Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:50, курсовая работа
XX столетие отмечено поразительным разнообразием культурных и художественных явлений, многие из которых прямо противоположны друг другу по идейной направленности, формам художественного выражения и резко отличаются своими историческими связями и удельным весом в жизни широких кругов. Степень их воздействия на музыкальное и хореографическое искусство зачастую неодинакова (например, импрессионизм в музыке и в хореографии).
1.Введение.
2. Начало изменений, появление новых направлений в танце.
3.Танцевальные стили
4. Заключение
5. Список используемой литературы
6. Приложение
Примеры:
— Шостакович «Золотой
век» № 29
ТУСТЕП (франц. lancier, букв.
— улан) (с англ. — двойной шаг) — салонный
североамериканский парный бальный танец
с установленной композицией. Темп — умеренный
или быстрый, музыкальный размер — 2/4.
Имеет сходство с полькой. Является предшественником
уанстепа и фокстрота.
Возник в США в конце 1880-х гг. и до начала
1910-х гг. был моден в Америке и Европе, когда
его вытеснили уанстеп и квикстеп.
УАНСТЕП (франц. — «буря»)
(с англ. — один шаг) — бальный танец, исполняющийся
в быстром темпе, музыкальном размере
2/4 или 6/8.
Развился из тустепа. Возник в начале XX
века в Северной Америке. В 20-е гг. приобрел
широкое распространение в Европе. К концу
20-х гг. был вытеснен квикстепом. Являлся
один из предшественников фокстрота.
КВИКСТЕП (также
куикстеп, с англ. — быстрый шаг) — танец,
разновидность фокстрота, возникший в
середине 20-х гг. XX века. Музыкальный размер
— 4/4, первая и третья доли такта акцентируются.
Темп быстрый. Иногда словом «квикстеп»
обозначается быстрый марш.
ФОКСТРОТ (с англ. — лисий
шаг) — бальный танец свободной композиции,
основанный на скользящих шагах, выполняемый
в паре (в положении друг против друга).
Музыкальный размер — 4/4. Исполняется
в умеренно быстром (slow foxtrot) и быстром
(quick foxtrot) темпе.
Возник из рэгтайма, тустепа и уанстепа
в США около 1910-х гг. После 1 мировой войны
(приблизительно в 1914—18 гг.) получил широкое
распространение в Европе. Фокстрот в
свою очередь породил другие танцы с элементами
джазовой музыки, например, чарльстон,
шимми.
Примеры: — Шостакович «Золотой
век» № 19
ЧАРЛЬСТОН — танец импровизационного
характера афроамериканского происхождения,
родственный рэгтайму. Подобно фокстроту
исполняется в быстром или умеренно быстром
темпе. Характеризуется острым синкопированным
ритмом. Музыкальный размер — 2/2 или 4/4.
В его хореографии наряду с типично афро-американскими
элементами имеется сходство со старинной
гальярдой (быстрые повороты стопы одной
или обеих ног носками внутрь, сопровождающиеся
одновременным коротким или ритмичным
приседанием). В духе чарльстона в 1-й четверти
XX века нередко танцевали фокстрот.
Название танца произошло от одноименного
города в штате Южная Каролина (США). Есть
сведения, что негры танцевали его как
сольный танец для забавы путешественников
на паровозах. В 1924—27 гг., а также во 2-й
половине 1950-х гг. чарльстон пользовался
большой популярностью в Америке и Европе.
Его включали в репертуар музыканты традиционного
джаза.
БУГИ-ВУГИ (с англ. — звукоподр.)
— фортепианный импровизационный стиль
джаза, распространенный в 20-х гг. XX века,
а также модный эксцентричный танец, получивший
в 1920—50-е гг. большую популярность в США
и Европе.
Характерными чертами буги-вуги являются:
блюзовая основа, музыкальный размер 4/4,
темп умеренный или быстрый, 12-тактовая
структура в основе темы, ударная манера
звукоизвлечения с использованием тремоло,
трелей, кластеров. На фоне аккомпанемента
в виде так называемого «блуждающего баса»
(преимущественно по секундовым интервалам
с использованием аккордовых и проходящих
звуков, чаще всего ломаными октавами)
идет импровизация в свободном, остро
синкопированном и пунктирном ритме.
ДЖИТТЕРБАГ (англ. jitter — трястись,
bug — неврастеник, паникёр) — эксцентричный,
импровизированный быстрый танец с резкими
движениями (прыжки, тряска тела, вращение,
перебрасывание партнерши и др.), который
был популярен в США в 30-е годы XX века. Возник
в танцевальных залах нью-йоркского района
Гарлем (назывался также линди-хоп). В Европе
широкую популярность получил в 1940-х годах.
