Влияние художественной литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 06:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении возможности использования художественной литературы для создания выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы детской изобразительной деятельности.
Проанализировать процесс создания выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников по средствам художественной литературы
Изучить методику работы по созданию выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.
Провести диагностику на выявление уровня выразительности детского рисунка (констатирующий эксперимент).

Содержание

Семантические поля 3
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы детской изобразительной деятельности 7
1.1 Своеобразие детского рисунка 7
1.2 Выразительные средства детского рисунка 9
1.3 Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте 11
1.4 Исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов о деятельности изобразительного творчества 13
Глава 2. Создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников по средствам художественной литературы 19
2.1 Специфика творческих способностей и творческого процесса 19
2.2 Условия развития творческих способностей 22
2.3 Значение использования художественной литературы в создании выразительного образа сказочного героя 28
Глава 3. Методика работы по созданию выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников 31
3.1 Анализ программ 31
3.2 Характеристика методов и приемов по созданию выразительного образа сказочного героя 32
3.3 Анализ педагогического опыта по проблеме исследования 33
Глава 4. Опытно-экспериментальное исследование 35
4.1 Констатирующий эксперимент 36
4.2 Формирующий эксперимент 45
4.3 Контрольный эксперимент 50
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения 59

Работа содержит 1 файл

Влияние художественной литературы.doc

— 441.50 Кб (Скачать)
 

     Итак, работы детей можно оценивать по следующим критериям:

     1 Уровень: Высокий. Реальное использование цвета, чёткое изображение формы, соблюдение симметрии, соответствие величины предмета и пропорции, сказочности. Загораживание одного предмета другим, правильное компанование предметов на листе.

     2 Уровень: Средний. Частичное использование цвета, искажённость формы, ошибочная передача величины предмета, не соблюдение симметрии и пропорции, частичное загораживание предметов, не соблюдение композиции.

     3 Уровень: Низкий. Нарушение цветовой передачи, бесформенность, несоблюдение симметрии, неумение передачи величины предмета и пропорции, нет загораживания одного предмета другим, неумение компоновать изображение на листе.

     В результате констатирующего эксперимента нами были получены следующие результаты, представленные в таблицах 6, 7 и 8 и на диаграммах 1 и 2.

     Таблица 6

     Диагностика выразительности художественного образа в рисунках детей экспериментальной группы (констатирующий эксперимент)

Ф.И.

ребенка

Использо

вание

цвета как

ср-ва

вырази

тельности

Четкое

изобра

жение

формы

Соблюдение

симметрии

Соответствие  величины

предмета  и пропорции

Правильное

компанова

ние

на  листе

Аня Ц. Частичное использова

ние цвета

Искажён

ность формы

Не соблюдение симметрии и пропорции Ошибочная передача величины предмета Не соблюдение композиции
Ксюша П. Реальное использо

вание цвета

Чёткое изображение  формы Соблюдение  симметрии Соответствие  величины предмета и пропорции Правильное  компанова

ние предметов  на листе

Никита  М. Частичное использова

ние цвета

Искажён

ность формы

Не соблюдение симметрии и пропорции Ошибочная передача величины предмета Не соблюдение композиции
Андрей  В. Нарушение цветовой передачи Бесформен

ность

Несоблюде

ние симметрии

Неумение передачи величины предмета и пропорции Неумение компоновать  изображение на листе
Артем А. Частичное использова

ние цвета

Искажён

ность формы

Не соблюдение симметрии и пропорции Ошибочная передача величины предмета Не соблюдение композиции
Егор  Т. Частичное использова

ние цвета

Искажён

ность формы

Не соблюдение симметрии и пропорции Ошибочная передача величины предмета Не соблюдение композиции
Настя Ф. Частичное использова

ние цвета

Искажён

ность формы

Не соблюдение симметрии и пропорции Ошибочная передача величины предмета Не соблюдение композиции
Лиза  Г. Нарушение цветовой передачи Бесформен-

ность

Несоблюде

ние симметрии

Неумение передачи величины предмета и пропорции Неумение компоновать  изображение на листе
 

     Таблица 7

     Диагностика уровней выразительности  детского рисунка  в экспериментальной группе (констатирующий эксперимент)

 
Количество  детей (абс.)
 
Количество  детей (%)
Уровень выразительности  детского рисунка
1

5

2

12,5

62,5

25

Высокий

Средний

Низкий

 
 
 
 

     Таблица 8

     Диагностика уровней выразительности  детского рисунка  в контрольной группе (констатирующий эксперимент)

 
Количество  детей (абс.)
 
Количество  детей (%)
Уровень выразительности  детского рисунка
2

4

2

25

50

25

Высокий

Средний

Низкий

 

     На  основании таблиц 6,7,8 были построены диаграммы 1 и 2.

     

Диаграмма 1. Уровни выразительности детского рисунка в экспериментальной группе (констатирующий эксперимент) 
 

     

Диаграмма 2. Уровни выразительности детского рисунка в контрольной группе (констатирующий эксперимент) 

     Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента были сформулированы следующие выводы.

