Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:35, дипломная работа
Объектом исследования дипломной работы является творчество К. Я. Голейзовского.
Предметом – авторский театр К. Голейзовского и его влияние на современную хореографию
Цель работы изучить творчество К. Голейзовского и его влияние на развитие современного хореографического искусства.
Задачи, которые будут решаться в ходе выполнения работы:
1.Изучить биографию К. Я. Голейзовского.
2.Исследовать творческий путь балетмейстера.
3.Рассмотреть экспериментаторскую работу К. Голейзовского в самодеятельных коллективах.
4.Изучить творчество К. Голейзовского, как хореографа-профессионала.
5.Проанализировать работу К. Голейзовского с народной хореографией.
6.Рассмотреть творчество балетмейстера в аспекте его влияния на развитие современного хореографического искусства.
Введение
Глава 1. К. Я. Голейзовский – жизнь и творчество
1.1. Биография К. Я. Голейзовского
Глава 2. Авторский театр К. Голейзовского
и его влияние на современную хореографию
2.1. Ранний этап творчества К. Голейзовского
2.2. «Чудесник танца»
2.3. Работа К. Я. Голейзовского в Большом Театре
2.4. К. Голейзовский и народная хореография
Заключение
Список литературы
Балеты «Иосиф Прекрасный» и «Теолинда» были показаны 3 марта 1925 года в Экспериментальном театре и до конца сезона ставились регулярно («Иосиф» прошел 17 раз) с хорошими сборами. К новой постановке одобрительно относился А. В. Луначарский. Но в театре «Иосиф Прекрасный» вызвал раскол.
В мае 1925 года разыгрался эпизод, известный как «бунт» молодежи.
Был издан приказ о новом составе режиссерского управления Большого театра. Его председателем и одновременно заведующим художественной частью был назначен В. Д. Тихомиров, членами – Л. А. Жуков и И. В. Смольцов. Молодежь Большого театра была обеспокоена тем, что среди руководителей труппы не оказалось ни одного сторонника новых исканий.
Тем не менее, дирекция не сочла нужным изменить состав руководства труппы. Зачинщики «бунта» (девять человек во главе с И. Моисеевым и М. Габовичем) были временно уволены из театра. События эти комментировались в прессе: появилась статья В. И. Блюма, выступил и К. Голейзовский. Но постепенно страсти улеглись.
К началу следующего сезона К. Голейзовский подписал с Большим театром договор, приняв на себя обязательства вести все спектакли «Иосифа Прекрасного» и «Теолинды» и поставить новый четырехактный балет «Лола» композитора С. Н. Василенко.
Новая тема входила в творчество К. Голейзовского. Из года в год параллельно обогащению формы расширялся и круг эмоций, которые он выражал танцем. Балет «Лола» должен был открыть доступ в новую сферу чувств – мужественных, сильных, цельных. На К. Голейзовского возлагал надежды и А. В. Луначарский.
К сожалению, эти качества К. Голейзовскому в ту пору развить не удалось. Задуманный им спектакль «Лола» не был осуществлен вовсе. «Смерч» – показан лишь двумя годами позже, в конце 1927 года. Признанный неудачным, балет прошел только один раз, а в газетах подвергся суровой критике.
Работая на Украине, К. Голейзовский поставил в Одессе и Харькове новый балет С. Василенко «В солнечных лучах». Он явился сатирой на современное буржуазное общество, предвосхитившей отдельные сцены «Смерча». При свете фонарей современного города плясали Мораль, Общественное мнение, Продажная любовь и пр.; их окружали безликие «дамы и господа», отличить которых друг от друга можно было лишь по буквам на одежде.
В это время Большой театр готовил к Октябрьским торжествам большой спектакль, в котором должен быть балетный акт с содержанием, соответствующим идее спектакля.
Спектакль «Смерч» готовили долго и исподволь. Наметками к нему послужили работы К. Голейзовского на эстраде, в частности «Город» в московском Вольном театре (1924). Там была показана «фокстротная оргия» буржуа, затем в качестве контраста – молодежь с серпами и молотами.
Работа над сценарием балета велась в 1925 г. Вот как было изложено содержание будущего балета: «Пролетарская революция охватила мир. Дворец за дворцом пожирает пламя восстания. Слуги вымирающего и поглощаемого возмущенным народом царизма скрываются в сохранившихся кое-где дворцах. Страшная Красная смерть – Красный смерч гонится за ними и настигает всюду. В нашей пьесе один из таких дворцов. Разврат и тление пляшут свой последний танец, облаченные в золото и драгоценности. Красная смерть рушит каменные и чугунные своды. Проникает внутрь и сокрушает эту последнюю язву. Новая эра новой жизни восходит над миром. На месте болота, где кишели гады, молот и серп возродили свой посев. Великий и свободный труд царит и сверкает над всем миром» [12, с.143].
Совершенно очевидна связь сценариев балета «Смерч» и балета «Маска Красной смерти» Н. Н. Черепнина, который К. Голейзовский ставил в 1919 году. В обоих случаях – властелин, укрывшийся во дворце от опасности, истерическое веселье, своего рода «пир во время чумы». В обоих случаях во дворец является призрак, несущий смерть: там Красная смерть – чума, здесь – Красный смерч – революция.
