Влияние художественной литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 06:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении возможности использования художественной литературы для создания выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы детской изобразительной деятельности.
Проанализировать процесс создания выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников по средствам художественной литературы
Изучить методику работы по созданию выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.
Провести диагностику на выявление уровня выразительности детского рисунка (констатирующий эксперимент).

Содержание

Семантические поля 3
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы детской изобразительной деятельности 7
1.1 Своеобразие детского рисунка 7
1.2 Выразительные средства детского рисунка 9
1.3 Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте 11
1.4 Исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов о деятельности изобразительного творчества 13
Глава 2. Создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников по средствам художественной литературы 19
2.1 Специфика творческих способностей и творческого процесса 19
2.2 Условия развития творческих способностей 22
2.3 Значение использования художественной литературы в создании выразительного образа сказочного героя 28
Глава 3. Методика работы по созданию выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников 31
3.1 Анализ программ 31
3.2 Характеристика методов и приемов по созданию выразительного образа сказочного героя 32
3.3 Анализ педагогического опыта по проблеме исследования 33
Глава 4. Опытно-экспериментальное исследование 35
4.1 Констатирующий эксперимент 36
4.2 Формирующий эксперимент 45
4.3 Контрольный эксперимент 50
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения 59

Работа содержит 1 файл

Влияние художественной литературы.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

     В процессе обучения формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребенку реализовать  любой замысел. Для этого знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, т.е. применимыми в разных условиях. В противном случае уже в старшем дошкольном возрасте (к 7 годам) у детей появляется так называемый «спад» творчества. Ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается на развитии творческих способностей дошкольника в целом.

     В контексте развивающего обучения важна  формулировка творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Как показали исследования детского воображения, формулировка прямой задачи на творческое решение позволяет наиболее полно актуализировать творческие возможности детей. Уровень креативности выше, если дано задание найти творческое решение (О. М.Дьяченко).

     Акцент  на возможность и необходимость  вариативного решения задания должен быть постоянным. Это крайне важно для формирования творческой позиции человека (ребенка) в жизни.

     Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания была восприняты ребенком. Мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, — важное условие творческой активности ребенка на занятии.

     О важности и трудности обеспечения  эффективной мотивации говорил Б. М.Теплов. Применительно к деятельности, организованной педагогом, он писал: «Возникает большая педагогическая проблема - нахождение таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное, действенное желание «сочинять».

     Создание атмосферы творчества во многом зависит от общей культуры педагога, понимания существа дела. Воспитателю надо обеспечить бережное отношение к процессу и результату детской деятельности: доброе, чуткое и заинтересованное. Совсем необязательно выражать восторг, тем более если для этого может не быть объективных оснований. Однако доброжелательное и, что не менее важно, систематическое внимание и интерес к деятельности детей крайне важны в развитии творческих потенциалов ребенка.

     Еще одно условие развития творческих возможностей детей это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность.  Игровые  моменты  усиливают творческое состояние детей.

     Учет  индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития творчества в процессе обучения. Важно  учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже построение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.

     Все эти условия необходимо создавать  в дошкольных учреждениях и по возможности в семье. Существует мнение о возможности прямого формирования творческих способностей. Эта задача учеными решается по-разному. Широкое распространение получила в последние годы методика, прямо направленная на формирование способов творческого мышления путем поиска и разрешения противоречим, освоение своеобразных способов решения новых задач (так называемая ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Г.С. Альтшуллера, элементы которой применил М.Н. Шустерман). Существует мнение, что творческие способности путем прямого обучения нельзя формировать. Не вникая в существо разногласий, скажем, что как и любые человеческие способности, творческие способности формируются прижизненно, в условиях общения людей. Поэтому воспроизводство их в новом поколении без прямого воздействия на детей взрослыми, а значит, без обучения невозможно.

     Е.А. Флерина в свое время дала очень точную формулировку соотношения обучения и творчества. Она говорила, что «в каждом занятии обучающего характера должна быть отдушина для творчества, а в каждом творческом занятии - элементы обучения. Дело заключается в умении педагога целенаправленно организовывать познавательную деятельность, усложнять ее характер, побуждая ребенка ко все большей самостоятельности и творчеству. Поэтому не следует сводить понимание обучения к способу решения узкого круга задач (формированию знаний и умений), сведению его к процессу механического «тренажа», «натаскивания» детей в рамках предельно формализованного обучения – занятия».

     Таким образом, создание изложенных выше условий развития творческих способностей у детей вполне по силам любому педагогу, доступно любому учреждению. Необходимо только помнить о весьма существенном замечании Б.М.Теплова: художественное восприятие и художественное творчество остаются действительно эстетическими только при том условии, если они доставляют эстетическое наслаждение.

2.3 Значение использования художественной литературы в создании выразительного образа сказочного героя

     Специфической особенностью, отличающей художественную литературу от других искусств,  является то, что средством для выражения идейного содержания литературных произведений служит язык.

     Язык  художественной литературы обладает особыми  качествами — образностью, выразительностью, живостью.

     Художественное  слово создаёт подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, и его содержание поэтому вызывает остроту мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает.

     Воспитывая  интерес и любовь к художественной литературе, педагог детского сада развивает у детей умение предпочитать одни произведения другим: дети учатся сознательно выбирать то, что им больше нравится. Предпочтительное отношение к тому или иному произведению — способность выбирать — является предпосылкой к развитию художественного вкуса, к развитию умения элементарно оценивать художественное произведение.

