Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 06:02, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении возможности использования художественной литературы для создания выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы детской изобразительной деятельности.
Проанализировать процесс создания выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников по средствам художественной литературы
Изучить методику работы по созданию выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.
Провести диагностику на выявление уровня выразительности детского рисунка (констатирующий эксперимент).
Семантические поля 3
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы детской изобразительной деятельности 7
1.1 Своеобразие детского рисунка 7
1.2 Выразительные средства детского рисунка 9
1.3 Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте 11
1.4 Исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов о деятельности изобразительного творчества 13
Глава 2. Создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников по средствам художественной литературы 19
2.1 Специфика творческих способностей и творческого процесса 19
2.2 Условия развития творческих способностей 22
2.3 Значение использования художественной литературы в создании выразительного образа сказочного героя 28
Глава 3. Методика работы по созданию выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников 31
3.1 Анализ программ 31
3.2 Характеристика методов и приемов по созданию выразительного образа сказочного героя 32
3.3 Анализ педагогического опыта по проблеме исследования 33
Глава 4. Опытно-экспериментальное исследование 35
4.1 Констатирующий эксперимент 36
4.2 Формирующий эксперимент 45
4.3 Контрольный эксперимент 50
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения 59
В ходе беседы дети должны представить картину того, что передадут в рисунке: основное внимание уделяют действующим лицам, меньше — обстановке, окружению. Только таким путем: сначала — характеристика основных персонажей, затем — место действия, окружающие предметы.
Разумеется, в процессе беседы воспитатель не навязывает детям свой замысел, не добивается именно такой формы выражения. Наоборот, чем своеобразнее они передадут содержание, тем ценнее творчество. Следовательно, указания в процессе рисования педагог направляет лишь на содержание и возможные пути его выражения. Он очень внимательно относится к замыслам детей, даже если они наивны, поощряет смелый поиск средств выражения.
В старшей группе при обучении рисованию воспитатель все больше применяет исследовательский и эвристический методы, т. е. задает вопросы, которые требуют воображения, фантазии, знаний ранее усвоенного материала.
Технические навыки. Показ сокращается до минимума; если возникает необходимость, дети сами показывают сверстнику. Иногда применяют показ способа действия. При этом воспитатель поясняет, как он действует, обращает внимание на характер движения, а не просто называет его. После показа дети сразу повторяют способ действия.
Дети учатся пользоваться палитрой (это могут быть крышка металлической коробки, кусок пластического стекла, маленькое блюдце). На палитре краску разводят водой, чтобы получить светлый тон, или смешивают с другой.
В старшей группе большее значение чем раньше, приобретают объяснения, сравнения, рассуждения, т. е. словесные приемы. Опора на приобретенный ранее опыт, развитие самостоятельности — важное условие обучения детей старшей группы. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, воспитатель добивается свободного владения изобразительными материалами.
Рассматривание рисунков. Начиная со старшей группы, воспитатель приучает детей анализировать свои работы и работы других детей.
Дети постепенно начинают понимать: рисунок оценивается в зависимости от поставленной задачи. Педагог вначале направляет внимание на положительные стороны, учит отмечать, что выполнено хорошо (подобран цвет, переданы форма, величина и т. п.). Важно, чтобы дети подмечали выразительные стороны, как своих рисунков, так и рисунков сверстников.
Рассмотрим
педагогический опыт, представленный
в журнале «Дошкольное
В дошкольном учреждении №303 г. Москвы большое внимание уделяется эстетическому развитию детей, приобщению их к различным видам и жанрам изобразительного искусства. Особый цикл занятий посвящен своеобразию выразительных средств, используемых при передаче сказочных образов.
Во время ознакомления детей со сказками, также идет параллельно ознакомление дошкольников с художниками - книжными иллюстраторами: Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, В. Лебедевым, В. Конашевичем, Т. Мавриной и др. и их картинами к сказкам: «Гуси-лебеди» «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Лиса и журавль», «Рукавичка», «Царевна лягушка», «Три медведя» и др.
Рассматривая
иллюстрации к сказкам, обращаясь
к ним на протяжении всего времени
пребывания детей в дошкольном учреждении,
сравнивая героев сказок и героев, созданных
разными художниками, дошкольники учатся
видеть, какие средства те используют,
чтобы передать особенности характера
и настроения персонажей, понимают, как
можно изобразительными средствами (колорит,
композиция и т.д.) передать свое отношение
к событиям сказки и ее действующим лицам,
а значит, получают не только знания, необходимые
для изобразительной деятельности, но
и вырабатывают нравственные ориентиры,
столь нужные для формирования «растущей
души».
Опытно-экспериментальная работа по созданию выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников с помощью художественной литературы проходила на базе МДОУ №135 города
Н. Новгорода.
Данное дошкольное учреждение находится по адресу ул. Шевченко, дом. В исследовании принимали участие дети старшей группы (5-6 лет): экспериментальная группа (8 детей) и контрольная группа (8 детей).
Краткая характеристика детей экспериментальной группы.
Ксюша П.(6 лет) – очень аккуратная и старательная девочка. На занятиях всегда активна, в группе – лидер. Любимые игры – настольные.
Аня Ц.(6 лет) – старательная девочка, немного стеснительная. Правда на занятиях отвлекается и не всегда слушает воспитателя. Очень любит играть с куклами, наряжая их в разные наряды и придумывая им имена.