Имел большое сходство с буги-вуги и рок-н-роллом.
Одним из синонимов джиттербага являлось
название джайв (с англ. — пустая болтовня).
Танцы стиля джиттербаг сопровождаются
синкопированной музыкой.
РУМБА — афро-кубинский
(на Кубе глагол «румбаре» означает просто
«танцевать») импровизационный парный
танец с характерными движениями бедер.
Музыкальный размер — 2-дольный (чаще 4/4),
ритм — синкопированный (характерно акцентирование
последней, 4-й доли такта). Характерные
признаки румбы — острые акценты на слабых
долях такта, многократное повторение
8-тактовой мелодической фразы, остинатные
ритмические фигуры, исполняемые на маракасах
и др. ударных инструментах. Темп — умеренный
или умеренно быстрый.
В США румба стала известна с 1914, однако
ее расцвет пришелся на 1930-е гг., когда
в нее проникли элементы джаза. В Европе
распространилась в 40-х гг. XX века. Румба
послужила образцом для ряда латиноамериканских
бальных танцев.
САМБА — афро-бразильский
народный парный танец африканского происхождения
(восходит в истоках к танцевальным ритмам
чернокожих рабов, завезенных в Бразилию).
Исполняется в быстром темпе, в 2-дольном
музыкальном размере (2/4 или 4/4). Сопровождается
пением и игрой на шумовых инструментах.
Характер очень веселый, праздничный.
Танец возник в середине 30-х гг. XX века
и стал популярен в Европе в середине 1940-х
гг. В латиноамериканских странах существует
множество разновидностей самбы, которые
значительно отличаются от бразильской
(например, самакуэки, т. н. «креольская
самба» в Аргентине и Перу, ламбада и др.).
Для хореографии танца характерны частая
смена положений партнеров, подвижность
бедер и общий экспрессивный характер.
Является одним из основных ритмов в латиноамериканском
джазе.
МАМБО — парный импровизационный
латиноамериканский (кубинский) танец,
экспрессивный по характеру, родственный
ча-ча-ча и румбе. В отличие от них мамбо
не имеет четко выраженных фольклорных
корней, т. к. создавалось искусственно.
Музыкальный размер — 4/4, четкий остинатный
ритм. Темп — от умеренного до быстрого.
Разнообразные ритмы мамбо создаются
звучанием целого ряда ударных инструментов
(клавес, маракасы и др.).
Возник в 30-е гг. XX века; в начале 1940—50-х
гг. приобрел популярность в Европе. Первоначально
танец был осужден католической церковью
в ряде латиноамериканских стран или запрещен
властями в других.
ЧА-ЧА-ЧА — кубинский танец
умеренно быстрого темпа. Музыкальный
размер — 4/4, последняя четверть такта
делится пополам на две восьмых, первая
доля акцентирована.
Танец появился около 1953 года, впоследствии
приобрел известность в Америке и Европе.
Первоначально представлял собой упрощенный
вариант мамбо и румбы, отличался от них
более подвижным темпом. Характер танца
— подвижный, яркий, игривый и кипучий
– полностью отвечал характеру музыки.
КАЛИПСО — афро-американский
танец-песня, возникший на основе негритянских
фольклорных танцев южных и восточных
островов Карибского архипелага (Ямайки,
Тринидада и Тобаго). Восходит в своих
истоках к традиционным африканским и
вест-индским жанрам. Музыкальный размер
— 4/4. Темп умеренный. Традиционные формы
калипсо характеризуются использованием
полиметрии и полиритмии. В середине 50-х
гг. XX века приобрел популярность в Америке
и Европе.
Близок латиноамериканской самбе. Партнерша
в танце повернута спиной к партнеру, они
держат друг друга правыми руками, которые
подняты над головой танцовщицы; левая
рука между тем спокойно лежит на левом
боку женщины.
БОССА-НОВА (с португ. — новое
увлечение) — парный танец южноамериканского
происхождения, пришедший в танцевальные
залы Европы и Америки около 1960 года. Танец
развился из бразильской музыки под влиянием
джаза в совсем новом ритме (new beat). Для
него характерен скользящий затянутый
шаг на месте или в передвижении по залу.
Для музыкального сопровождения типичны
размеры 2/2, 4/4, ритм с острыми синкопами
и разнообразными акцентами.
Также означает стиль современного джаза,
получивший распространение в начале
60-х годов XX века. Стиль босса-новы основывается
на равноправии мелодии, гармонии и ритма
и на пении вполголоса.
