Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:21, курсовая работа
Цель работы – разработать предложения по проведению бенчмаркинговых исследований деятельности аэропорта «Ташкент».
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты бенчмаркинговых исследований;
Проанализировать тенденции развития мирового рынка авиауслуг;
Проанализировать деятельность аэропортов мира и аэропорта «Ташкент»;
Разработать блок-схемы проведения внутреннего бенчмаркинга аэропорта «Ташкент»;
Разработать предложения по проведению бенчмаркинговых исследований парка воздушных судов;
Разработать предложения по внешнему бенчмаркингу аэропортового бизнеса.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты бенчмаркинговых исследований
Определение бенчмаркинга и его виды
Бенчмаркинг как инструмент определения стратегии предприятия
Внутренние и внешние бенчмаркинговые исследования
Глава 2. Анализ рынка авиационных услуг
2.1. Тенденции развития мирового рынка авиауслуг
2.2. Анализ деятельности аэропортов мира
2.3. Анализ деятельности аэропорта «Ташкент»
Заключение и выводы
Список использованной литературы
ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ РЫНКА АВИАЦИОННЫХ
УСЛУГ
2.1.
Тенденции развития
мирового рынка
авиауслуг
В 1970 – 2010 гг. совокупная экономическая деятельность в мире, которая измеряется валовым внутренним продуктом (ВВП), вырастала в среднем ежегодно на 3,6% в реальном выражении. Среднегодовые темпы роста за десятилетние периоды 1970 – 1980 гг., 1980 – 1990 гг., 1990 – 2000 гг., 2000 – 2010 гг. составили 4,8 %, 3,6 %, 2,4 % и 1,0 % соответственно.
Рост воздушного транспорта был значительно выше, чем экономический рост, но был тесно связан с последним. Объем регулярных пассажирских перевозок авиакомпаний мира (внутренних и международных), что подсчитывается в выполненных пассажиро-киллометрах (ВПК), возрастал в среднем ежегодно на 8,5% в течение 1970 – 2010 гг. На протяжении десятилетних периодов 1970– 1980 гг., 1980 – 1990 гг., 1990 – 2000 гг., 2000 – 2010 гг. объем перевозок возрастал в среднем ежегодно на 13,4 %, 9,0 %, 5,7 % и 4,5 % соответственно.
Объем грузовых регулярных перевозок авиакомпаний мира (внутренних и международных), что подсчитывается в выполненных тонно-километрах (ВТК), возрастал в среднем ежегодно на 10,7 % в течение 1970– 2010 гг. На протяжении десятилетних периодов 1970 – 1980 гг., 1980 – 1990 гг., 1990 – 2000 гг., 2000 – 2010 гг. объем грузовых перевозок возрастал в среднем ежегодно на 17,8 %, 10,9 %, 7,2 % и 5,5 % соответственно.
Рост спроса на пассажирские грузовые перевозки на протяжении 1970 – 2010 гг. проявился в сравнительном росте пассажирооборота и коммерческой загрузки, в то время уровень выполненных самолето-километров возрастал намного медленней (3,4 % ежегодно), в основном за счет значительного увеличения среднего размера воздушного судна за указанный период.
На протяжении 1970 – 2010 гг. среднемировая прибыль от пассажирских перевозок, которая измеряется в реальном выражении (то есть в $ США на ВПК) уменьшалась в среднем ежегодно на 2,1 %. Прибыль от грузовых и почтовых перевозок в реальном выражении уменьшилась в среднем ежегодно на 3,2 %. За этот же период удельные затраты (эксплуатационные затраты на расположенные тонно-километры (РТК)), которые измеряются в реальном выражении, уменьшались в среднем ежегодно на 1,9 %.
Дальнейший рост объема воздушных перевозок будет как и раньше зависеть, в основном, от мирового экономического роста, роста торговли и от изменений в затратах авиакомпаний (в свою очередь значительно зависящих от цен на топливо). Тем не менее, указанный рост также в некоторой степени будет зависеть от того, каким образом страна будет решать такие основные проблемы, как загруженность аэропортов и воздушного пространства, защита окружающей среды и возрастающие потребности в капиталовложениях.