Аналогии возникают даже по линии второстепенных персонажей. У К. Голейзовского на балу во дворце появлялся скрипач (его исполнял известный музыкант, солист оркестра Большого театра Б. О. Сибор). Этим же приемом ранее думал воспользоваться Н. Черепнин. Образы «Смерча» отдаленно напоминали также образы балета «Золотой король», который в свое время пропагандировал А. В. Луначарский. Здесь тоже Владыка пировал в замке и народ восставал и сметал тирана.
Балет «Смерч» был задуман как плакат, в котором мысль выражена в нескольких экспрессивных образах, а эмоция предстает, сгущенной до символа. Отсюда вихреобразное движение толпы, Призрак революции, безобразные маски тиранов и их прислужников. Но далеко не во всем это удалось. В первоначальном замысле настораживает обилие бутафории. Революция символизировалась Призраком, который изображала механическая фигура; в первой и последней картине одним из главных выразительных средств становились писаные лозунги, развешанные на сцене. Перерабатывая в 1927 году сценарий, К. Голейзовский счел нужным ввести образы реальных людей, возглавляющих восстание. Но фактически они не получили ни должной характеристики, ни развития. Кроме того, появление вождя восстания (даже двух: мужчины в первой картине и женщины во второй) делало лишним сам образ Призрака революции [39, с.212].
В балете смешались два способа выражения: аллегорический (Призрак революции, Владыка, распадающийся в прах, и т. п.) и иллюстративный – толпа с топорами и дубинами. Наряду с условными приемами превращения монахов в сатиров, рядом с тюремщиками, у которых вместо голов были свастики, хореограф применил бытовую жестикуляцию «оратора» в первой картине. Сказывалось то, что «Смерч» был поставлен в 1927 году, в частности после «Красного мака».
Большой театр мечтал о спектакле, где было бы ярко показано народное восстание, о «грандиозном финале, изображающем падение старого мира». Но в «Смерче» образы людей из народа оказались малоубедительны, ходульны, недаром один из критиков писал, что они «склеены из папье-маше». Зато несравненно интереснее были показаны силы, противостоящие революции (Владыка напоминал плакатный Капитал; карикатурно изображалось и окружение Владыки). Рисуя страшный и нелепый, уходящий в небытие мир, К. Голейзовский пользовался приемами язвительного гротеска, сатирического преувеличения.
На деле эти сцены в балете «Смерч» заняли несоразмерно большое место. Широко развернув картину чудовищного последнего бала в последнем дворце, К. Голейзовский дал волю фантазии. Центр тяжести сместился.
После того как было принято окончательное решение не возвращаться к постановке «Смерча», из планов Большого театра выпали и остальные работы К. Голейзовского, в частности «Лола» и «Мотыльки» С. Н. Василенко. Оторванный в дальнейшем от академических балетных театров, работая главным образом на эстраде (в том числе в московском и ленинградском мюзик-холлах), хореограф продолжал в конце 1920-х – начале 1930-х годов создавать концертные программы для молодых артистов Большого театра. В них хореограф развивал свои ранние находки и, экспериментируя, искал новые решения. Но многие интересные замыслы 1920-х годов так и остались неосуществленными.
Прорываясь с нечеловеческим трудом сквозь паутину хорошо замаскированной травли и улюлюканья своих врагов, К. Голейзовский все же делал общественные показы тех своих произведений, которые удалось ему осуществлять благодаря сочувствию и симпатии жалевших его людей.
В 1927 г. он участвует в работе по постановке оперы «Любовь к трем апельсинам», где, кроме того, выполняет хореографическую часть. В том же году Голейзовский делает в Малом театре в пьесе «Гусары и голуби» сцену сектантского радения, и 17 июня 1927 г. в Большом театре с большим успехом проходит 3-актный показ его работ, в котором принимают участие лучшие силы академического балета.
В 1928 г. К. Голейзовский по просьбе дирекции Харьковского державного театра возобновляет «Иосифа Прекрасного» и попутно ставит балет «В соняшних проминях».
В 1933 г. по распоряжению Председателя Правительственной Комиссии, К. Голейзовский приглашается на постоянную работу в Государственный Академический Большой театр СССР. Там, замечательно встреченный труппой, он готовит сложнейший спектакль, в программу которого вошли «Дионисийские пляски», «Чарда», «Шопениана». Спектакль производит хорошее впечатление, и с хореографом заключается договор на постановку «Половецких плясок» в опере «Князь Игорь», которые, до сего дня стоят в репертуаре.
В 1934 г. происходит смена директоров Большого театра. Снова ситуация не в пользу Голейзовского, директор окружен недоброжелателями этого мастера. В 1936 г. К. Голейзовский был снят с работы в балетном техникуме, потому что в его произведениях «замечены элементы формализма и стилизации».