ПАСОДОБЛЬ (также пасодобле;
исп. paso doble — двойной шаг) — испанский
танец в характере умеренно быстрого марша.
Имеет музыкальный размер 2/4, 3/4, 6/8. Был
популярен в Европе в 50-е гг. XX века.
Происхождение этого танца связано с испанскими
народными праздниками — фиестами, во
время которых проходили знаменитые бои
быков — корриды. На этих праздниках исполнялись
массовые народные танцы. И самым популярным
среди них был пасодобль. Поэтому очень
часто этот яркий, эмоциональный, но сложный
танец является как бы иллюстрацией корриды.
РОК-Н-РОЛЛ (производное от
англ. Rock and roll — раскачиваться и вращаться)
— песенно-танцевальная форма и стиль
современной массовой музыки, возникшие
в США в начале 50-х гг. XX века. Рок-н-ролл
характеризуется простой мелодией с несложной
гармонией, с метрическими акцентами на
слабых 2-й и 4-й долях такта. Музыкальный
размер — 4/4, темп — от умеренно быстрого
до быстрого. Исполняется певцом в сопровождении
малого ансамбля (саксофон, электрогитара,
контрабас или бас-гитара, фортепиано
или орган, ударные инструменты).
ШЕЙК (с англ. — букв. «трястись») — парный бытовой танец импровизационного характера (выражается резкими движениями плеч). Был популярным в США и Европе в 1-й половине 1960-х гг. Музыкальный размер — 4/4.
ТВИСТ (с англ. — букв.
крутить, вертеть) — американский парный
бытовой рок-танец импровизационного
характера с характерными движениями
бедер. Музыкальный размер — 4/4, темп —
умеренно быстрый или быстрый. Характерны
однообразные подчеркнутые акценты на
сильных долях такта. Музыка твиста представляет
собой разновидность рок-н-ролла.
Партнеры стоят, не касаясь, друг против
друга почти на месте, чередуя движения
бедер и всего корпуса при легком переносе
веса с ноги на ногу.
Первоначально исполнялся под песню певца
и композитора Хенка Боланда, записавшего
на грампластинку в ноябре 1958 г. танцевальную
пьесу «The Twist». Твист впервые стали танцевать
в дансингах Нью-Йорка, но мода пришла
к танцу спустя три года. В 1961—63 гг. был
популярен в Америке и Европе.
Современный танец (Contemporary Dance) — направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.
Свободный пластический танец — новый вид танца рождается на рубеже XIX—XX веков и благодаря, прежде всего, Айседоре Дункан. Айседора выдвигает новую философскую и художественную, основанную на античном идеале гармонического развития человека, концепцию «танца будущего». Дункан стремится сделать танец выражением личности, отражением неповторимой человеческой индивидуальности, инструментом самопознания. Дункан ценит в танце изначальную экспрессию человеческого тела, выражающуюся во взаиморасположении различных его частей — отсюда эпитет пластический. Дункан реформировала искусство танца, что заключалось в гармоничном слиянии всех его компонентов — музыки, пластики, костюма. Она разработала многие идеи и приемы танца, лучшие из которых вошли в сокровищницу мирового хореографического искусства.
Танец Модерн (Modern Dance) — направление искусства танца, развивавшееся в Европе и США в начале ХХ столетия, ведущими представителями которого являются Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман, Мери Вигман, Ханья Хольм, Хосе Лимон, Лестер Хортон, Эрик Хоукинс, Анна Соколоф, Лой Фуллер, Марта Грэм, Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Тед Шоун.
Танец Постмодерн (Postmodern Dance) — направление искусства танца, развивавшееся в США и Европе в 1960—1970-е гг., ведущими представителями которого являются Мерс Каннингхэм, Алвин Эйли, Талли Битти, Дональд Мак-Кейл, Алвин Николаи, Пол Тэйлор, Триша Браун.
БРЕЙК-ДАНС — танец, развившийся в 1980-е гг. в Америке и охвативший весь мир. Для него характерны несвязные, «рубленые» движения отдельных частей тела, которые представляют собой механические движения роботов, волны, проходящие по телу как электрический ток, и гимнастико-акробатические элементы.
Заключение.
Из этой курсовой работы мы узнали,
о том как и насколько изменились хореографические
стили и направления в течение всего XX века. Появление исполнения
танца в новой манере, преобразование
костюмов , характера.
Количество танцевальных жанров, получивших
распространение в XX веке, довольно велико.
В этой работе представлены самые основные.
В настоящее время развитие хореографии
не стоит на месте, постоянно появляются
новые направления и стили, а так же идет
смешение стилий.
Приложение
Информация о работе Теория и история хореографического искусства