Что касается прогноза на 2011 – 2019 гг., то, как ожидается, мировой экономический рост будет возрастать в среднем ежегодно на 2,2%, в реальном выражении. Прибыль авиакомпаний, предположительно, будет возрастать в среднем ежегодно на 0,5% в реальном выражении, но при этом не будет возможности, как в прошлом, смягчать возрастающее давление в сторону увеличения затрат путем увеличения только одной производительности.
Объем мировых регулярных перевозок, измеряемых выполненными пассажиро-километрами, возрастал в среднем ежегодно на 5 % на протяжении 2000 – 2010 гг. Международные перевозки росли более быстрыми темпами (5,5 %), чем внутренние (4 %).
У авиакомпаний региона Азии и Тихого океана, как ожидается, будет иметь наибольший показатель роста в пассажирских перевозках, равный 8 % ежегодно на протяжении периода до 2011 года, в то время как у авиакомпаний Африки, Европы, Латинской Америки рост будет ниже среднемирового и составит 3,5 % в год. У авиакомпаний Ближнего Востока и Северной Америки, как ожидается, рост будет равняться среднемировому показателю.
Что касается количества перевезенных пассажиров на регулярных сообщениях девяти межконтинентальных групп маршрутов, то наибольший рост отмечается при перевозках через Тихий океан, а также между Европой и Азией, составляя соответственно 8 % и 7,5 % в год на протяжении периода до 2010 г.
Объем мировых регулярных грузовых перевозок, измеряемый выполненными тонно-километрами, увеличивался ежегодно в среднем на 6,5% на протяжении 2000 – 2010 гг. Международные грузовые перевозки возрастали в среднем ежегодно на 7,5% в сравнении с ростом внутренних грузовых перевозок, составляющими 3% в год. Региональные темпы роста, как ожидается, будут соответствовать темпам роста пассажирских перевозок. Наибольший рост перевозок, предположительно, будет у авиакомпаний региона Азии и Тихого океана (на уровне 10 % в год).
В
таблицах 2, 3 показаны результаты авиаперевозок
по группам маршрутов за 1990 – 2010 гг.
Таблица 2
Объем
авиаперевозок в мире
Фактически | Среднегодовые темпы роста (в %) | ||||
1990 | 2000 | 2010 | 1990 – 2000 | 2000 – 2010 | |
Всего регулярных перевозок | |||||
Пассажиро-киллометры (млрд.) | 1089 | 1893 | 3232 | 0,8 | 1,3 |
Грузовые тонно-километры (млн.) | 2913 | 8869 | 18440 | 6,0 | 9,6 |
Перевезено пассажиров (млн.) | 748 | 1164 | 1800 | 0,4 | 0,6 |
Перевезено тонн груза (тыс.) | 11090 | 18288 | 29016 | 7,2 | 10,7 |
Самолето-киллометры (млн.) | 9350 | 14307 | 19800 | 5,0 | 5,5 |
Взлеты воздушных суден (тыс.) | 10691 | 14553 | 18000 | 3,9 | 3,4 |
Регулярные международные перевозки | |||||
Пассажиро-киллометры (млрд.) | 466 | 894 | 1697 | 0,4 | 0,8 |
Грузовые тонно-километры (млн.) | 2026 | 6393 | 100920 | 4,4 | 94,5 |
Перевезено пассажиров (млн.) | 163 | 280 | 490 | 0,1 | 0,2 |
Перевезено тонн груза (тыс.) | 4390 | 8860 | 15966 | 1,5 | 7,1 |
Таблица 3
Объем
авиаперевозок по
регионам мира
Фактически | Среднегодовые темпы роста (в %) | ||||
1990 | 2000 | 2010 | 1990–2000 | 2000–2010 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Всего регулярных перевозок | |||||