     1. По анкетированию родителей детей,  мы выяснили, что в основном  все дети любят рисовать и рисуют с удовольствием, за исключением одного ребенка, который не очень любит рисовать.

     В основном дети рисуют одни, без помощи родителей. Девочки чаще всего рисуют кукол, мальчики машинки. В основном дома дети рисуют либо карандашами, либо фломастерами.

     2. Из беседы с воспитателями  группы, мы выяснили, что дети  любят рисовать пейзажи, портреты и др. У многих детей группы рисование – любимое занятие в детском саду. Некоторые из детей всегда рисуют в свободное время. Индивидуальная работа по рисованию проводится часто, примерно 3 раза в неделю как минимум, в основном с отстающими в изобразительной деятельности детьми.

     Один  раз в месяц проводится коллективное рисование с участием всей группы детей.

     Раз в полгода обязательно проводится конкурс рисунков – рисует ребенок  совместно с родителем на заданную тему.

     3. Из беседы с детьми экспериментальной группы мы выяснили, что большинство детей любят рисовать. Рисуют пейзажи, куклы, дома, машины.

     Используют  разные цвета, многие из детей хотели бы научиться профессионально рисовать.

     4. По анализу детских работ занятия на тему «Мой любимый сказочный герой» и в экспериментальной, и в контрольной группах в констатирующем эксперименте было получено 3 уровня выразительности детского рисунка: высокий, средний и низкий.

     5. В обеих испытуемых группах лидирует средний уровень выразительности (в экспериментальной – 62,5%; в контрольной – 50%).

     То  есть  для большей части детей  в констатирующем эксперименте (и  в экспериментальной, и в контрольной  группах)  характерен средний уровень  выразительности детского рисунка.

     6. Полученные результаты в констатирующем эксперименте в обеих испытуемых группах примерно равные, не сильно отличаются друг от друга.

4.2 Формирующий эксперимент

     Цель  формирующего эксперимента: составить и апробировать систему занятий по рисованию с использованием средств художественной литературы, направленную на создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 8

     Перспективный план системы занятий  по рисованию с  использованием средств  художественной литературы

Тема  занятия Задачи Предварительная работа Методика 
Рисование по сказке «Три медведя» Л. Толстого 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Сказочная птица»

(нетрадиционная  техника) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисование по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисование по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисование по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисование по русской  народной сказке «Колобок» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

« Мой любимый  сказочный герой»

(нетрадиционная  техника) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисование по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

- Развивать  у детей замысел, творческое  воображение.

- Учить передавать  сказочные образы трех медведей, используя основные средства  выразительности в рисунке.

- Закреплять  знание цвета (коричневый).

- Закреплять  умение пользоваться кистью и красками. 
 

- Продолжать  учить детей создавать в рисунке  образ сказочной птицы, используя разные средства выразительности

- Закреплять  умение подбирать  для изображения  яркие цвета и способ изображения.

-Продолжать  формировать умение работать   нетрадиционными способами рисования.

-Развивать интерес  к рисованию нетрадиционными  способами. 

- Развивать у  детей замысел, творческое воображение.

- Учить передавать  сказочный образ коня, используя  средства выразительности, передавать  характерные особенности сказочного образа (длинные уши, горб, короткие ноги).

- Закреплять  умение пользоваться кистью и  красками. 

-Развивать у  детей воображение, учить самостоятельно  выбирать сказочного героя (героев) из сказки для рисования.

- Пользоваться  средствами выразительности при рисовании, передавая характерные особенности сказочных персонажей.

- Закреплять  умение пользоваться кистью и  красками. 

-Развивать у  детей воображение, учить самостоятельно  выбирать сказочного героя (героев) из сказки для рисования.

- Пользоваться  средствами выразительности при  рисовании, передавая характерные  особенности сказочных персонажей.

- Закреплять  умение пользоваться кистью и  красками. 
 

-Развивать у  детей умение выбирать эпизод  сказки,  передавать  основные  персонажи,  их  характерные особенности.

-Овладевать  умениями пользоваться краской. 

- Развивать творчество  и воображение. 
 

-Учить передавать  в рисовании характерные особенности  персонажей известных детям сказок.

-Закреплять  у детей умение рисовать восковыми  мелками.

-Упражнять детей  в подборе цветов характерных  для данного персонажа.

-Развивать воображение  у детей с помощью нетрадиционных  способов. 

- Продолжать  учить детей рисовать человека.

- Формировать  умение передавать в сказочном  герое их характерные особенности с помощью средств выразительности.

-Упражнять детей  в подборе цветов характерных  для данного персонажа.

-Развивать воображение у детей 

Чтение сказки «Три медведя» Л. Толстого

Рассматривание  сказочных иллюстраций

Пересказ сказки

Театрализованная  деятельность детей по данной сказке 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чтение отрывка  сказки Рассматривание образа сказочной  птицы

Составление детьми описательного рассказа о Жар-птице  по сказке 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чтение отрывка  сказки П. Ершова «Конек- Горбунок»

Рассматривание  иллюстраций 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чтение и рассказывание  сказки

Рассматривание  иллюстраций

Театрализованная  деятельность детей по данной сказке 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чтение и рассказывание  сказки

Рассматривание  иллюстраций

Театрализованная  деятельность детей по данной сказке 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рассказывание сказки детьми

Рассматривание  иллюстраций

Театрализованная  деятельность детей по данной сказке 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Беседа с детьми о сказках

Рассказы детей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чтение и рассказывание  сказки

Рассматривание  иллюстраций

Театрализованная  деятельность детей по данной сказке

Мотивация

Вопросы к детям

Обследование

Советы, указания

Анализ и оценка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Художественное  слово.