     Детский сад ставит своей задачей учить  детей на основе понимания литературного    произведения    выражать своё отношение — сочувствие или порицание — к героям и их поступкам, давать им оценку, что содействует осуществлению задач нравственного воспитания.

     Старшие дошкольники при активном руководстве  воспитателя способны по-детски элементарно, однако всё же правильно, осмыслить и почувствовать прекрасные своим благородством поступки героев литературных произведений. В народных сказках, отличающихся яркостью и выпуклостью в обрисовке героев, дети понимают красоту морального облика положительных персонажей, например Василисы Прекрасной, Алёнушки. Положительные качества героев народных сказок, для которых характерны фантастика и обобщённость, доводятся до пределов совершенства. Их отвага, доброта, смелость выражаются в соответствующих поступках, поведении: смелые, храбрые никогда ничего не боятся, не останавливаются перед препятствиями; они всегда трудолюбивы, умеют найти способ помочь слабым.

     Обобщённая  характеристика героев сказки содействует  тому, что их моральный облик чётко  выступает перед детьми, которые  способны оценить их поведение, восхищаться  ими. Дети испытывают удовольствие от повторения рассказа о подвигах положительных героев, от рисования их.

     Большой материал, собранный в детских  садах по восприятию народных сказок, показывает, что героев с высокими моральными качествами дети представляют себе и внешне привлекательными: Алёнушку (из сказки «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка») они называют «красивой», говорят, что она «хорошо «одета», хотя в тексте, прочитанном детям, нет описания её внешности или одежды.

     В своих рисунках дети ярко раскрашивают платье Алёнушки, снабжают её пышным головным убором. То же наблюдалось по отношению к Василисе Прекрасной из одноимённой сказки. Даже второстепенных персонажей, действующих заодно с положительными героями, дети в своих рисунках стараются чем-нибудь украсить: собачку из сказки «Морозко» они рисуют с красным бантом, тщательно раскрашивают козлёночка, в которого превратился братец Иванушка. Этим они выражают своё положительное отношение к героям и высокую оценку их поведения.

     Изображение литературных героев может быть связано  с определённым отношением к ним. Это приводит к тому, что у ребёнка появляется желание выразить в рисунке это отношение, охарактеризовать изображаемые явления.

     Развитие  в детях способности выражать своё отношение к изображаемому  и тем углубить понимание ими явлений, руководство чувствами детей также является одной из задач детского сада в отношении рисования.

     Занятия рисованием  дают возможность развивать в детях их творческие   способности,    развивать воображение.

     Развитию  воображения содействуют беседы с детьми по поводу окружающей жизни, а также обобщение их представлении через образы литературы.

     Занятия рисованием  имеют значение для  развития творческих способностей детей. На занятиях разного типа по-разному развиваются эти способности. На одних занятиях дети получают и осваивают новые для них умения, на других упражняются в приобретённых умениях и приобретают прочные навыки. Когда детям предлагается отразить в рисунке образ какого-либо сказочного персонажа, то у каждого ребёнка остаётся достаточно простора для творчества, т. е. для выбора содержания рисунка, введения в него  тех   или средств выразительности.

     Желая выразить положительное отношение  к изображаемому персонажу, дети стараются украсить его, расцветить яркими красками, сделать узорчатую  одежду. В особенности это ярко выступает при рисовании к сказкам.

     Хорошо  понимая пределы доступного для  детей дошкольного возраста в  смысле выражения ими задуманных образов и сюжета, воспитатели развивают у детей возможную для их возраста   требовательность   в   отношении   выразительности    рисунка.

     Таким образом, художественная литература способствует созданию более выразительных образов  персонажей из сказки. 
 

Глава 3. Методика работы по созданию выразительного образа сказочного героя  в рисунках старших дошкольников

3.1 Анализ программ

Таблица 2

Анализ  программ «Детство»  и М.А. Васильевой по проблеме исследования

Программа «Детство» Программа воспитания и обучения в детском саду под  ред. М.А. Васильевой
При изображении  сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности — рисунок, цвет, композицию.

Технические задачи:

совершенствовать  технические навыки и умения в  различных видах искусств: умения использовать разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности с целью создания выразительного образа; применять новые изобразительные материалы и инструменты (сангина, пастель, разнообразные мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных номеров); создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления немного черного тона в другой цветовой тон; пользоваться палитрой.

Осваивать новые  способы работы акварелью и гуашью (по сырому и по сухому), способы различного наложения цветового пятна, работы пером, тушевка, штриховка,  оттиск, создание эскиза, наброска карандашом или кистью.

Учить передавать в рисунке несложные движения человека и животных, различные сюжеты: сюжеты из сказок, сказочных персонажей; располагать изображения на всем листе, на одной линии, на широкой полосе.

Задачи по цветоведению:

учить различать  и использовать цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, черный, белый и их оттенки, смешивать  краски, подбирать фон бумаги и  сочетание красок для передачи колорита.

Технические задачи:

закреплять навыки правильной посадки при рисовании. Закреплять навыки пользования карандашом, кистью.

Познакомить со способами работы с акварелью. Закреплять умение хорошо насыщать кисть краской  (гуашь, акварель), держать ее наклонно к бумаге при рисовании широких линий и вертикально — узких линий и точек.

Учить наносить легкий контур карандашом. 

Информация о работе Влияние художественной литературы