Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:41, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть основные положения, выдвигаемые Цицероном и Квинтилианом, а также определить их роль и место в деле развития ораторского искусства и красноречия. Достижения данной цели соответствуют следующие задачи:
рассмотрение исторической эпохи и места ораторов в ней;
определение риторики как искусства и науки;
обоснование необходимости обучения красноречию;
внутреннее содержание риторики;
определение цели и технические приемы по ее достижению;
художественные стили и их основные характеристики.
Введение………………………………………………………………….………..3
1.История риторики и её теории…………………………………………….…4-6
2.Историческая эпоха
2.1.Место Квинтилиана в истории……………………………………………..7
2.2.Риторика Цицерона……………………………………………………...8-15
3.Основной труд. «Двенадцать книг риторических
наставлений» Квинтилиана………………………………………………….16-17
4.Определение риторики как искусства и необходимость
обучения ему……………………………………………………………………..18
5.Разделение риторики. Виды речей………………………….………………..19
Заключение……………………………………….………………………………20
Список литературы………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.История риторики и её теории…………………………………………….…4-6
2.Историческая эпоха
2.1.Место Квинтилиана в истории……………………………………………..7
2.2.Риторика Цицерона……………………………………………………..
3.Основной труд. «Двенадцать книг риторических
наставлений»
Квинтилиана…………………………………………………
4.Определение риторики как искусства и необходимость
обучения
ему…………………………………………………………………….
5.Разделение риторики. Виды речей………………………….………………..19
Заключение……………………………………….…………
Список
литературы………………………………………………..
Введение
Античные теории красноречия входят в золотой фонд риторической науки. И, естественно, для понимания сущности красноречия необходимо, прежде всего, познакомиться с взглядами древних риторов.
В древней риторической науке можно назвать имена исследователей, которые занимали ведущее место в разработке теории красноречия. Это Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и некоторые другие. Именно их теоретические изыскания составляют ту платформу, на которой основывались дальнейшие исследования.
Актуальность выбранной темы определяется вкладом в развитие риторики, который внес своим трудом «Воспитание оратора» римский оратор, адвокат и педагог Квинтилиан. Многое из того, что он пишет, не утратило своего значения и до сей день.
Цель работы – рассмотреть основные положения, выдвигаемые Цицероном и Квинтилианом, а также определить их роль и место в деле развития ораторского искусства и красноречия. Достижения данной цели соответствуют следующие задачи:
рассмотрение исторической эпохи и места ораторов в ней;
определение риторики как искусства и науки;
обоснование необходимости обучения красноречию;
внутреннее содержание риторики;
определение цели и технические приемы по ее достижению;
художественные стили и их основные характеристики.
Труд
Квинтилиана оказал огромное влияние
на гуманистов эпохи Возрождения, создававших
на его основе свои руководства по ораторскому
искусству. Наряду с Цицероном, другим
непревзойденный римским оратором, Квинтилиан
долгое время был самым читаемым латинским
автором, его книги считались образцом
для всех, писавших по-латыни в Новое время.
1.
История риторики
и её теории
Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Ассирии, Вавилоне и Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые появляются систематические работы по его теории. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры её произнесения, эффектной подачи материала. Софисты были риторами – платными учителями философии и ораторского искусства. Они принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н.э. школе философских просветителей, создавших невиданный культ слова и риторики. Софисты мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Слово, речь становится объектом изучения, а риторика – "царицей всех искусств", обучение которой стало высшей степенью античного образования. Софисты постоянно подчёркивали силу слова. Так, древнегреческий ритор Горгий в "Похвале Елене" пишет: "Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить". Такова, по мнению Горгия, сила слова. Но над словом следует постоянно работать, чтобы оно приобрело власть над людьми. Поэтому красноречие требует огромного труда. Протагор прекрасно это разъясняет: "Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на голову тем, которые его любят. Труден, правда язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители и учителя радуются, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся, - или, может быть, (иногда) они и не сердятся, так как они недостаточно проницательны".
В государстве
рабовладельческой демократии создалась
особая атмосфера для расцвета красноречия.