Артем А.(5 лет) – мальчик с богатым воображением. Любит придумывать сказки и разные истории. Дружит со всеми ребятами в группе. На занятиях активный, старательный и аккуратный.
Никита М.(6 лет) – непоседливый мальчик. Любимое занятие по ФИЗО, т.к. он очень подвижен. На остальных занятиях отвлекается, не очень старательный и аккуратный.
Егор Т.(6 лет) – немного стеснительный, но только с незнакомыми людьми. А так дружит со всеми мальчиками группы. Любит играть в разные сюжетно-ролевые игры, беря на себя различные роли. На занятиях достаточно аккуратный, не слишком активный, но и не пассивный.
Настя Ф.(5 лет) – девочка аккуратная, но из-за того, что у нее не всегда все получается, может сильно расстроиться и даже заплакать.
Андрей В. (5 лет) – любит петь, неплохо танцует. Рисует плохо.
Лиза Г. (6 лет) – к рисованию почти равнодушна, лишь бы побегать, непоседа и заводила.
Цель констатирующего эксперимента: провести диагностику на выявление уровня выразительности детского рисунка.
Диагностика проводилась по следующим направлениям: с детьми, с родителями, с воспитателями.
Методы исследования (табл. 3):
Таблица 3
Методы исследования в констатирующем эксперименте
С детьми | С родителями | С воспитателями |
1.Беседа
2. Занятие (анализ работ по критериям) 3. Наблюдение
в самостоятельной худож. |
Анкетирование |
1.Беседа
2.Анализ планов работы |
Работа с родителями
Анкетирование родителей
Цель: опросить родителей детей на тему «Любит ли рисовать Ваш ребенок?», выявить отношение детей к изобразительной деятельности с точки зрения родителей детей.
Вопросы:
Работа с воспитателями
Беседа на тему «Роль изобразительной деятельности в детском саду»
Цель: выявить отношение воспитателей к занятиям по изобразительной деятельности (рисованию) в детском саду.
Вопросы:
Работа с детьми
Беседа
Цель: выявить отношение детей к рисованию (табл. 4).
Таблица 4
Отношение детей экспериментальной группы к рисованию
Вопросы | Ксюша |
Аня |
Никита |
Андрей |
Артем |
Егор |
Настя |
Лиза |
Ф.И. реб. | ||||||||
1. Любишь ли ты рисовать? | Да | Да | Не
очень |
Не
очень |
Да | Да | Да | Не
очень |
2. Что чаще рисуешь? | Природу
людей, животных |
Кукол | Маши
ны |
Не
знаю |
Маши
ны |
Дома | кукол | Чего попро
сят |
3.
Чем любишь больше всего кар-ми, фл-рами и т.д.)? |
красками
и фломастерами |
красками
и фломастерами |
фломастерами | фломастерами | карандашами | Крас
ка ми и фломас терами |
Крас
ками и фломас терами |
Ме
лом на асф-те |
4.
Какие твои любимые цвета, |
Зеле
ный, синий, красный |
Все | Черныйкр-й | Син
ий |
Все | Зеле
ный, синий, красный, желтый |
Все | Розовый |
5. Как часто ты рисуешь дома? | Каждый
день |
Постоянно | Редко | Редко | Каждый
день |
Каждый
день |
Каждый
день |
Редко |
6.
Чему бы ты хотел (а) |
Как художник рисует
пейза
жи |
Правильно
рисовать людей |
Робо
тов рисо вать |
Не знаю | Рисовать как художник | Животных
и людей рисовать |
Прин
цесс рисо вать |
Не знаю |
Занятие с детьми экспериментальной группы на тему: «Мой любимый сказочный герой»
Задачи:
- развивать фантазию и воображение детей;
- закреплять
умение пользоваться
- способствовать
использованию различных
- продолжать
учить детей анализировать
Материал: краски (гуашь), фломастеры, цветные карандаши, бумага, кисти, баночки с водой.
Словарная работа: сказочный герой, сказочный образ.
План-конспект:
- советы
- напоминания
- поощрение
- обыгрывание полуготовых изображений
3. Заключительная часть:
- анализ и оценка
- выставка работ.
Анализ детских работ проходил по следующим критериям (табл. 5).
Таблица 5
Критерии оценки уровня развития выразительности образа сказочного героя в рисунках детей
Критерий | Показатель | Уровень |
1. Использование
цвета как ср-ва |
Реальное использование
цвета Частичное использование
цвета Нарушение цветовой передачи |
Высокий Средний Низкий |
2. Изображение формы | Чёткое изображение
формы Искажённость
формы Бесформенность |
Высокий Средний Низкий |
3. Соблюдение симметрии | Соблюдение
симметрии Не полное соблюдение
симметрии и пропорции Полное несоблюдение симметрии |
Высокий Средний Низкий |
4. Соответствие величины предмета и пропорции | Соответствие
величины предмета и пропорции, сказочности Немного ошибочная
передача величины предмета Неумение передачи величины предмета и пропорции |
Высокий Средний Низкий |
5.
Правильное компанование на |
Загораживание
одного предмета другим, правильное компанование
предметов на листе Частичное загораживание
предметов, не соблюдение композиции Нет загораживания
одного предмета другим, неумение компоновать
изображение на листе |
Высокий Средний Низкий |