Пассажиро-километры (млрд.) | |||||
Африка | 29,7 | 42,0 | 62 | 0,01 | 0,02 |
Азия/Тихий океан | 160,1 | 344,1 | 820 | 0,18 | 0,48 |
Европа | 365,2 | 590,4 | 880 | 0,22 | 0,29 |
Ближний Восток | 28,4 | 47,0 | 80 | 0,02 | 0,03 |
Северная Америка | 445,3 | 872,3 | 1260 | 0,43 | 0,39 |
Латинская Америка и бассейн Карибского моря | 60,2 | 87,4 | 130 | 0,03 | 0,04 |
Грузовые тонно-километры (млн.) | |||||
Африка | 796 | 1166 | 1830 | 0,37 | 0,66 |
Азия/Тихий океан | 5596 | 16337 | 45800 | 10,74 | 29,46 |
Европа | 10749 | 20008 | 36300 | 9,26 | 16,29 |
Ближний Восток | 1339 | 2440 | 4110 | 1,10 | 1,67 |
Северная Америка | 9060 | 16173 | 25600 | 7,11 | 9,43 |
Латинская Америка и бассейн Карибского моря | 1593 | 2745 | 4800 | 1,15 | 2,06 |
Регулярные международные перевозки | |||||
Пассажиро-километры (млрд.) | |||||
Африка | 22,4 | 33,1 | 50 | 0,01 | 0,02 |
Азия/Тихий океан | 105,4 | 236,0 | 590 | 0,13 | 0,35 |
Европа | 184,4 | 313,6 | 500 | 0,13 | 0,19 |
Ближний Восток | 22,0 | 38,1 | 67 | 0,02 | 0,03 |
Северная Америка | 98,9 | 220,9 | 410 | 0,12 | 0,19 |
Латинская Америка и бассейн Карибского моря | 33,3 | 51,9 | 80 | 0,02 | 0,03 |
Грузовые тонно-километры (млн.) | |||||
Африка | 720 | 1075 | 1710 | 0,36 | 0,64 |
Азия/Тихий океан | 4991 | 14830 | 42500 | 9,84 | 27,67 |
Европа | 8232 | 17413 | 33000 | 9,18 | 15,59 |
Ближний Восток | 1307 | 2351 | 3950 | 1,04 | 1,60 |
Северная Америка | 3792 | 8532 | 15800 | 4,74 | 7,27 |
Латинская Америка и бассейн Карибского моря | 1219 | 2192 | 3960 | 0,97 | 1,77 |
Регулярные международные перевозки | |||||
Перевезено пассажиров (тыс.) | |||||
Северная Атлантика | 16650 | 30340 | 51892 | 13,69 | 21,55 |
Центральная Атлантика | 1250 | 2060 | 3343 | 0,81 | 1,28 |
Южная Атлантика | 1110 | 1810 | 2937 | 0,70 | 1,13 |
Через Тихий океан | 4500 | 12400 | 28912 | 7,90 | 16,51 |
Между Европой и Азией/Тихим океаном | 4700 | 10800 | 23929 | 6,10 | 13,13 |
Между Европой и Африкою | 7520 | 8400 | 11347 | 0,88 | 2,95 |
Между Европой и Ближним Востоком | 2920 | 3850 | 4998 | 0,93 | 1,15 |
Между Северной Америкой и Южной Америкой | 2070 | 3150 | 4849 | 1,08 | 1,70 |
Между Северной Америкой и Центральной Америкой/бассейном Карибского моря | 9170 | 15790 | 27006 | 6,62 | 11,22 |
С учетом нерегулярных перевозок объем перевезенных пассажиров в 2010 г. превысил 2 млрд. пассажиров, то есть каждый третий житель планеты воспользовался воздушным транспортом, в то время как в 2000 г. – каждый четвертый житель.
На протяжении многих лет в области воздушного транспорта наблюдался более заметный рост, чем в других областях промышленности. Постоянно возрастающий спрос на пассажирские и грузовые перевозки, быстрые технологические изменения и соответствующие капиталовложения оказывали содействие росту объема производства приблизительно в 60 раз, начиная с 1950 года (в выполненных тонно-километрах). Для сравнения: общий мировой валовой внутренний продукт (ВВП), что является всеобъемлющим показателем мирового объема производства, возрос почти в пять раз за тот же период.