Оно становится существенным моментом
общественной жизни и орудием
политической борьбы. Владеть красноречием
считалось необходимостью. Постепенно
складывалось практическое направление
– составление речей для нужд
граждан, появлялись высказывания практиков
о языке и стиле выступлений,
которые послужили затем
Платон в диалоге "Федр" перечисляет блестящих ораторов, которых называет "Дедалами речей". Здесь Горгий и Тиссий, с их небывалой виртуозностью аргументации, Гиппий с Предиком, умевшие соблюдать меру в речах. Пол с его "музыкой речей", Эвен Паросский с его похвалами в форме порицаний, особенно же Фрассимах Холкедонский, который был известен своими жалобными речами о старости и бедности. Имеется упоминание о небывалом своеобразии речей Крития, хотя говорили, что он "невежда среди философов и философ среди невежд", Протагор же прославился своим талантом, как произносить обширные речи, так и кратко выражаться.
Такая
высокая культура речи в широком
понимании этого термина не могла
возникнуть сама по себе. Естественно
она стимулировалась
Основателем
риторического искусства
Но
самым главным представителем
софистической риторики
Классика занимает в античной эстетике древней Греции период с VI по IV в до н.э. Софисты, будучи представителями нового течения эстетической мысли, выраставшего из глубин социальноисторических судеб Греции второй половины V в до н.э., преодолели старый космологический период античной философско-эстетической мысли, являясь представителями средней (зрелой) классики.
Успехи в красноречии, по мнению софистов, связаны с огромной работой над техникой речи, над культурой речи, наконец, речь – это нечто индивидуальное, имеющее своеобразные признаки, связанные с учёбой, талантом, душевными свойствами. Качество речи и строгая композиция ассоциировались с гармонией человека, а семантика, значение слова – с субъективными, индивидуальными началами, духовным миром. Б.Чернышёв, говоря о характере риторики софистов, которая основывалась на волевых и эмоциональных моментах, пишет: "сознательное прокламирование формального идеала образования, преклонение перед риторической культурой и составляет момент, который с внешней общностью профессиональной практики и в связи с ней смыкает софистов в некое единство.
Действительно,
хотя логическая аргументация и входит
в состав средств убеждения, однако
нередко и блестящий парадокс,
неожиданный эристический приём (эристика
– искусство вести спор, полемику), богатая
инструментовка речи может более эффектно
впечатлить аудиторию. Если бы мы хотели
вкратце выразить задачу оратора, мы сказали
бы: " он должен загипнотизировать слушателей".
2. Историческая эпоха
2.1. Место Квинтилиана в истории
На смену
эллинистическим традициям
После падения Нерона, при династиях Флавиев (70—96 гг.) и Антонинов (96—192 гг.), в отношениях между императором и сенатом наступает период вынужденного примирения. Императоры демонстрируют свою кротость, сенат — свою преданность. Официально считается, что это вновь возродился «дух Августа», забытый было при первых его преемниках.
Императоры
объявляют себя покровителями просвещения
и искусств. Лучшие преподаватели
риторических школ начинают получать
жалованье от государства. Поэты
посвящают свои стихи императорам
и получают за них богатые подарки.
Литературные интересы становятся повальной
модой, на рецитации — авторские
чтения поэтов — собираются толпы.
Но если для Августа литература была
средством организации
Крупнейшим деятелем этой классицистической реакции был ритор Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35—96 гг.), гордость Рима, первый из риторов, принятый на государственное жалованье, а к старости назначенный воспитателем наследников престола. Свою программу он изложил в большом трактате «Воспитание оратора». Им было написано еще одно важное сочинение «О причинах порчи красноречия», но оно не сохранилось, как и изданная им самим речь в защиту Невия Арпиниана. Не сохранились, равным образом, и те труды Квинтилиана, которые издавались без его ведома его учениками, иногда в очень искаженном виде.
2.2.. Риторика Цицерона
Крупнейшим
классиком античного
В теории познания Цицерон склоняется к скептицизму, считая, что нет критерия для отличия реальных представлений от нереальных. Он рассматривает вопросы о высшем благе, о добродетелях, как единственном источнике счастья, стремится к совершенству. Такому стремлению соответствуют четыре добродетели: мудрость, справедливость, мужество, умеренность. Его философские воззрения легли в основу взглядов на ораторское искусство. Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство?