Влияние художественной литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 06:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении возможности использования художественной литературы для создания выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы детской изобразительной деятельности.
Проанализировать процесс создания выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников по средствам художественной литературы
Изучить методику работы по созданию выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.
Провести диагностику на выявление уровня выразительности детского рисунка (констатирующий эксперимент).

Содержание

Семантические поля 3
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы детской изобразительной деятельности 7
1.1 Своеобразие детского рисунка 7
1.2 Выразительные средства детского рисунка 9
1.3 Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте 11
1.4 Исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов о деятельности изобразительного творчества 13
Глава 2. Создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников по средствам художественной литературы 19
2.1 Специфика творческих способностей и творческого процесса 19
2.2 Условия развития творческих способностей 22
2.3 Значение использования художественной литературы в создании выразительного образа сказочного героя 28
Глава 3. Методика работы по созданию выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников 31
3.1 Анализ программ 31
3.2 Характеристика методов и приемов по созданию выразительного образа сказочного героя 32
3.3 Анализ педагогического опыта по проблеме исследования 33
Глава 4. Опытно-экспериментальное исследование 35
4.1 Констатирующий эксперимент 36
4.2 Формирующий эксперимент 45
4.3 Контрольный эксперимент 50
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения 59

Работа содержит 1 файл

Влияние художественной литературы.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

     «...Есть основание говорить о творчестве в дошкольном возрасте в самом полновесном значении этого понятия». Обосновывая эту позицию, Г.Г.Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка. «В контексте проблемы развития личности получает новое освещение проблема детского творчества. Понятие творчества оказывается отнесенным не столько к внешним предметным результатам творческих актов, сколько к внутреннему самоизменению творящего субъекта».

     Особый  интерес для теории и практики развития детского творчества представляют психологические исследования, в которых не только утверждается наличие творчества у детей, но и изучаются механизмы творчества и возможность целенаправленного их формирования. Это исследования Е.Е. Кравцовой, посвященные развитию воображения в единстве с развитием личности в игре и других видах деятельности; О. М. Дьяченко, посвященные воображению как одной из универсальных творческих способностей. Он позволяет глубже осмыслить и специфику детского изобразительного творчества, и некоторые подходы к руководству им.

     Таким образом, детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников по средствам художественной литературы

2.1 Специфика творческих  способностей и творческого процесса

     В психологии установлено, что способности  формируются на основе врожденных задатков.

     Б. М. Теплов выделил следующие три основных признака понятия «способность».

     Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

     Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

     В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

     Задатки являются предпосылками возможного развития способностей. Сами способности формируются в процессе деятельности при взаимодействии ребенка с другими людьми, в наиболее концентрированной форме такого воздействия – обучении.

     Творчество в широком смысле — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, что раньше не существовало.

     Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

     Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает  деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

     Этапы творческой деятельности:

     1. Стремление художника выразить  свое впечатление.

     2. «Вынашивание замысла».

     3. «Исполнение, реализация замысла».

     4. Оценка полученного результата  и его доработка.

     В деятельности дошкольника представлены все этапы, но они сокращены по времени, а замысливание и реализация замысла совмещены.

     В психологии существует как минимум  три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом: 

     1. Как таковых творческих способностей  нет. Интеллектуальная одаренность  выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой  активности личности. Главную роль  в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А.Олох, Д.Б.Богоявленская, А.Маслоу и др.). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

    Особняком стоит концепция Д.Б. Богоявленской (1971, 1983), которая вводит понятие «креативная  активность личности», полагая, что  она эта активность определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с точки зрения Богоявленской, является ситуативно  нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям.

    2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев).  В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога». Э.П. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет творческих личностей с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью (Тоггапсе Е. Р., 1964, 1965).

     3. Высокий уровень развития интеллекта  предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк,  Л. Термен,  Р. Стернберг и др.).

     Ряд исследователей полагает, что для  творчества необходима мотивация достижения, другие считают, что она блокирует  творческий процесс. Однако большинство  авторов все же убеждено в том, что наличие всякой мотивации  и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто добавляют такие особенности, как независимость и убежденность. Независимость, ориентация на личные ценности, а не на внешние оценки, пожалуй, может считаться главным  личностным качеством творческой личности.

     Творческим  людям присущи следующие личностные черты:

    1) независимость — личностные стандарты  важнее стандартов группы;

    2) открытость ума — готовность  поверить своим и чужим фантазиям,  восприимчивость к новому и необычному;

    3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

      4) развитое эстетическое чувство,  стремление к красоте.

2.2 Условия развития  творческих способностей

     Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе искусству) и во всех видах деятельности. Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности. Дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребенком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребенок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. В настоящее время речь идет о создании педагогики творчества, разработке специальных развивающих заданий. Безусловно, должны быть специальные системы игр, заданий, развивающих творчество. Но в данном случае имеется в виду повседневная жизнь детей.

     Педагог должен сделать естественный процесс  жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

     Другое  важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

     Этот  опыт создается всей системой жизнедеятельности  ребенка (наблюдения, занятия, игры, посещения театра, общения и т.п.) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисунков и т.д. Впоследствии впечатления, полученные детьми, служат и источником тем специальных занятий по изобразительной деятельности.

     В последние годы в ряде дошкольных учреждений занятия по изобразительной  деятельности проводят специалисты. На наш взгляд, «разделение труда» между разными специалистами мешаем целостному видению ребенка, пониманию его в сложных и взаимосвязанных проявлениях когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности. Фрагментарность видения и анализа проявлений ребенка мешает воспитанию целостной личности во взаимосвязи знаний, чувств и поступков. Прибегая к услугам специалистов, необходимо обеспечить их согласованную, совместную работу с другими педагогами и родителями.

     В связи с этим особенно важно, чтобы такой специалист хорошо знал детей группы и каждого ребенка в отдельности. Он должен поддерживать постоянные контакты с воспитателем, знать общий план работы педагога или участвовать в его составлении, анализе результатов работы. По согласованию с воспитателем специалист включает в общее содержание работы с детьми все, что необходимо для последующей изобразительной деятельности (повседневное наблюдение за теми явлениями, которые будут изображаться, и т.д.). Очень полезно присутствовать ему на занятиях детей по другим видам деятельности, поддерживать взаимоотношения с родителями, советуя им в воскресные дни или в часы общения с детьми что-то понаблюдать, сходить с ребятами в музей и т.п.

     Со  своей стороны, основной воспитатель, учитывая содержание своей работы, может подсказать педагогу по изодеятельности какие-то темы, события, интересные для детей, помочь подготовить материал, участвовать в просмотре детских рисунков в свободное время, украшать ими интерьер и т.п. При проведении творческих занятий, где замысел формируется предварительно и индивидуально, только воспитатель, общающийся с детьми ежедневно, может вести эту работу по формированию замысла.

     Чем больше взрослых людей работает с  детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно целостное видение и воспитание личности, полноценное психическое развитие дошкольника.

     Следовательно, единая позиция педагогов в понимании  перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития детского творчества.

     Освоение  художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

     Другим  условием развития детского творчества является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного  присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее). То есть в сферу обучения входят и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать свое мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве и стремление выполнить работу для других людей. Обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Такая постановка вопроса изначально обусловлена спецификой деятельности, ее художественно-творческим характером. Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественной деятельности людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью (об этом неоднократно писали Е.А. Флерина, Н. П. Сакулина, Л.А. Раева, Б.М. Неменский, В.А. Мелик-Пашаев и др.) Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Ребенок осваивает не просто изобразительные, а изобразительно-выразительные средства.

Информация о работе Влияние художественной литературы