтер», рынок перевозок подобных грузов весом более чем в 100т и длиной, шириной или высотой свыше 25 м оценивается в 1 миллиард долларов ежегодно. К тому же каждый год он увеличивается на 12% — темпы его роста опережают любой другой сектор грузоперевозок. По мнению экспертов, дирижабли с легкостью смогут завоевать не менее 10% этого рынка. На данный момент компания разработала прототип дирижабля CL 160 в одну восьмую натуральной величины, чтобы испытать новинки, предложенные разработчиками: киль, сделанный из углеродистой стали, оболочку, выполненную из современных композитных материалов, шесть двигателей, компактную пассажирскую кабину и облегченный кран. Испытания показали, что аппарат сможет перевозить грузы весом до 450т. На создание такого дирижабля в натуральную величину потребуется около 50 миллионов долларов, он сможет развивать скорость в 60 км/ч, а для управления им потребуется экипаж в 12 человек.
Две другие компании используют более традиционный подход. Настоящие цеппелины были построены с использованием жесткого каркаса: камеры для газа состояли из металлических ребер жесткости, обтянутых специальной материей, и увеличить такой дирижабль до любых размеров было значительно легче, чем модель с полужестким каркасом, так как сама оболочка не является грузонесущей. Сторонники использования жесткой конструкции утверждают также, что их детища более живучи благодаря наличию дополнительного внешнего покрытия, разделяющего камеры с газом.
Голландский консорциум «Риджид Эйршип Дизайн» (RAD) планирует построить 180-метровый дирижабль с жестким каркасом по чертежам реального цеппелина, с использованием современных материалов. Двигатели, камеры с газом и грузовой или пассажирский отсек (корабль сможет перевозить 30 т груза или 240 пассажиров) дирижабля RA-180 будут укреплены на жесткой сигарообразной конструкции. Четыре винтовых двигателя обеспечат воздушному судну скорость в 150 км/ч. Компания недавно объявила о планах построения гигантского ангара в голландском городе Летистад.
Кроме
доставки больших предметов, дирижабли
могут быть задействованы в
81
по воздуху значительно быстрее, чем на автомобиле. А уж о привлекательности воздушных «шаров» для туристов и говорить не приходится. При полете на малой высоте пассажиры всласть полюбуются потрясающими видами на землю, что можно использовать в воздушных круизах, например, вокруг Казахстана.
Другие компании имеют более амбициозные (однако, пока что только перспективные) планы. Так, одна иллинойская проектная фирма (США), заявила о работе над созданием гигантского дирижабля, который будет иметь длину 2,5 км (!) и сможет поднимать в воздух 35 000 т груза или 3500 пассажиров. Но еще более необычную идею предложил исследовательский центр американской корпорации «Локхид-Мартин», в лабораториях которого родился знаменитый истребитель-невидимка F-117. Его проект не является дирижаблем в классическом понимании, это своеобразный гибрид самолета и дирижабля, предназначенный для быстрых перебросок военных грузов. Летательный аппарат будет иметь форму гигантского «летающего крыла»; половину подъемной силы создаст закачанный в него гелий, а половину — аэродинамические свойства самолета. Четыре мощных винта с изменяемой плоскостью вращения будут осуществлять вертикальные взлет и посадку машины, а также создавать тягу для полета по горизонтали. Планируется, что этот воздушный корабль сможет поднимать на борт до 500 т груза и перемещаться со скоростью 180 км/ч.
Информация о работе Перспективы применения дирижаблей в Казахстане