Изменения доходов влияют на уровень покупательной способности потребителей и на возможность осуществлять развлекательные путешествия. Коммерческая деятельность и торговля оказывают непосредственное влияние на спрос, связанный с деловыми путешествиями и грузовыми перевозками.
Другими факторами, повлиявшими на спрос перевозок, являются изменения в затратах авиакомпаний и, соответственно, в авиатарифах, доступность воздушных перевозок, изменения в области регулирования и туризма.
Международные перевозки возрастали более быстрыми темпами, чем внутренние перевозки, в частности, международные грузовые перевозки. Что касается региональной структуры регулярных международных перевозок, то на европейские авиакомпании приходится наибольшая часть, как пассажирских, так и грузовых перевозок, но эта часть уменьшалась за указанный период, в то время как часть авиакомпаний региона Азии/Тихого океана значительно возросла. Уменьшилась часть авиакомпаний Латинской Америки и Африки.
Картина развития нерегулярных перевозок в мире неполная из-за недостатка в предоставлении отчетности нерегулярных авиаперевозчиков. Тем не менее, полученные данные позволяют сделать некоторые выводы о характере развития и важности чартерных перевозок.
Нерегулярные
воздушные перевозки служат главным
образом для выполнения международных
пассажирских перевозок, при этом часть
грузовых перевозок и внутренних авиаперевозок
является относительно небольшой. Нерегулярные
пассажирские перевозки составляют около
16% общих международных пассажирских перевозок.
В таблице 4 приводится расчетные данные
в отношении нерегулярных пассажирских
перевозок в 2000 г. и 2010 г., выполненные перевозчиками,
осуществляющих как регулярные, так и
нерегулярные перевозки. На протяжении
1980-х годов рост объединенных нерегулярных
международных перевозок составлял в
среднем около 5% в год, что на 7% ниже среднегодовых
темпов роста нерегулярных международных
перевозок.
Таблица 4
Мировые международные пассажирские перевозки
(пассажиро-километры)
1990 | 2000 | 2010 | |
(млрд.) | |||
Нерегулярные перевозки | 60,6 | 94,3 | 120,1 |
Регулярные перевозки | 49,3 | 82,6 | 117,2 |
Всего | 109,9 | 176,9 | 237,3 |
Нерегулярные
перевозки играют важную роль на внутриевропейских
маршрутах, где на их часть приходится
от 40 до 50% всех перевезенных пассажиров
и около 60% всех выполненных пассажиро-километров.
Количество перевезенных пассажиров на
нерегулярных маршрутах внутри Европы
составляет 60 % всего мирового чартерного
рынка. Нерегулярные перевозки также играют
важную роль на североатлантических маршрутах,
хотя за последние 30 лет их значимость
уменьшилась и объем упал от 30 до 10% всего
североатлантического пассажирского
рынка.
2.2.
Анализ деятельности
аэропортов мира
Во всем мире насчитывается более 40 тыс. аэропортов, но основная часть авиатранспортных отправлений пассажиров, грузов и почты приходится на 25 наибольших аэропортов, а 100 аэропортов мира выполняют почти 95% всех отправлений. Только 18 наибольших аэропорта США в 2006 году отправили 601,7 млн. пассажиров или почти 40% от общего объема отправлений мира. Крупнейший аэропорт США Чикаго (О'Хара) ежегодно отправляет более 70 млн. пассажиров, основным в местном сообщении только 9-10% в международным, и при этом ежегодный прирост отправлений пассажиров составляет 1,8%, грузов — 4,2%.
При таких объемах перевозок даже при наличии 5-6 ВПП интервал отправления и приема самолетов составляет меньше одной минуты и как следствие этого, возникают серьезные проблемы с чрезмерной загруженностью воздушного пространства в зоне аэропорта, иногда дежуря ожидая разрешения на посадку самолета. Большинство аэропортов с объемом отправлений более 30 млн. пассажиров являются большими и сложными предприятиями, развитой инфраструктурой не только для выполнения операций, связанных с приемом и отправлением самолетов, а и для обслуживания предприятий так называемой неавиационной деятельностью.