Несмотря на то, что руководители Большого театра видели в К. Голейзовском, прежде всего, злостного разрушителя устоев классического танца, искусство К. Голейзовского расширило круг танцевальных движений. К. Голейзовский сочетал классику с новонайденными приемами пластической выразительности и настаивал на том, что в пластике нет «плохих движений», надо только умело употребить их. Новая пластическая форма постановок вела к выявлению артистической индивидуальности через обнажение, раскрытие, разработку играющих светотенью, изменчивых эмоциональных состояний.
В творчестве многих отечественных и западных балетмейстеров эти находки К. Голейзовского нашли яркое воплощение. В частности, Дж. Баланчин оказался тем хореографом, кто создал совершенно новый образ классического танца, став основоположником неоклассицизма в балете. Дж. Баланчин отказался от многостраничных сказочных либретто, от подробной пантомимы и отдал все полномочия в балете танцу. Он довел до минимума бюджет спектаклей, где декорации нередко ограничивались слегка подсвеченным задником сцены. Он придумал необычайно смелые для этого искусства костюмы – строгие черные репетиционные трико. Дж. Баланчин, так же, как и К. Голейзовский обратился к музыке, казалось бы, вовсе не танцевальных произведений. Он открыл позабытую и никем не исполняемую Симфонию до мажор Ж. Бизе, на основе которой создал балет «Хрустальный дворец», «Любовные песни И. Брамса», «Шотландскую симфонию» Ф. Мендельсона и др. [7, с.22]
Другой известный хореограф современности – М. Бежар – на базе открытий К. Голейзовского, сумел воплотить в своих постановках идею, мысль, пластическую форму мысли. М. Бежар утверждал, что можно использовать любые новейшие элементы танца, что классический танец находится в постоянном становлении, что его словарь постоянно расширяется за счет развития техники и смелого использования возможностей человеческого тела [25, с.168].
Из отечественных хореографов, на которых отразились экспериментаторские поиски К. Голейзовского, следует отметить творчество Е. Панфилова, его Пермский театр танца модерн «Эксперимент» – с 1994 г. – «Балет Евгения Панфилова». В своих спектаклях он стремится к динамичности и зрелищности, сочетая различные танцевальные стили – классику, джаз, модерн, фольклор [9].
Также интересно и творчество Б. Эйфмана. Он работает в своем коллективе в основном в жанрах комедии и остросюжетной драмы. Сохраняя в качестве выразительного средства классический танец, Б. Эйфман синтезирует его с элементами танца модерн, джаз-танца, народно-сценическим и историко-бытовым танцем, обращается к гротеску, буффонадным приемам народного площадного театра, акробатике [56].
Интерес к народным танцам возник у К. Голейзовского с самого начала его творческой деятельности. Тогда они входили в комплекс его хореографических стилизаций. Сами названия танцев – испанский, цыганский, восточный, китайский – говорили, что круг интересов балетмейстера ограничивался материалом уже знакомым академическому балету, ставшим его частью в форме танца характерного. Со стандартами характерного танца К. Голейзовский вступал в спор.
Национальный характер у К. Голейзовского рождался из музыки, из знакомства с иконогографическим материалом, создавался «по национальным мотивам», пропущенным через смежные искусства. При этом музыкальная основа для них выбиралась из сочиненной на народной основе профессиональной музыки – Гранадос, Альбенис. Ей доверялось полностью, через нее возникало общение с этнографией.
В принципе так создавал номера своих дивертисментов и М. Петипа в балетах XIX в. Но в основе танца тогда лежали движения системы характерного танца. За долгую сценическую историю они сильно отдалились от первоисточника. К. Голейзовский, как и его учителя – М. Фокин, А. Горский, разрушил этот закон. При этом национальный орнамент соединялся у него с дункановской пластикой. Тут, как и в стилизациях под античность, под итальянскую народную комедию все было в личном ощущении художника, в его стремлении приблизиться к глубинным истокам явления. Как и в других его постановках, в народных танцах К. Голейзовского на первый план выходили тогда чувственность, усложненность линий.
В первые послереволюционные годы поиски в народном творчестве его здоровых демократических основ отозвались и в танцевальном искусстве. В первую очередь его захлестнула эпидемия «испанщины». «Испанское каприччио» Н. Римского-Корсакова появилось в постановке Л. Жукова в Большом театре, его же собиралась ставить Н. Гремина, спектакль «Кончита» – в студии «Молодой балет». Испанский танец был издавна знаком академической сцене. На сцене Большого театра шел и пользовался огромным успехом у нового зрителя «Дон Кихот» в постановке А. Горского – самый демократичный из спектаклей прошлого.
Новое содержание входило и в стилизации К. Голейзовского. Вскоре испанская тема в искусстве К. Голейзовского спроецировалась на замыслы многоактных спектаклей – «Лола» и «Кармен».
«Лолу» К. Голейзовский первоначально намеревался ставить на сцене Большого театра, и сделать его в духе пародии на «Дон Кихота». Теперь его связь с «русской Испанией» выступала иначе. В «Лоле» танец героев тоже должен был рождаться из «возбуждения уличной толпы», из буйного веселья хоты, народной пляски в кабачке и т. д. Народное должно было выступать как носитель положительного начала, обрести, как потом во всей советской хореографии, социальную окраску.
Информация о работе Театр Касьяна Ярославовича Голейзовского