Вопросы.

Обследование.

Показ.

Напоминание, помощь воспитателя, поощрение.

Оценка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Художественное  слово.

Вопросы.

Обследование.

Показ.

Напоминание, помощь воспитателя, поощрение.

Оценка 
 
 
 
 
 
 
 

Вопросы.

Обследование.

Показ.

Напоминание, помощь воспитателя, поощрение.

Оценка 
 
 
 
 
 
 
 
 

Художественное  слово.

Вопросы.

Обследование.

Показ.

Напоминание, помощь воспитателя, поощрение.

Оценка 
 
 
 
 
 
 
 
 

Художественное  слово.

Вопросы.

Обследование.

Показ.

Напоминание, помощь воспитателя, поощрение.

Оценка 
 
 
 
 
 
 
 

Сюрпризный момент, вопросы, объяснение, показ, совет, помощь, напоминание, указания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проблемная ситуация

вопросы, объяснение, показ, совет, помощь, напоминание, указания.

Оценка. 
 

     Некоторые конспекты занятий в приложении курсовой работы.

4.3 Контрольный эксперимент

     Цель  контрольного эксперимента: оценить эффективность влияния формирующего этапа исследования на создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.

     С детьми провели повторное занятие.

     Анализ  детских работ проходил по тем  же критериям, как и в констатирующем эксперименте.

     В результате контрольного эксперимента нами были получены следующие результаты, представленные в таблицах 9,10 и 11 и на диаграммах 3 и 4.

     Таблица 9

     Диагностика выразительности художественного образа в рисунках детей экспериментальной группы (контрольный эксперимент)

Ф.И.

ребенка

Использо

вание

цвета

Четкое

изобра

жение

формы

Соблюдение

симметрии

Соответствие  величины

предмета  и пропорции

Правильное

компанова

ние

на  листе

Аня Ц. Реальное использо

вание цвета

Чёткое изображение  формы Соблюдение  симметрии Соответствие величины предмета и пропорции Правильное  компанова

ние предметов  на листе

Ксюша П. Реальное использо

вание цвета

Чёткое изображение  формы Соблюдение  симметрии Соответствие  величины предмета и пропорции Правильное  компанова

ние предметов  на листе

Никита М. Частичное использова

ние цвета

Искажён

ность формы

Не соблюдение симметрии и пропорции Ошибочная передача величины предмета Не соблюдение композиции
Андрей  В. Частичное использова

ние цвета

Искажён

ность формы

Не соблюдение симметрии и пропорции Ошибочная передача величины предмета Не соблюдение композиции
Артем А. Частичное использова

ние цвета

Искажён

ность формы

Не соблюдение симметрии и пропорции Ошибочная передача величины предмета Не соблюдение композиции
Егор  Т. Реальное использо

вание цвета

Чёткое изображение  формы Соблюдение  симметрии Соответствие  величины предмета и пропорции Правильное  компанова

ние предметов  на листе

Настя Ф. Частичное использова

ние цвета

Искажён

ность формы

Не соблюдение симметрии и пропорции Ошибочная передача величины предмета Не соблюдение композиции
Лиза  Г. Частичное использова

ние цвета

Искажён

ность формы

Не соблюдение симметрии и пропорции Ошибочная передача величины предмета Не соблюдение композиции
 

     Таблица 10

     Диагностика уровней выразительности  детского рисунка в экспериментальной группе (контрольный эксперимент)

 
Количество  детей (абс.)
 
Количество  детей (%)
Уровень выразительности  детского рисунка
3

5

37,5

62,5

Высокий

Средний

 
 
 

     Таблица 11

     Диагностика уровней выразительности  детского рисунка  в контрольной группе (контрольный эксперимент)

 
Количество  детей (абс.)
 
Количество  детей (%)
Уровень выразительности  детского рисунка
2

5

1

25

62,5

12,5

Высокий

Средний

Низкий

 

     На  основании таблиц 9,10,11 были построены диаграммы 3 и 4. 
 
 
 
 
 

     

Диаграмма 3. Уровни выразительности детского рисунка в экспериментальной группе (контрольный эксперимент) 
 

     

Диаграмма 4. Уровни выразительности детского рисунка в контрольной группе (контрольный эксперимент) 
 
 
 

     Таким образом, исходя из результатов контрольного эксперимента, нами были сформулированы следующие выводы.

     1. В экспериментальной группе в контрольном эксперименте было получено 2 уровня выразительности детского рисунка: высокий и средний.

     Низкого уровня в контрольном эксперименте с детьми экспериментальной группы не было выявлено.

     В контрольной группе - 3 уровня выразительности  детского рисунка: высокий, средний  и низкий.

Информация о работе Влияние художественной литературы